Алена Яковенко
Развитие связной речи и коммуникативных навыков посредством продуктивных видов деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Детское художественное творчество нужно,
прежде всего самому ребенку для развития
его воображения, эмоционально-эстетической сферы,
овладению речью как средством передачи мыслей,
чувств, внутреннего мира человека
Л. С. Выготский
Развитие связной речи и коммуникативных навыков посредством продуктивных видов деятельности.
Публикация «Развитие связной речи и коммуникативных навыков посредством продуктивных видов деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В настоящее время речевое развитие детей остается одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти. Без неё человек не мог бы получать и передавать большое количество информации. Без письменной речи он был бы лишен возможности узнать, как жили и что делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства.
Речь человека - это показатель его развития. Чтобы стать высокообразованным он должен овладеть всеми богатствами родного языка. Детский сад - это первая ступень системы образования, и на педагогов ложится огромная задача заложить основу, базис личностной культуры ребенка-дошкольника.
Согласно ФГОС дошкольного образования, на этапе завершения дошкольного обучения ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь использовать ее для выражения своих мыслей, чувств и желаний. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Развитие диалогической и устной монологической речи закладывает основы успешного обучения в школе.
Средний возраст - важнейший период в развитии дошкольника, когда он нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Они легко объединяются в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Для того, чтобы помочь малышам справиться с окружающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании коммуникативных навыков.
В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.
Связь развития руки с развитием мозга доказывают современные психологи и педагоги. Они утверждают, что формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук, что и глаз и мысль ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука.
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов
В. А. Сухомлинский говорил «Истоки способностей и дарований детей на кончиках его пальцев». «Рука-это инструмент всех инструментов» - сказал Аристотель. «Рука своего рода внешний мозг»- писал Кант. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребенок.
Учитывая выводы ученых, в своей работе по развитию речи и коммуникативных навыков у детей большое внимание уделяю различным видам продуктивной деятельности.
Определила цель работы: способствовать активизации речи детей в разных видах продуктивной деятельности.
Поставила следующие задачи:
создать в группе развивающую речевую среду;
развивать произносительную и связную сторону речи;
активизировать словарь детей;
формировать грамматический строй речи;
-развивать мелкую моторику руки.
- овладение детьми практическими техниками и приемами в разных видах изобразительной деятельности.
Для решения данных задач создала в группе центры детской деятельности : центр искусств, центр строительно-конструктивных игр, центр «Грамотейка», центр науки. Благодаря им, дети, играя и занимаясь, учатся умениям оказывать помощь, слушать и слышать, не перебивать собеседника, благодарить, уступать, договариваться (например, о распределении обязанностей, ролей, об этапах предстоящей работы).
Организуя деятельность дошкольников в перечисленных центрах придерживаюсь принципа уважения к мнению ребенка.
Перспективное планирование занятий разработала в соответствии с тематическим планированием, утвержденным в детском саду. Каждое занятие состоит из двух тесно связанных условных частей.
• Первая, вводная часть - развитие речи;
• Вторая – практическая, творчески направленная.
Основные задачи первой части занятия – определить мотив деятельности детей, используя различные приемы и средства развития речи. Театрализации, игры направленные на развитие речевых компетенций, подводят детей к необходимости изготовления какого-либо крайне необходимого для игры, театрализации предмета. Сюрпризные моменты, ожидание чуда, волшебства “подогревают” интерес.
Цель второй части занятия – изготовление поделки, рисунка,аппликации
В своей работе по изобразительной деятельности опираюсь на авторскую программу И. А. Лыковой «Цветные ладошки», в которой реализуются требования ФГОС ДО.
Эта программа интересна новизной обстановки, необычной мотивацией к деятельности, использованием разнообразных материалов, неповторяющимися творческими заданиями. Программа позволяет незаметно осваивать секреты художественного мастерства не по схеме «взрослый учит – ребенок учится», а в интересной, увлекательной общей деятельности. Я подталкиваю малышей самим найти способ рисования, выбрать материал для изображения, будь то краски, карандаши, восковые мелки, объяснить свой выбор. Создавая коллективные работы, дети общаются, договариваются и обсуждают вместе полученный результат.
Ведь ни что не сближает так детей и взрослых, как совместная деятельность, в то же время взрослый всегда имеет возможность помочь ребенку справиться с затруднениями, возникающими в процессе деятельности, а также увлечь, заинтересовать личным примером.
Большую роль в развитии интереса ребёнка к продуктивной деятельности отвожу дидактическим, пальчиковым играм, физкультминуткам, музыкальному сопровождению и художественному слову. Выразительное чтение поэтических строк становится завязкой сценария предстоящей встречи с детьми, стихи развивают воображение, чувственно-эмоциональную сферу юного художника и обогащают его речь словами, обозначающими чувства и настроение человека: восторг, восхищение, изумление, радость.
Для развития и активизации речи на занятиях по изобразительной деятельности использую следующие методические приемы:
1. Создание проблемной ситуации, формулирующей коммуникативную направленность речи. Если кому-то из детей специально «забыть» положить лист бумаги (кисть, карандаш и т. д., ребёнок будет вынужден попросить недостающее, т. е. проявить речевую инициативу, используя нужные слова в правильной грамматической форме.
2. Комментирующая речь педагога непосредственно в процессе работы детей. (Коля обмакивает кисточку в воду, а Таня уже обмакнула. Что значит обмакнуть? Это значит погрузить кисточку на короткое время в жидкость- в воду, краску, клей. Миша набирает на кисточку коричневую краску, вероятно, начнёт рисовать стволы деревьев. и т. д.) Если комментирующая речь воспитателя звучит систематически на каждом занятии, то дети привыкают работать при таком речевом фоне. Это ничуть не мешает им, а, наоборот, помогает усвоить изобразительные технические навыки. С помощью слова педагога дети начинают видеть себя со стороны, осознавать контекст своей деятельности, своё место в общем ритме творческой работы.
3. Проговаривание детьми своих действий. Постепенно комментирующая речь педагога из монолога превращается в диалог - неспешный разговор то с одним, то с другим ребенком - не шепотом, а вслух. (Маша, ты, что сейчас рисуешь? - Я рисую ствол дерева коричневой краской. - Маша, ты рисуешь ствол всей кистью плашмя, а веточки как будешь рисовать? И т. д.) Если диалоги будут звучать на занятиях систематически, то к концу года дети овладеют разнообразными синтаксическими конструкциями, и будут свободно пользоваться словами в различных грамматических формах.
4. Цель продуктивной деятельности обязательно называю дважды: перед тем как дети начнут действовать и после завершения действия, как его результат. (Что мы будем делать? Что ты, Маша будешь делать? В конце занятия то же самое: Что мы сделали? Что ты Маша сделала?.) .
5. Использование в речи большого числа глаголов. Дети сами пользуются глаголами и точно называют свои действия. (режу, вырезаю и т. д.) Связь слова с действием намного ускоряет и облегчает процесс усвоения детьми глаголов, действия в изобразительной деятельности становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, ритмичными, регулируемыми.
6. Отчет ребенка о том, что он приготовил к занятию. Этот приём позволяет отработать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.
7. «Дорисовывание» словами своей незаконченной работы - рисунка, аппликации, постройки - действенный приём формирования речевого высказывания и повод для составления связного рассказа творческого характера.
8. «Похвалим работу товарища» - хороший приём для активизации в речи притяжательных прилагательных (на Сашином рисунке видны заячьи следы, для упражнения в подборе определений и образных выражений.
9. «Почемучки» - закрепление умения задавать друг другу различные вопросы, и каверзные в том числе, по поводу изображенного на рисунке или аппликации.
Вне занятий детские работы остаются еще долгое время наглядной опорой для разнообразных речевых упражнений:
1. Речевые высказывания с обращением (Маша, смотри, на Сашином рисунке.)
2. Придумывание названия своему рисунку и рисунку товарища;
3. Сочинение рассказа или сказки к своей работе;
4. Особенно интересно оформить их в виде книжки - самоделки;
5. Разговор от лица изображенных живых и неживых объектов;
6. Сравнение двух работ и т. д.
Эти приёмы позволяют использовать любые благоприятные моменты для расширения речевой практики детей.
Решая задачу развития коммуникативных навыков у детей пятого года жизни, разработала несколько игр и игровых ситуаций с использованием конструктора, которые использую в совместной деятельности с детьми.
Совершая обследовательские действия с предметами и куклами из конструктора, дети узнают такие качества предметов, как твердость или мягкость, гладкость или шероховатость, тяжелый или легкий предмет.
Для создания атмосферы живого и интересного общения, обогащения словаря, введения в словарь новых слов использую развивающие комплекты «Дикие животные» и «Большая ферма».
Словесные игры с использованием конструктора «Большой – маленький», «Один – много», «Четвертый лишний», «Кто потерял хвостик?», «На улице большого города» применяю для обогащения лексического запаса.
Для формирования мотивации речевой деятельности использую такие приемы, как: создание проблемных ситуаций, беседы, рассказы, чтение художественной литературы, стихов, потешек, встречи со сказочными героями. Стимулируя развитие игровых ситуаций, очень часто даю детям речевой образец. Проговариваю вслух игровые действия. В группе установлено правило – все игровые действия с фигурками конструктора необходимо проговаривать для своих партнеров по игре: что делаю? Что хочу сделать? Как буду делать? В ходе игровых действий дети получают практические навыки ролевого диалога, учатся договариваться друг с другом. Придумываю сама сказки и загадки про животных, обыгрываю их совместно с детьми.
Включение родителей в педагогический процесс также является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.
Работая по проблеме речевого развития детей мной были :
• Оформлены информационные стенды для родителей
• Проведены консультации по темам: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», «Ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста», «Играем с пальчиками».
• Проведены индивидуальные беседы с родителями по итогам анализа речевого развития детей.
• Организованны показы интегрированной деятельности по речевому развитию и продуктивной деятельности детей.
• Проведен мастер- класс по совместному изготовлению игр и пособий по развитию речи и мелкой моторики руки
Подводя итог, следует сказать, что продуктивные виды деятельности позитивно влияют на формирование речевых и коммуникативных навыков. Накопленный опыт позволяет сделать вывод о том, что у детей моей группы значительно обогатился пассивный словарь и увеличился активный, у них появилось больше поводов для общения. Подтверждением тому является положительная динамика уровня развития связной речи. Дети научились пояснять и объяснять. Увеличилось количество ребят, которые в свободной деятельности умеют договариваться со сверстниками о предстоящей игре, самостоятельно решая конфликтные ситуации. У дошкольников стала более развитой мелкая моторика.
Закончить свое выступление хочется словами В. А. Сухомлинского:
«Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требует душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».