Получи документы

Развитие способностей к техническому творчеству посредством овладения разнообразными видами конструкторов у детей 5–7 лет

Татьяна Спиридонова
Развитие способностей к техническому творчеству посредством овладения разнообразными видами конструкторов у детей 5–7 лет

Развитие способностей к техническому творчеству посредством овладения разнообразными видами конструкторов у детей 5–7 лет

Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ

Актуальность

Публикация «Развитие способностей к техническому творчеству посредством овладения разнообразными видами конструкторов у детей 5–7 лет» размещена в разделах

Развитие способностей к техническому творчеству у детей дошкольного возраста на сегодняшний день является достаточно актуальным вопросом, который обоснован множеством факторов:

Во-первых, основным из направлений Федеральных Государственных образовательных стандартов дошкольного образования является создание благоприятных условий развития способностей творческого потенциала каждого ребенка.

Во-вторых, это безусловно выполнение социального заказа государства, а именно профессиональная ориентация подрастающего поколения.

В-третьих, в городе в котором мы проживаем, имеется огромное количество промышленных предприятий, испытывающих потребность в инженерных кадрах, в кадрах с нестандартным мышлением, умеющих решать конструктивно-логические задачи, проблемные ситуации.

В-четвёртых, постоянный растущий интерес родителей и детей к техническому творчеству, к разнообразию конструкторов и лего-технике.

В-пятых, отсутствие должного опыта и знаний в области технического творчества как у детей дошкольного возраста, так и у педагогов.

Творчество - особый вид деятельности, в ходе которого человек отступает от общепринятых шаблонов, экспериментирует и в итоге создает новый продукт в области науки, искусства, производства, техники и т. д. С социально-экономической точки зрения новым может быть только тот объект, которого ранее не существовало. С психологической точки зрения творчеством считается любой процесс, в котором человек открывает что-то неизвестное для себя. Субъективная значимость изобретения выходит на первый план, когда речь идет о детях.

Техническое творчество - это такая деятельность, результатом которой становится создание различных технических объектов (моделей, приборов, всевозможных механизмов). Оно имеет особое значение, когда речь заходит о развивающемся индустриальном обществе.

Сегодня педагоги уверены: техническому творчеству можно научить каждого человека. Но заниматься этим необходимо с самого раннего возраста, чтобы ребенок привыкал грамотно мыслить, рационально работать с информацией, применять на практике усвоенные знания. Крайне важно пробудить интерес к технике. Таким образом, актуальность детского технического творчества и его использование в рамках воспитания в ДОУ неоспорима.

Тема: Развитие способностей к техническому творчеству посредством овладения разнообразными видами конструкторов у детей 5-7 лет.

Цель: Создание условий для успешного развития способностей к техническому творчеству у детей 5-7 лет.

Задачи:

Развитие у воспитанников творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков;

Развитие мелкой моторики;

• Обогащение представлений детей 5-7 лет о разнообразии видов конструкторов и способов работы с ними;

Развивать умение анализировать проблему и пути решения в ходе конструирования.

Участники: Дети подготовительной группы, родители и воспитатели.

Тип проекта: Практико-ориентированный

Срок проекта: долгосрочный

Этапы проекта:

I. Подготовительный

II.Основной

III. Заключительный

Ожидаемые результаты: У воспитанников сформируется творческая инициатива и самостоятельность, конструкторские и рационализаторские навыки.

На первом, подготовительном этапе мы провели анкетирование родителей подготовительной группы. В анкетировании приняло участие 15 родителей. На вопрос «Как Вы считаете, какова основная цель развития конструктивных навыков детей в детском саду», три родителя считают - научить детей играть с конструктором; пять родителей - развивать у детей навыки к техническому творчеству; три - развивать способности к изменению заданной формы объекта согласно заданным условиям; шесть - развивать универсальные психические функции мышления, памяти, внимания, воображения.

На сколько важны, по-вашему мнению, занятия конструированием в дошкольном возрасте? Очень важны считают семь родителей, пять - важны и один воздержался от ответа.

Часто ли Ваш ребёнок в домашней обстановке проявляет интерес к конструированию? Очень часто и часто считают 10 родителей, ежедневно - один, иногда проявляют - одна семья.

Что Вы делаете, чтобы поддержать этот интерес? Мнение родителей разделилось на две половины, семь родителей считают, что просто достаточно купить конструктор, а остальные считают, что необходимо играть совместно с детьми.

Какие конструкторы есть у Вас дома и в какие чаще всего играет ваш ребёнок? В семьях есть деревянный конструктор, магнитный, самым распространённом оказался ЛЕГО, в одной семье не оказалось конструктора.

Как часто Вы уделяете время и внимание совместному конструированию с ребёнком? Основная часть родителей ответила - при возможности.

Хотели бы принимать участие в мастер-классах в дошкольном учреждении? Двенадцать семей согласились принимать участие, две семьи отказались.

Рассказываете ли вы детям о механизмах, которые приводят в действие тот или предмет ( например: почему крутятся колёса, двигаются стрелки часов и. т. д) - двенадцать родителей утверждают, что рассказывают детям о механизмах и две семьи не посвящают детей в данные вопросы.

В ходе наблюдения за детьми педагог выявила, что дети могут строить только элементарные постройки из конструктора, такие как дома, гаражи, зоопарк для животных, мебель и т. д. В ходе конструирования у детей возникала проблема, которую они пытались самостоятельно решать. Не все дети интересовались конструированием, больше предпочитали играть в других центрах активности.

Для качественного осуществления проекта мы провели анализ развивающей среды, а именно разнообразие конструкторов в каждой группе и его достаточного количества на каждого ребёнка. По итогам анализа развивающей среды выявили, что во всех группах однотипные виды конструкторов это : деревянные кубики, конструктор Лего разных видов и размеров.

По мониторингу литературы и интернет-ресурсов определили список разнообразных видов конструкторов, необходимых для игровой деятельности и устойчивого интереса к техническому творчеству. В связи с этим были приобретены следующие виды конструкторов :

Конструктор «Снежинки»;

Магнитный конструктор;

Металлический конструктор разной сложности;

Конструктор «Пифагор»;

Электрический конструктор;

Лего;

Конструктор «Тико» всех видов;

Конструктор из мягких модулей и другие.

Для каждого конструктора мы разработали и приобрели контурные схемы, модели образцов для дальнейшего использования детьми в самостоятельной деятельности. Составили алгоритм работы с конструктором :

• Рассматривание образца, схемы, чертежа, рисунка, картинки.

• Поиск-выбор необходимых деталей из общего набора.

• Сборка частей модели.

• Последовательное соединение всех собранных частей в одну целую модель.

• Сравнение своей собранной модели с образцом, схемой, чертежом, рисунком, картинкой (или анализ собранной конструкции).

Подборка мультипликаций и энциклопедий для просмотра детьми по заявленной теме «Фиксики», «ЧиЧиЛенд» и другие;

По результатам проделанной работы мы составили план работы и приступили к его реализации.

План работы по реализации проекта

Месяц Тема

Дети

Сентябрь • Подборка разнообразных видов конструкторов и закупка новых

• Изучение литературы

• Просмотр мультфильмов и презентаций

• Знакомство детей с разными видами конструкторов. Показать будущие шедевры конструирования.

• Изготовление схем, моделей, образцов для дальнейшего использования детьми

Октябрь • Конструирование по схемам в свободной деятельности

Конструирование на тему «Транспорт» из разного конструктора

Конструирование строим мост для пешеходов

• Работа по образцу

Конструирование в гостях у сказки (по воображению детей)

Конструирование по пожарной безопасности для создания будущего мультфильма из Лего.

Ноябрь • Итоговое занятие «Все профессии важны»

• Создание и просмотр мультфильма «Не шутите, дети, с огнём»

Родители

Сентябрь • Анкетирование родителей

• Оформление папок передвижек на тему «Роль конструирования в жизни дошкольника», «Правила безопасности при работе с конструктором»

Конструирование из зубочисток в домашних условиях

Октябрь • Консультация на тему «Конструктор ТИКО : обучаемся, играем»

• Выставка предметов, состоящих из механизмов

• Гость группы

• Включение родителей в образовательный процесс и освоения новой конструктивной деятельности

• Мастер-класс «Строим вместе»

Ноябрь • Практикум «Строительная мастерская»

Социум

Сентябрь • Определение организаций для реализации проекта

Октябрь • Экскурсия в Политехнический колледж

• Взаимодействие с ЦИТ по направлению «Lego-конструирование как первый этап освоения робототехники», «Простые механизмы»

Ноябрь • Взаимодействие с ЦИТ по направлению «Lego-конструирование как первый этап освоения робототехники», «Простые механизмы»

Педагоги

Сентябрь • Вебинар «Учимся развивать инженерно-техническое мышление у дошкольников и младших школьников в клубе моделирования ТИКО-МАСТЕРА»

Октябрь • Мастер-класс для воспитателей «Знакомство с конструктором ТИКО»

Консультация «Развитие у дошкольников интереса к техническому конструированию, развитие технического изобретательства и конструкторских навыков»

Ноябрь • Обобщение опыта по данному направлению

Реализовав подготовительный этап данного проекта, мы приступили к его практической части.

При сотрудничестве с МАОУДОД «ЦИТ» по направлению «Lego-конструирование как, первый этап освоения робототехники» мы увидели заинтересованности детей к техническому творчеству. Педагог центра информационных технологий один раз в неделю с воспитанниками подготовительной группы проводил занятия на развитие воображения, изобретательности и творческих способностей ребёнка. Дети приобрели навыки конструирования работая в команде. Изучая простые механизмы такие, как зубчатые колёса, оси, рычаги, шкивы, ребята научились работать руками, что способствовало развитию элементарного конструкторского мышления, фантазии. Ребята изучили принципы работы многих механизмов и освоили основы технического творчества.

В рамках проектной деятельности воспитанники дошкольного учреждения посетили «Сосновоборский политехнический колледж». Сотрудники колледжа рассказали детям о профессиях, которые возможно получить в данном учебном заведении, провели для них экскурсию по мастерским, где дети могли не только увидеть, но ещё и потрогать, покрутить детали от автомобиля ЗИЛ.

Для них было очень удивительным увидеть в открытом доступе, то, что находится под капотом автомобиля, они увидели балку, ступицу, вентилятор и многое другое. Дети с большим удовольствием слушали и задавали вопросы: «Почему крутятся колёса и вентилятор, но колёса крутятся и едут, а вентилятор крутится, но не едет, а от него дует ветер». На данные вопросы ребята получили ответы от опытного преподавателя колледжа.

Мы начали предлагать детям использовать разнообразные виды конструирования такие как :

- конструирование по образцу. Заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей конструктора и показ способов их воспроизведения. В данной форме конструирования обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. У детей формируются обобщённые способы анализа объектов и обобщённые представления о них, необходимые для успешного осуществления конструирования. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов, построенной по принципу: от общего - к частям - к общему;

-конструирование по модели. Заключается в следующем: детям в качестве образца предлагают модель, в которой очертания отдельных её элементов скрыто от ребёнка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них конструктора. Таким образом, ребёнку предлагают определённую задачу, но не дают способа её решения. В процессе решения этих задач у детей формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие ее элементы, для того что бы воспроизвести ее в своей конструкции, умело подобрав и использовав, те или другие детали;

- конструирование по условиям. Заключается в следующем: не давая детям образца, рисунков и способов конструирования, определяют лишь условия, которым модель должна соответствовать и которые, как правило, подчёркивают практическое её назначение (например, сконструировать мост определённой ширины для пешеходов и транспорта). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры. Дети так же легко и прочно усваивают общую зависимость структуры конструкции от ее практического назначения и в дальнейшем могут сами на основе установления такой зависимости определять конкретные условия, которым будет соответствовать их постройка, создавать интересные замыслы и воплощать их, т. е. ставить перед собой задачу;

- конструирование по замыслу обладает большими возможностями для развёртывания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как они будут конструировать. Но создание замысла будущей конструкции и его осуществление – достаточно трудная задача. Замыслы детей неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности. Что бы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые способы. При этом степень самостоятельности и творчества зависит от уровня имеющихся знаний и умений (умение строить замысел, искать решения, не боясь ошибок, и т. п.);

- конструирование по наглядным схемам заключается в следующем: из деталей конструктора воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться при обучении детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому конструированию по схемам и чертежам. В результате такого обучения у детей развиваются образное мышление и познавательные способности, т. е. они начинают конструировать и применять внешние модели в качестве средства самостоятельного познания новых объектов,

- конструирование по теме, когда детям предлагают только общую тематику конструирования. Они сами создают замыслы конкретных построек из конструктора и способов их осуществления. Эта форма конструирования близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме – актуализация и закрепления знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику в случае их «застревания» на одной и той же теме.

В продолжении темы о механизмах мы показали детям мультфильм «Фиксики».

Мультфильм рассказывает о семье маленьких человечков, которые живут внутри техники и исправляют её поломки. Главный действующий персонаж – это восьмилетний мальчик Дим Димыч, с которым и дружат Фиксики, помогая ему разбираться в устройстве самых разнообразных механизмов и приборов. Обучение происходит в игровой форме. Из сериала дети узнали о строении и принципах работы буквально всего: пылесоса, пульта, будильника, холодильника, водопроводного крана, телефона и многого другого. Цикл мультфильмов Фиксики нацелен на:

развитие у ребёнка любознательности, самостоятельности и ответственности;

• обучение применению современной техники и разъяснение её устройства;

• формирование правильных отношений между детьми и взрослыми;

• воспитание нравственных качеств.

Детям стало интересно, и они стали проявлять самостоятельность и инициативу в данном направлении. В ходе режимных моментов дети ищут проблему, инициируют постройку того или иного объекта, путем обсуждения и анализа мы перечисляем методы и приемы конструирования. В процессе конструирования воспитанники сталкиваются с трудностями (сложное крепление, недостаточное количество деталей и т. д.) и сами ищут пути решения, обыгрывая данную ситуацию, проявляют творчество и фантазию. Например, при постройке детского сада ребята высказались, что было бы неплохо добавить на площадку лежаки, чтобы в солнечную погоду они смогли отдохнуть, полежать и погреться на солнышке. Конструируя пожарную часть из конструктора «Лего», ребята решили не только обыграть сюжет, но создать свой мультфильм «Правила пожарной безопасности».

Дети стали активными участниками конструктивной деятельности, они проявляли творчество и фантазию, им хотелось делиться своим опытом не только в рамках своей группы, но и привлекать детей других групп. Было принято совместное решение педагога и детей еженедельно приходить к малышам в группу. Ребята подготовительной группы совместно с малышами играют, делают замечательные постройки от простого к сложному. Подготовишки с гордостью и удовольствием помогают, объясняют, показывают, как правильно необходимо соединять конструктор. А малыши удивленно, но с радостью, улыбкой и старанием повторяют все показанное старшими, пытаются выполнить все правильно. Педагоги заметили, что дети раннего возраста стали проявлять интерес к конструированию, стали строить более сложные конструкции и пытаются их обыграть.

При реализации проекта родители стали активными участниками образовательного процесса. При большом разнообразии конструкторов в дошкольном учреждении дети стали просить купить определённые конструкторы домой. Родители стали задавать вопросы. Для повышения педагогической компетентности родителей в данном направлении, для них мы оформили информационные стенды с папками-передвижками, консультациями, с правилами безопасного использования конструктора в домашних условиях. Для практического использования конструкторов мы провели практикум «Строительная мастерская», где родители совместно с детьми конструировали и придумывали постройки. Дети с радостью помогали и даже объясняли родителям как крепится тот или иной элемент. Создав совместные постройки самолёта, металлических машин, детского сада, мы решили обогатить данные постройки совместной деятельностью «Все профессии важны».

Для повышения квалификации педагогов дошкольного учреждения был организован ряд мероприятий.

Во-первых, проведён инструктаж по ОЖЗ «Правила безопасного использования конструкторов»

Консультация «Развитие у дошкольников интереса к техническому конструированию, развитие технического изобретательства и конструкторских навыков».

Во-вторых, участие в вебинаре «Учимся развивать инженерно-техническое мышление у дошкольников и младших школьников в клубе моделирования ТИКО-МАСТЕРА.

Блоки вебинара: 1. Инженерия – актуальность понятия в образовании. Развиваем инженерно-техническое направление в образовательной организации. 2. Развитие инженерного (технического) мышления средствами инновационной образовательной технологии ТИКО-моделирования.

В-третьих, организован мастер-класс по робототехнике, где воспитатели поделились опытом между собой.

Педагогическое мастерство воспитателя, которое предполагает использование многообразия педагогических приемов обучения конструирования в подготовительной группе, создание необходимых условий помогает лучше организовать педагогический процесс.

III. Заключительный проекта.

Конструирование подготавливает почву для развития технических способностей детей, больше, чем другие виды деятельности, что очень важно для всестороннего развития личности. Формируется у ребенка определенная позиция «Я сделал это сам», что важно для его развития. Получение результата становится для ребенка критерием, по которому он может судить о себе, своих возможностях. При этом происходит развитие глазомера, точности движений и координированная работа обеих рук, умение детей подбирать и целенаправленно использовать материалы и инструменты. Все это позволяет рассматривать художественное конструирование, как средство подготовки детей к обучению в школе.

В результате работы по данной теме, у детей сформировался устойчивый интерес к данному виду деятельности. Через конструирование у детей развивается творческая сторона интеллекта. Дети научились планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения, успешно ориентироваться в пространстве, классифицировать предметы, использовать чертежи в процессе конструирования. В ходе реализации проекта родители стали проявлять большее внимание к деятельности ДОУ. Педагоги, в свою очередь, полностью погрузились в изучение данной темы и планируют распространять свой опыт среди педагогов дошкольных учреждений.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Цель: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игрРазвитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр Дорогие коллеги, хочу поделиться с вами дидактическими играми для сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста. Роль дидактических.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр.Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Развитие творческих способностей детей посредством синтеза искусствРазвитие творческих способностей детей посредством синтеза искусств Музыкальное воспитание и изобразительная деятельность являются частью эстетического воспитания и не могут рассматриваться отдельно. Ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие способностей к техническому творчеству посредством овладения разнообразными видами конструкторов у детей 5–7 лет
Опубликовано: 5 мая 2021 в 16:16
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД