Ирина Накарякова
Развитие связной речи через обучение рассказыванию по картине и серии картинок
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.
Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей.
По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:
• связные высказывания короткие;
• отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
Публикация «Развитие связной речи через обучение рассказыванию по картине и серии картинок» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
• состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
• уровень информативности высказывания очень низкий.
Одной из задач развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности.
Цель данной работы – рассмотреть теоретические и практические основы обучения детей рассказыванию по картине и серии сюжетных картинок.
Обучение рассказыванию по картинам – это самый сложный вид рассказывания.
Описание картин – умение видеть все детали, ориентироваться в сюжете картины (первый план, задний план, умение задавать вопросы, описывать по памяти, добавлять недостающие детали, находить ошибки в картинке, придумывать сюжеты, подходящие по смыслу к данной картине и пр.
Общие требования к организации работы с картиной :
1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.
2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.
Требования к отбору картин
• Содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;
• картина должна быть высокохудожественной;
• изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими;
• Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного.
• Сильное сокращение и заслонение предметов вызывает их неузнаваемость.
• Следует избегать излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка.
• условное формалистическое изображение не всегда воспринимается детьми;
• следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения.
• Подбор картин в соответствии с лексическими темами календарного планирования.
• Подбор сюжетных картин осуществляется на основе общих дидактических требований в соответствии с возрастом детей.
• Обязательно учитывается состояние зрения детей: Если у ребенка низкая острота зрения, картинки надо подбирать побольше;
• При выборе картины для занятия, педагог должен учитывать, что дети знают:
- о персонажах картины (девочка, мальчик, колобок);
их действиях (гуляют, играют, едят);
о месте действия (Где? В лесу, дома);
- о времени действия (Когда).
Картина, показывается детям, выставляется на доске или мольберте против света.
Дети усаживаются против нее полукругом. Для показа необходима специальная полочка. Показывать пальцем не дозволяется.
Этапы обучения детей рассказыванию по картине
В младшем дошкольном возрасте
осуществляется подготовительный этап, который ставит своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию.
В среднем дошкольном возрасте
детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.
В старшем дошкольном возрасте
возрастает мыслительная и речевая активность детей. Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины.
Виды рассказывания по картине :
1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий
2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.
3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин : ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.
4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине : ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.
5. Описание пейзажной картины и натюрморта. Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6, 5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».
Занятия по разным видам картин включают ряд общих элементов:
Подготовка детей к восприятию содержания картины.
Картина должна быть хорошо видна всем детям
Разбор её содержания.
- Воспитатель должен дать законченную инструкцию для её рассмотрения : «Рассмотрите (посмотрите) внимательно эту картину. Мы сейчас будем отвечать на вопросы (описывать её, составлять рассказ, подбирать название и пр.). Нередко инструкция ограничивается двумя словами «Посмотрите на картину…» Такое задание психологически неверно. Оно не побуждает к речевому высказыванию, зачем смотреть просто так?
- Дать время на рассмотрение картины (1-2 минуты).
- Выяснить, что увидел ребёнок («Коля, что ты увидел на картинке). Направить внимание детей серией наводящих вопросов на те детали, которые они упустили:
- Посмотрите, кто изображён в центре картины? Какого цвета у него глаза? Какое у него настроение? Как ты думаешь, кто изображён на заднем плане?
- Интересным и очень стимулирующим речевое высказывание является задание «Подбери (придумай) название к картинке, чтобы оно отражало:
-красоту внешнего вида;
-характер героя;
-состояние погоды, природы.
- Обязателен разбор предметного содержания, в процессе которого уточняются значения слов, вводятся новые слова и словосочетания.
- Необходимо включать упражнения на усвоение и закрепление языкового материала.
- Игровые упражнения для активизации психических процессов.
Для активизации внимания, зрительного восприятия и памяти рекомендуется, после разбора содержания картин, проведение игровых упражнений типа: «Кто больше увидит?» (ребёнок называет изображённые на картине предметы указанного цвета, назначения, сделанные из того или иного материала и т. д.); «Кто лучше запомнил?» (ребёнок должен вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи картины); «Кто самый внимательный?» (используя картину, дети поочерёдно заканчивают предложение, начатое педагогом, нужным по смыслу словом) и др.
В процессе формирования умения рассказывать по картинам желательно включать вопросы, развивающие воображение детей типа:
-Как ты думаешь, чем пахнет воздух?
-Изобрази силу ветра.
-Представь, что это ты изображён на картине, что ты чувствуешь?
-Покажи, как быстро пробежала лиса.
Обучение детей составлению рассказа.
Составление рассказов детьми.
Анализ детских рассказов.
При проведении занятий по развитию связной речи необходимо учитывать следующие методические принципы:
Постепенное усложнение в ходе занятия речевого материала (от простых фраз к сложным, от 3-словных к 4-словным, от фраз к пересказу);
Постоянная активизация в ходе занятий детей (особенно слабых, но только на уровне фразовых ответов;
Исключение, особенно на первых порах, отрицательной оценки деятельности детей. Акцентирование внимания на успехах и достижениях с целью повышения речевой активности.
Определённая последовательность опроса детей при рассказывании. Сначала вызываются более сильные дети.
Приёмы работы с сюжетными картинками :
Детям раздают картинки в любой последовательности (из одной серии). Воспитатель составляет план рассказа, в соответствии с которым дети должны разложить картинки. После этого дети составляют рассказ по картинкам.
Детям раздают серию картинок для определения их последовательности. Воспитатель начинает рассказ по первой картинке, дети должны продолжить его по своим картинкам.
С большим удовольствием дети распутывают канву из двух сказок. Они должны последовательно разложить картинки двух сказок и вспомнить их названия. («Репка», «Колобок»).
После составления рассказа по серии сюжетных картинок дети с помощью воспитателя передают его содержание в лицах.
Составив рассказ по серии картинок, дети придумывают ему название, дополняют его предыдущим и последующим событиями.
Дети рассматривают серию картинок, устанавливают их последовательность, потом переворачивают картинки и рассказывают их содержание по памяти.
Все картинки перемешиваются, и каждому ребёнку даётся 2-3 из них. Дети рассматривают картинки и раскладывают их в такой последовательности, чтобы по ним можно было составить связный рассказ.
Дети не умеют рассматривать картины, не всегда могут устанавливать взаимосвязи между персонажами, иногда не понимают способы изображения объектов. Поэтому необходимо учить их смотреть и видеть предмет или сюжет на картине, развивать наблюдательность.
К рассказыванию по картине детей подводятся постепенно, через другие занятия, на которых учатся воспринимать содержание картинки, правильно называть изображенные на ней предметы и объекты, их качества, свойства, действия, отвечать на вопросы и с их помощью составлять описание.
Этой цели служат : -
- предметно-развивающая среда ДОУ :
занятия (НОД, (чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций; рассказывание сказок с использованием настольного театра или фланелеграфа;
наблюдения и экскурсии); дидактические игры;
- предметно-развивающая среда в семье.
Методика обучения рассказыванию по содержанию картины постоянно обогащается новыми творческими находками воспитателей, интересными методами и приемами управления речевой деятельностью детей.
В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни.
Нужно помнить, что речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому, так важно чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком.