Ирина Вершинина
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование метода моделирования
▼ Скачать + Заказать документы
Умение говорить – искусство. Умение слушать – культура. Устная речь - это процесс публичного мышления. Это всегда – импровизация. Давайте понаблюдаем за тем, как говорят наши дошкольники.
На лицо видно, что как никогда перед педагогами, и родителями стоит проблема связной монологической речи у детей. Результат обучения дошкольника связной речи зависит от многих причин. Прежде всего, от социальной среды, которая обеспечивает ребёнку речевое общение. Большую роль в развитие речи ребёнка играет семья, где ребенок приобщается к культуре речевого общения. Простота, выразительность и доступность речи взрослого способствует развитию и обогащению языка детей. Из-за того что у родителей сегодня меньше времени, ребёнок остаётся один на один с собой. Много времени проводит перед телевизором. Никакие игрушки, компьютеры не научат ребёнка общаться. Современные дети много времени проводят за компьютерами, получая зрительную информацию. Ребёнок не нуждается в том, чтобы задействовать механизмы активности речи - он только слушает. Речь детей становится скудной - она ограничивается восклицаниями, отдельными фразами героев комиксов, любимых персонажей. Ребёнок испытывает трудности в общении.
Публикация «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование метода моделирования» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2018
Требования Федерального Государственного Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Становление связной речи является актуальной задачей на рубеже подготовки детей к школьному обучению. Это объясняется тем, что, собственно, речь считается приемом формирования и формулирования идеи, средством общения и воздействия на окружающих.
Процесс развития связной речи ребенка требует постоянного педагогического руководства. Без овладения речью, а точнее, связной речью, невозможно дальнейшее развитие и образование ребенка.
Особое внимание в формировании связной речи уделяю при проведении коррекционной работы с дошкольниками, имеющими общее речевое недоразвитие. У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наблюдается значительное отставание в формировании навыков описательно-повествовательной речи. Серьёзные затруднения возникают у таких детей при пересказе и составлении рассказов по наглядной опоре (например, серии сюжетных картин). В коррекционной работе с такими детьми формирование связной речи превращается в сложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы учителя-логопеда. Поэтому очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями, задержкой психического развития и общим недоразвитием речи.
Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни.
Дети с нарушениями речи, ОВЗ быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания, часто не могут довести начатую работу до конца. Все эти и многие другие особенности психических процессов детей не могут не сказываться на состоянии и ходе развития их речи. Поэтому в коррекционной работе основное внимание уделяется: формированию монологической речи, обучению детей составления предложений (по демонстрируемым действиям, по опорным словам, образцам) и обучению рассказыванию разного вида.
Таким образом, к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Цель моей работы - развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через составление описательных рассказов с использованием метода моделирования.
Для достижения данной цели я поставила перед собой следующие задачи:
Образовательные задачи:
- учить высказывать и обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;
- формирование мотивации учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов;
- формирование навыков построения связных монологических высказываний;
- формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога, закрепление навыков в составлении ответов на вопросы в виде развернутых предложений;
- практическое овладение простыми синтаксическими моделями фраз, составляемых на основе непосредственного восприятия и имеющихся представлений;
- формирование умственных операций, связанных с овладением фразовой речью – умений соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания.
Коррекционные задачи:
- обогащение зрительных представлений;
- развитие внимания;
- стимуляция познавательной активности (задания на поиск);
- создание условий для полноценного взаимодействия через систему специальных заданий;
- включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций (согласование числительных с существительными, прилагательными, существительных с прилагательными);
- развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка и т. д.);
- закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
- формирование навыков ориентировки в пространстве;
- развитие мелкой моторики рук;
- формирование навыков самоконтроля и самооценки.
В отечественной науке проблеме развития связной речи посвящено немало исследований (М. М. Алексеева, В. П. Глухов, Э. П. Короткова, И. Н. Лебедева, Е. А. Смирнова, Ф. А. Сохин, Е. М. Струнина, Т. А. Ткаченко, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, Е. А. Флерина, В. И. Яшина и др.).
Как отмечает О. С. Ушакова, связная речь – это речь, которая требует связности, целостности, которые связаны между собой и характеризуются коммуникативной направленности, логики изложения, структурой, а также организацией языковых средств.
Согласно исследованиям Л. С. Выготского связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его.
Исследования Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой и др. показывают, что у детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. Словарь достигает до 4000 слов, эти слова легко включаются речь, ребенок может строить сложные грамматические конструкции. Возникает частое употребление простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. На вопросы старшие дошкольники отвечают достаточно четкими, краткими или же развернутыми ответами. Могут довольно последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказ. Однако дети все еще нуждаются в предшествующем образце и помощи взрослого.
Исследования Т. Н. Дороновой, Е. А. Тихеевой и др. показывают, что умение связно говорить, осознавая речь и ее строение, возможно только в процессе серьезной работы, создавая определенные условия обучения.
Развитие связной речи и формирование навыков общения - одна из главных задач дошкольного учреждения.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Осуществляется она в двух формах – диалоге и монологе.
О. С. Ушакова утверждает, что диалогическая речь является первичной естественной по происхождению формой языкового общения. Она состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения. При этом особую роль играет мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова.
По мнению А. Р. Лурия диалог, как форма речи, состоит из реплик, из цепи последовательных речевых реакций. Он осуществляется в виде разговора двух или нескольких участников речевого общения. Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание предмета, о котором идет речь. Развитие диалогической речи находится в тесной связи с развитием внимания, памяти, мышления, формированием словаря и грамматического строя речи детей.
По мнению психологов, монологическая речь представляет собой наиболее сложную форму речи, направленную на передачу информации. А. А. Леонтьев отмечает, что это организованный вид речи. Поэтому особенности монологической речи показывают, что она требует специального речевого воспитания.
В посвященных развитию речи исследованиях Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, О. И. Соловьевой и других ученых отмечается, что умение связно говорить развиваетсялишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях.
Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на практических занятиях. В среднем и особенно старшем дошкольномвозрасте дети овладевают основными типами монологической речи - пересказом и рассказом.
Монологическая речь наиболее сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развёрнутостью, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти, напряжённого внимания к содержанию и форме речи. Опираясь на логически более последовательное мышление, чем в процессе диалога, разговора. Чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться распространённые предложения, более точный словарь.
Чтобы связно рассказать о чем-либо, надо отчетливо представлять себе объект рассказа уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Наилучшим средством для развития этих способностей является картина. В процессе работы с картинами и картинками у детей развивается активный словарь, связная речь, умение четко и правильно составлять предложения и т. д.
Развитие монологической речи не отделимо от решения отдельных задач речевого развития : обогащения и активации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи. В жизни каждому человеку приходиться общаться с другими людьми, и он должен ясно выражать свои мысли и правильно понимать других. Упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы. Поэтому важно вовремя организовать развивающий потенциал среды.
Задачи развития связной речи занимают центральное место в общей системе работы по развитию речи в дошкольном образовательном учреждении. Обучение связной речи одновременно является и целью и средством практического овладения языком. Оно имеет чрезвычайное значение для развития интеллекта и самосознания ребенка, положительно влияет на формирование его важных личностных качеств таких, как коммуникабельность, доброжелательность, инициативность, креативность, компетентность. С помощью хорошо развитой связной речи ребенок учится четко и ясно мыслить, легко устанавливает контакт с окружающими, инициирует собственные идеи. Участвует в различных видах детского творчества.
Всвоей работе по развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через составление описательных рассказов использую метод моделирования. Моделирование - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В исследованиях многих психологов (Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.
Виды моделирования :
- Предметное моделирование (детские рисунки сюжетных фрагментов героев, предметов для игры; плоскостные театры; фланелеграф; иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений)
-Предметно - схематическое моделирование (структура текста - круг, разбитый на сектора (начало, середина, конец); театры геометрических фигур, театр-символизация; схемы предлогов: нас, в, к).
-Графическое моделирование (структуры описательного рассказа об игрушках, транспорте и другие; схемы к рассказам, стихотворениям; наборы схем для графического плана; детские схемы).
Дети дошкольного возраста (особенно дети с различными речевыми нарушениями, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. Большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не только оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а ещё и потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания. Кроме того, при составлении описательного рассказа по картине дети зачастую упускают из виду некоторые элементы сюжета, не замечая детали картины. В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Моделирование используется в старшей и подготовительной к школе группах.
Проблему развития связной речи детей старшего дошкольного возраста я решаю через составление описательных рассказов с использованием метода предметного моделированияс использованием детских рисунков для составления иллюстративных панно. Данный метод использую в работе над лексическими темами, связанными с временами года, сезонными явлениями.
Работа осуществляется в следующей последовательности:
1. Подготовительный этап. На данном этапе решаются следующие задачи: повторение лексического материала на речевом уровне, развитие моторики рук (раскрашивание; вырезание, развитие логического мышления (выбор определённого цвета, тона, например: листвы в зависимости от времени года, совместная деятельность детей и родителей в подготовке материалов для занятий.
При изучении определённой лексической темы детям предлагаю создать панно с помощью их рисунков (даются листы-раскраски с предметными картинками из изучаемого словаря темы образовательной деятельности на данный момент, которые необходимо раскрасить; готовые картинки, которые нужно просто вырезать или нарисовать самим, но заранее оговорённых размеров). По желанию детей материал готовится с родителями в рамках домашнего задания, помимо речевых упражнений; в вечернее время совместно с воспитателями.
2. Основной этап. На данном этапе решаются следующие задачи: формирование навыков построения связных монологических высказываний; обучение умению высказываться и обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога, закрепление навыков в составлении ответов на вопросы в виде развернутых предложений; практическое овладение простыми синтаксическими моделями фраз, составляемых на основе непосредственного восприятия и имеющихся представлений;формирование умственных операций, связанных с овладением фразовой речью – умений соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания.
Параллельно с подготовкой дидактического материала для составления рассказа по картине готовим запас слов (тематический словарь). Для этого используем просмотр презентаций, видеороликов, наблюдения на прогулках, практически каждый день кормим с детьми птиц, ребята приносят из дома крупу, семечки которые мы рассыпаем в кормушки на территории ДОУ, наблюдаем за птицами, обязательно беседуя обо всё, что делаем и видим. Рассматриваем иллюстрации, рисунки детей, читаем художественную литературу.
2.1 «Определение состава картины»
Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на
картине.
Для составления рассказа по картине готовим запас слов (тематический словарь) : выделяем объекты и их детали, изображенные на картине.
Последовательность называния объектов может быть любая.
2.2 «Установление взаимосвязей между объектами накартине»
Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.
Для составления осмысленного рассказа по картине, учимся устанавливать
взаимосвязи между объектами, изображенными на ней (соединяем выделенные ранее объекты и объясняем, почему их можно соединить) : сначала говорится, что с чем связано, затем почему.
Последовательность объединения между объектами может быть любая и зависит от
выбора детей, с которым следует согласиться.
Если ребенок затрудняется найти взаимосвязи между объектами, прибегаем к коллективному обсуждению.
После установления взаимосвязей, я подвожу итог в виде рассказа-рассуждения.
3. Заключительный этап. На данном этапе решаются следующие задачи:
- обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенныеорганы чувств;
- учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины, с опорой на разныеорганы чувств,
-учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени;
-учить детей пространственной ориентировке на картине;
Для создания описательного рассказа с использованием максимального количества органов чувств: рука – дает тактильные ощущения, ухо – звук, нос воспринимает запах, язык ощущает вкус, глаз дает представления о зрительном образе объекта, уточняет всепредыдущие признаки – о пространственном расположении объекта, размере и цвете.
При составлении рассказа-описания с помощью слухового и обонятельного анализаторов можно представить возможные звуки и запахи, исходящие от объектов изображенных на картине, с помощью вкусовогоанализатора можно определить на картине съедобное – несъедобное.
Для обучения детей описывать объекты, изображенные на картине использую прием «вхождения в картину». Побуждаю детей к описанию возможных ощущений
к воспринимаемому на картине, описывать не единичные ощущения, а их комплекс.
тактильные ощущения. Ребята самостоятельно отбирают необходимые для рассказа изображения, последовательно раскладывают их, ориентируясь на листе и выбирая подходящее место в иллюстративном панно для каждой картинки. Свои действия ребята сопровождают словесными пояснениями, выстраивая описательный рассказ. В результате проделанной работы предложения, используемые детьми богаты прилагательными, сравнительными оборотами, лишены аграмматизмов, эмоционально богаты. Помимо видимых элементов используют то, что находится «за кадром» : эмоции детей во время прогулок, звуки леса в различное время года, тактильные ощущения температуры в зависимости от описываемого сезона, вкус фруктов в осеннем саду и т. д.
Таким образом, в процессе работы наблюдается некоторый рост в развитии речевой активности детей, повысился уровень развития речи. Дети овладевают речевыми умениями, учатся самостоятельно составлять описательные рассказы о сезонах, пользоваться разнообразными средствами выразительности, объяснять и доказывать взаимосвязь предметов. Обогатился словарный запас, дети пользуются обобщающими словами и понятиями, повысился уровень звуковой культуры речи, сформированности фонематического слуха, закрепление произношения звуков родного языка, чёткого произнесение слов и предложений; умение образовывать разные формы одного и того же слова, согласовывать различные части речи в роде, числе и падеже.
Дети много наблюдали на прогулках и рассказывали о своих наблюдениях, сравнивали, обобщали существенные признаки живой и неживой природы, составляли описательные рассказы, учились грамотно выражать свои мысли, упражнялись в правильном составлении предложений.
В дальнейшем, я планирую продолжать работу по развитию речевой активности детей, т. к. речь – одна из важнейших линий развития ребёнка. Практиковать данный метод при изучении других лексических тем, разрабатывать дидактический материал совместно с детьми и родителями ( например: «Семья», «Квартира. Мебель» и т. д.) Безусловно метод предметного моделирования эффективен, интересен для детей, единственная сложность – это большой объём работы на подготовительном этапе (подготовка дидактического материала).
В целях улучшения организации педагогического процесса планирую совершенствовать формы, методы и приёмы организации детей на коррекционных занятиях; совершенствовать свои навыки и умения, пополнять свои знания.