Лучший педагог года

Развитие связной речи и обогащение словаря дошкольников в процессе экспериментальной деятельности

Миронова Лидия Александровна
Развитие связной речи и обогащение словаря дошкольников в процессе экспериментальной деятельности

Развитие связной речи и обогащение словаря дошкольников в процессе экспериментальной деятельности

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современной дошкольной педагогике, как общая основа воспитания и общения детей.

Публикация «Развитие связной речи и обогащение словаря дошкольников в процессе экспериментальной деятельности» размещена в разделах

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей.

С появлением компьютеров, планшетов, телефонов, стало мало живого общения детей со сверстниками родителями. Все свободное время дети грают в одиночестве.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить процесс формирования речевой активности.

Я работаю в группе комбинированной направленности и наблюдаю, как отрицательно влияют отклонения в развитии речи на развитие ребенка, затрудняют его общение с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов, препятствуют овладению знаниями и, следовательно, тормозят формирование полноценной личности. Понимая насколько высоки современные требования, предъявляемые ребенку при поступлении в школу, ставлю перед собой цель найти наиболее эффективные методы и приемы для создания мотивации общения у детей, формирования у них стремления рассказать о себе, своих впечатлениях, о наблюдениях из повседневной жизни. Также осознаю, что должна владеть необходимыми образовательными технологиям и уметь применять их в своей работе.

Мой педагогический опыт подсказал мне, что необходимо внимательно присмотреться к детскому экспериментированию, как одному из наиболее эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира. Реализуя этот метод, я применяю в своей работе технологию исследовательской деятельности. Во – первых, она предполагает активизацию поисковой активности. А надо ли говорить о том, что дошкольники – это самый любопытный народ, который постоянно стремиться узнать, «а что же там внутри». Во – вторых, формирует исследовательские способности, т. е. учит ставить задачу исследования, выдвигать различные гипотезы, выбирать способы исследования, планировать свою работу, анализировать полученные результаты и соотносить их с собственными предположениями. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме отмечают, что формирование исследовательских способностей и развитие речи очень тесно связанны между собой, и это прослеживается на всех этапах. Дошкольникам еще сложно самим поставить задачу исследования, и на этом этапе я вижу свою роль в том, чтобы стимулировать их интерес к предметам и явлениям, пробуждать любознательность. «Почему нельзя сделать зонтик из фольги?», «Почему нельзя пуститься в плавание на бумажном кораблике?». Заинтересовав детей, я перехожу к следующему этапу – выдвижению гипотез. Скажу сразу, что это самый благотворный этап для активации речевой активности. Каких предположений только не услышишь от детей. («Сосульки ночью развесил Дед Мороз», «Зонтик нельзя сделать из фольги, потому что она шуршит»). В любом случае, они ценны тем, что дети пытаются выразить свои мысли и, чаще всего, это попытки построить сложноподчиненные предложения.

Следующий этап- это определение способов исследования и планирования работы. Это так же очень важный этап как, в становлении исследовательских способностей, так и в речевом развитии. Он учит последовательно выстраивать ход действий и проговаривать из вслух. Планирование – это сложная мыслительная функция. Дошкольники должны научиться планировать не только свои действия, но и речевые высказывания.

Затем наступает самый интересный для детей этап – это проведение исследования. Я никогда не перестаю удивляться тому, с каким интересом дети проделывают, кажется простые и привычные действия: переливают воду, чтобы убедиться в том, что она всегда принимает форму сосуда, «превращают» воду в лед, мнут бумагу, надувают шары и т. д. Все эти действия, как правило, сопровождаются восторженными восклицаниями, что говори о положительном эмоциональном настрое. Эмоциональное реагирование представляет собой способ понимания дошкольниками особенностей окружающего мира, раскрывает смысл происходящего для детей.

Далее идет ответственный этап анализ полученных результатов. Дети наперебой пытаются рассказать о том что у них получилось или не получилось. И здесь важно не только послушать о результатах исследования, но и выяснить почему так произошло. Желательно чтобы каждый из участников исследования высказал свое мнение. Так же важно опираясь на тактильный и визуальный опыт детей в ходе эксперимента работать над лексической стороной речи. Обогащать словарь детей прилагательными, глаголами. Это не только формирует у детей представления о том, что есть слова разные по звучанию, но и учит их правильно пользоваться ими в различных высказываниях. Развивать представления о родственных словах, проводить работу над понятийной функцией слова. Помогать усваивать анонимы, поскольку именно через них передается система изменений, происходящих с предметами и явлениями. Постепенно речь детей становиться образной, красочной, выразительной.

Переходя к этапу анализа проведенного исследования, важно не только подвести детей к определенному выводу, но и зафиксировать полученные ими знания в форме рисунков, условных обозначений, ведение журнала экспериментов. Такая форма работы закрепит знания детей, позволит им не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире. Накопление знаний формирует опыт. Таким образом, целесообразность выбранной мною технологии исследовательской деятельности очевидна. Она помогает детям приобрести знания в ходе формирования практических умений. Все это происходит на фоне развития лексической, грамматической и понятийной стороны речи.

При организации экспериментально – исследовательской деятельности необходимо создать атмосферу сотрудничества и взаимодействия. Даже если в ходе исследования ребенок робко и неуверенно сказал два – три слова – это уже хорошо, т. к. он вступил в сложный процесс общения внутри сообщества детей. Важно так же создать ситуацию успеха. Постановка познавательной задачи требует, чтобы она была принята детьми, интересна им, тогда они с увлечением вступят в обсуждение проблемы. Им будет понятна и доступна достаточно сложная терминология. Связь детского экспериментирования и развития речи имеет двухсторонний характер. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, а пополнение знаний способствует развитию речи. Этому помогает партнерское взаимодействие педагога с детьми. В процессе экспериментирования мы с детьми становимся сотрудниками, пытающимися найти решение проблемы. На смену монологу приходит партнерский диалог. Речь детей постепенно становится более грамотной, сформированной, развернутой. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими с другими объектами и средой обитания. Необходим двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи и обогащению словаря детей. Детское экспериментирование один из наиболее эффективных методов развития не только познавательных закономерностей и явлений окружающего мира, но и развития речи, т. к. оно тесно связано с ним.

Именно поэтому в своей работе я применяю технологию исследовательской деятельности.

Во – первых. Она предполагает активизацию поисковой активности.

Во – вторых, формирует исследовательские способности, т. е. учит ставить задачу исследования, выдвигать различные гипотезы, выбирать способы исследования, планировать свою работу, анализировать полученные результаты и соотносить их с собственными предположениями.

Китайская пословица гласит : «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок видит, слышит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно – экспериментальной деятельности в практику нашей группы. Думаю, что это и есть цель моей работы.

Публикации по теме:

Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения рассказыванию «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Развитие связной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности. Программа саморазвития воспитателя Тема самообразования: «Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность». Цель: создание условий для успешного развития.

Консультация для воспитателей «Развитие словаря дошкольников, как одна из важных задач развития речи» Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи дошкольников в процессе музыкального воспитания» Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего человека. Музыкальное искусство – мощный стимул в развитии личности.

Консультация «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности» Муниципальное казенное дошкольное учреждение д/с № 12 «Солнышко» Камышловского района Свердловской области План по самообразованию на 2018.

Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то.

Развитие связной речи дошкольников посредством мнемотехники Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми.

Развитие связной речи дошкольников старшего возраста посредством театрализованной деятельности Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление.

Развитие связной речи у дошкольников Ребенок дошкольного возраста должен уже не просто уметь выражать свои мысли и просьбы, но и делать это последовательно и связно. Хорошо.

Консультация для родителей «Развитие связной речи у дошкольников» По мере взросления ребенка родители беспокоятся о развитии его творческого потенциала, мышления, логики и порой упускают такую не менее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи и обогащение словаря дошкольников в процессе экспериментальной деятельности
Опубликовано: 31 января 2019 в 14:08
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД