МААМ-картинки

Развитие связной речи и коммуникативных навыков посредством продуктивных видов деятельности

Алена Яковенко
Развитие связной речи и коммуникативных навыков посредством продуктивных видов деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Детское художественное творчество нужно,

прежде всего самому ребенку для развития

его воображения, эмоционально-эстетической сферы,

овладению речью как средством передачи мыслей,

чувств, внутреннего мира человека

Л. С. Выготский

Развитие связной речи и коммуникативных навыков посредством продуктивных видов деятельности.

Публикация «Развитие связной речи и коммуникативных навыков посредством продуктивных видов деятельности» размещена в разделах

В настоящее время речевое развитие детей остается одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти. Без неё человек не мог бы получать и передавать большое количество информации. Без письменной речи он был бы лишен возможности узнать, как жили и что делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства.

Речь человека - это показатель его развития. Чтобы стать высокообразованным он должен овладеть всеми богатствами родного языка. Детский сад - это первая ступень системы образования, и на педагогов ложится огромная задача заложить основу, базис личностной культуры ребенка-дошкольника.

Согласно ФГОС дошкольного образования, на этапе завершения дошкольного обучения ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь использовать ее для выражения своих мыслей, чувств и желаний. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Развитие диалогической и устной монологической речи закладывает основы успешного обучения в школе.

Средний возраст - важнейший период в развитии дошкольника, когда он нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Они легко объединяются в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Для того, чтобы помочь малышам справиться с окружающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании коммуникативных навыков.

В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.

Связь развития руки с развитием мозга доказывают современные психологи и педагоги. Они утверждают, что формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук, что и глаз и мысль ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука.

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов

В. А. Сухомлинский говорил «Истоки способностей и дарований детей на кончиках его пальцев». «Рука-это инструмент всех инструментов» - сказал Аристотель. «Рука своего рода внешний мозг»- писал Кант. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребенок.

Учитывая выводы ученых, в своей работе по развитию речи и коммуникативных навыков у детей большое внимание уделяю различным видам продуктивной деятельности.

Определила цель работы: способствовать активизации речи детей в разных видах продуктивной деятельности.

Поставила следующие задачи:

создать в группе развивающую речевую среду;

развивать произносительную и связную сторону речи;

активизировать словарь детей;

формировать грамматический строй речи;

-развивать мелкую моторику руки.

- овладение детьми практическими техниками и приемами в разных видах изобразительной деятельности.

Для решения данных задач создала в группе центры детской деятельности : центр искусств, центр строительно-конструктивных игр, центр «Грамотейка», центр науки. Благодаря им, дети, играя и занимаясь, учатся умениям оказывать помощь, слушать и слышать, не перебивать собеседника, благодарить, уступать, договариваться (например, о распределении обязанностей, ролей, об этапах предстоящей работы).

Организуя деятельность дошкольников в перечисленных центрах придерживаюсь принципа уважения к мнению ребенка.

Перспективное планирование занятий разработала в соответствии с тематическим планированием, утвержденным в детском саду. Каждое занятие состоит из двух тесно связанных условных частей.

• Первая, вводная часть - развитие речи;

• Вторая – практическая, творчески направленная.

Основные задачи первой части занятия – определить мотив деятельности детей, используя различные приемы и средства развития речи. Театрализации, игры направленные на развитие речевых компетенций, подводят детей к необходимости изготовления какого-либо крайне необходимого для игры, театрализации предмета. Сюрпризные моменты, ожидание чуда, волшебства “подогревают” интерес.

Цель второй части занятия – изготовление поделки, рисунка,аппликации

В своей работе по изобразительной деятельности опираюсь на авторскую программу И. А. Лыковой «Цветные ладошки», в которой реализуются требования ФГОС ДО.

Эта программа интересна новизной обстановки, необычной мотивацией к деятельности, использованием разнообразных материалов, неповторяющимися творческими заданиями. Программа позволяет незаметно осваивать секреты художественного мастерства не по схеме «взрослый учит – ребенок учится», а в интересной, увлекательной общей деятельности. Я подталкиваю малышей самим найти способ рисования, выбрать материал для изображения, будь то краски, карандаши, восковые мелки, объяснить свой выбор. Создавая коллективные работы, дети общаются, договариваются и обсуждают вместе полученный результат.

Ведь ни что не сближает так детей и взрослых, как совместная деятельность, в то же время взрослый всегда имеет возможность помочь ребенку справиться с затруднениями, возникающими в процессе деятельности, а также увлечь, заинтересовать личным примером.

Большую роль в развитии интереса ребёнка к продуктивной деятельности отвожу дидактическим, пальчиковым играм, физкультминуткам, музыкальному сопровождению и художественному слову. Выразительное чтение поэтических строк становится завязкой сценария предстоящей встречи с детьми, стихи развивают воображение, чувственно-эмоциональную сферу юного художника и обогащают его речь словами, обозначающими чувства и настроение человека: восторг, восхищение, изумление, радость.

Для развития и активизации речи на занятиях по изобразительной деятельности использую следующие методические приемы:

1. Создание проблемной ситуации, формулирующей коммуникативную направленность речи. Если кому-то из детей специально «забыть» положить лист бумаги (кисть, карандаш и т. д., ребёнок будет вынужден попросить недостающее, т. е. проявить речевую инициативу, используя нужные слова в правильной грамматической форме.

2. Комментирующая речь педагога непосредственно в процессе работы детей. (Коля обмакивает кисточку в воду, а Таня уже обмакнула. Что значит обмакнуть? Это значит погрузить кисточку на короткое время в жидкость- в воду, краску, клей. Миша набирает на кисточку коричневую краску, вероятно, начнёт рисовать стволы деревьев. и т. д.) Если комментирующая речь воспитателя звучит систематически на каждом занятии, то дети привыкают работать при таком речевом фоне. Это ничуть не мешает им, а, наоборот, помогает усвоить изобразительные технические навыки. С помощью слова педагога дети начинают видеть себя со стороны, осознавать контекст своей деятельности, своё место в общем ритме творческой работы.

3. Проговаривание детьми своих действий. Постепенно комментирующая речь педагога из монолога превращается в диалог - неспешный разговор то с одним, то с другим ребенком - не шепотом, а вслух. (Маша, ты, что сейчас рисуешь? - Я рисую ствол дерева коричневой краской. - Маша, ты рисуешь ствол всей кистью плашмя, а веточки как будешь рисовать? И т. д.) Если диалоги будут звучать на занятиях систематически, то к концу года дети овладеют разнообразными синтаксическими конструкциями, и будут свободно пользоваться словами в различных грамматических формах.

4. Цель продуктивной деятельности обязательно называю дважды: перед тем как дети начнут действовать и после завершения действия, как его результат. (Что мы будем делать? Что ты, Маша будешь делать? В конце занятия то же самое: Что мы сделали? Что ты Маша сделала?.) .

5. Использование в речи большого числа глаголов. Дети сами пользуются глаголами и точно называют свои действия. (режу, вырезаю и т. д.) Связь слова с действием намного ускоряет и облегчает процесс усвоения детьми глаголов, действия в изобразительной деятельности становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, ритмичными, регулируемыми.

6. Отчет ребенка о том, что он приготовил к занятию. Этот приём позволяет отработать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.

7. «Дорисовывание» словами своей незаконченной работы - рисунка, аппликации, постройки - действенный приём формирования речевого высказывания и повод для составления связного рассказа творческого характера.

8. «Похвалим работу товарища» - хороший приём для активизации в речи притяжательных прилагательных (на Сашином рисунке видны заячьи следы, для упражнения в подборе определений и образных выражений.

9. «Почемучки» - закрепление умения задавать друг другу различные вопросы, и каверзные в том числе, по поводу изображенного на рисунке или аппликации.

Вне занятий детские работы остаются еще долгое время наглядной опорой для разнообразных речевых упражнений:

1. Речевые высказывания с обращением (Маша, смотри, на Сашином рисунке.)

2. Придумывание названия своему рисунку и рисунку товарища;

3. Сочинение рассказа или сказки к своей работе;

4. Особенно интересно оформить их в виде книжки - самоделки;

5. Разговор от лица изображенных живых и неживых объектов;

6. Сравнение двух работ и т. д.

Эти приёмы позволяют использовать любые благоприятные моменты для расширения речевой практики детей.

Решая задачу развития коммуникативных навыков у детей пятого года жизни, разработала несколько игр и игровых ситуаций с использованием конструктора, которые использую в совместной деятельности с детьми.

Совершая обследовательские действия с предметами и куклами из конструктора, дети узнают такие качества предметов, как твердость или мягкость, гладкость или шероховатость, тяжелый или легкий предмет.

Для создания атмосферы живого и интересного общения, обогащения словаря, введения в словарь новых слов использую развивающие комплекты «Дикие животные» и «Большая ферма».

Словесные игры с использованием конструктора «Большой – маленький», «Один – много», «Четвертый лишний», «Кто потерял хвостик?», «На улице большого города» применяю для обогащения лексического запаса.

Для формирования мотивации речевой деятельности использую такие приемы, как: создание проблемных ситуаций, беседы, рассказы, чтение художественной литературы, стихов, потешек, встречи со сказочными героями. Стимулируя развитие игровых ситуаций, очень часто даю детям речевой образец. Проговариваю вслух игровые действия. В группе установлено правило – все игровые действия с фигурками конструктора необходимо проговаривать для своих партнеров по игре: что делаю? Что хочу сделать? Как буду делать? В ходе игровых действий дети получают практические навыки ролевого диалога, учатся договариваться друг с другом. Придумываю сама сказки и загадки про животных, обыгрываю их совместно с детьми.

Включение родителей в педагогический процесс также является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.

Работая по проблеме речевого развития детей мной были :

• Оформлены информационные стенды для родителей

Проведены консультации по темам: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», «Ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста», «Играем с пальчиками».

• Проведены индивидуальные беседы с родителями по итогам анализа речевого развития детей.

• Организованны показы интегрированной деятельности по речевому развитию и продуктивной деятельности детей.

• Проведен мастер- класс по совместному изготовлению игр и пособий по развитию речи и мелкой моторики руки

Подводя итог, следует сказать, что продуктивные виды деятельности позитивно влияют на формирование речевых и коммуникативных навыков. Накопленный опыт позволяет сделать вывод о том, что у детей моей группы значительно обогатился пассивный словарь и увеличился активный, у них появилось больше поводов для общения. Подтверждением тому является положительная динамика уровня развития связной речи. Дети научились пояснять и объяснять. Увеличилось количество ребят, которые в свободной деятельности умеют договариваться со сверстниками о предстоящей игре, самостоятельно решая конфликтные ситуации. У дошкольников стала более развитой мелкая моторика.

Закончить свое выступление хочется словами В. А. Сухомлинского:

«Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требует душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности» Развитие речи дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности Детская продуктивная деятельность всегда насыщена эмоциями. Эмоциональные.

Мастер-класс «Формирование у дошкольников социальных навыков и развитие речи посредством театральной деятельности» Тема: «Формирование у дошкольников социальных навыков и развитие речи при взаимодействии ДОУ и семьи посредством театральной деятельности».

Проект «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством различных видов деятельности» ПРОЕКТ «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности» Актуальность проекта: Речь – это творческая.

Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством игры Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников посредством речевых игр СЛАЙД №1 Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. В дошкольном возрасте закладываются начальные.

Развитие коммуникативных   способностей  у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Речь на защиту презентации Орловой (Гариной) Ю. В. 1 слайд. Вашему вниманию предлагаю компьютерную презентацию практических достижений.

Развитие мелкой моторики дошкольников посредством различных видов деятельности Развитие мелкой моторики дошкольников через различные виды деятельности Творческий отчет по теме самообразования Емельяновой Юлии Сергеевны.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством продуктивных видов деятельности Сухомлинский В. А. гениальный педагог отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно.

Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством двигательной деятельности с мячом. Опыт работы. .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи и коммуникативных навыков посредством продуктивных видов деятельности
Опубликовано: 22 апреля 2017 в 08:52
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи и коммуникативных навыков посредством продуктивных видов деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Алена Яковенко (УИ 1112527) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД