МААМ-картинки

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством олонхо

Христина Халыева
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством олонхо

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством олонхо

Учитель-логопед Халыева Х. Г., МБДОУ ЦРР «Сулусчаан»

Аннотация: Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности, которая нарушается у детей с различными формами дизонтогенеза. Использование на занятиях средств героического эпоса народа саха олонхо, разработка игр и методических материалов способствует развитию связной речи и творческих возможностей детей.

Публикация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством олонхо» размещена в разделах

Ключевые слова: недоразвитие речи, связная речь, воспитание, олонхо.

Новые тенденции в развитии современной системы образования повышают требования к речевому развитию детей, воспитанию осознанного отношения к языку как национально-культурной ценности, овладению его литературными нормами. Обращение к культурным ценностям, в частности, к эпосу олонхо, является одним из путей решения совершенствования традиционных приемов и методов обучения и развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

Героический эпос олонхо, являющийся шедевром устного нематериального наследия человечества, имеет общечеловеческое значение, таит в себе истоки огромного воспитательного и образовательного педагогического потенциала, а язык олонхо - непревзойденный образец словесного искусства, обладающий системностью и внутренней структурированностью.

Ребенок дошкольного возраста овладевает, прежде всего, разговорной речью, касающейся непосредственно виденного, поэтому его речь ситуативная. Но уже на протяжении дошкольного возраста наряду с этой формой связной речи возникает и развивается другая форма, названная контекстной речью. Ее содержание раскрывается в самом контексте речи, благодаря чему становится понятным для слушателя. Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности, которая нарушается у детей с различными формами дизонтогенеза. Особенности формирования связной речи у дошкольников с ОНР представляют собой актуальную, теоретически и практически значимую проблему. Формирование связной монологической речи у дошкольников, считает В. П. Глухов, относится к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР).

Использование эпоса в образовательных целях позволяет детям дошкольного возраста усваивать с детства дух своего народа, тип его поведения в окружающей среде.

Произведения устного народного творчества, утверждающие непреходящие общечеловеческие ценности, являются выразителем духовного опыта любого народа. У народа саха неисчерпаемой кладезью духовной культуры является эпос олонхо. Ни один жанр якутского фольклора не обладает такой сильной поэтической энергетикой, глубиной социальной характеристики, как олонхо. Феномен кроется в энциклопедичности отражения духовной жизни и культуры народа, во всечеловечности его философии, в традиционности его исключительного богатого языка.

Как отметил профессор А. М. Лобок, «олонхо — это культурная память, которая создаёт смысловое, мировоззренческое поле для процесса живой мыследеятельности современных якутов, выступает живым источником философских размышлений о мире и месте человека в нём». Обзор литературы по эпосу олонхо позволяет делать вывод о том, что олонхо таит в себе истоки огромного воспитательного и образовательного потенциала. Являясь сокровищницей устного народного творчества, он способствует всестороннему развитию ребенка.

Во-первых, в содержании олонхо сопряжены такие ценности, как жизнь, человек, патриотизм, семья, добродетель, воля, страдание и его преодоление, труд, природа, вера в ее силы, человечество, солидарность, художественное слово, вещи. Ценность жизни определяется противоборством двух начал: силы светлой и тёмной. При этом светлая сила, как олицетворение жизнеутверждающих идеалов олонхо всегда одерживает победу над темной — над злыми духами. В этой жизни личность человека-айыы раскрывается как основная ценность. Люди-айыы обладают такими качествами, как воля, целеустремлённость, смелость, самообладание, скромность, мудрость, сострадание.

Во-вторых, в олонхо заложено много сюжетов фантастического характера. Это помогает развивать абстрактное воображение, логическое мышление, любознательность ребенка, будит его мысль, поощряет смекалку.

В-третьих, эпос олонхо особенно ценен образным, метафорическим языком. Немаловажную роль играет особая ритмика стиха. Мастера художественного слова уделяют большое внимание музыкально-ритмическому строю, благозвучию и мелодичности. Звуковая организация языка олонхо построена на общих принципах народного стихосложения - на законе сингармонизма.

Главная идея олонхо — это спасение человечества от зла. Путь к нему — это тяжелейший путь через борьбу и лишения, через одухотворение мысли и сознания.

Олонхо воспитывает гуманность, способствует подняться на более высокий уровень духовности (айылгы, нравственности, укрепляет дух и душу (кут-сюр). Развивает ум, интеллект (й-санаа, мораль (майгы-сигили, традиционные религиозные обряды (сиэр-туом, учит самоуважению. Призывает к бережному отношению к природе, помогает осознать первичность духовно-нравственных начал в развитии цивилизации.

Особое внимание уделяется подбору текста олонхо. При этом учитывали следующие требования:

- должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей;

- быть доступными по содержанию – в произведении должны быть знакомые герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков;

- иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью;

- должны быть написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержать разнообразные и точные определения, сравнения, желательно прямую речь;

- доступными по объему;

- быть близкими к жизненному опыту ребенка.

Также необходимо, чтобы тексты для пересказа соответствовали принципу развития сюжета от простого к сложному.

Немаловажное значение для понимания и восприятия текста олонхо имеет использование на занятиях иллюстраций. Необходимо, чтобы выбранная картина отвечала таким требованиям:

- должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребенка, вызывающей желание ее хорошо рассмотреть;

- сюжет картины должен быть понятен ребенку;

- на картине должно быть небольшое число действующих лиц;

- не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию.

На основе эпоса олонхо были разработаны дидактические пособия, направленные на развитие словаря, грамматического строя, связной речи. Так, на занятиях использовали коврограф «Мир Олонхо» - «Олонхо дойдута», который позволял достаточно быстро перемещать в пространстве картинки. Опорные картинки располагались на панно-коврографе в соответствии с эпизодами текста олонхо. Использование этого дидактического материала значительно повысило произвольное внимание, заинтересованность детей в выполнении заданий, стимулировал их речевую активность.

Установлению последовательности событий в сюжете олонхо помогало пособие «Коврик-экран». На полу коврик-экран, в кармашки которого вставляются опорные картинки. К нему прилагаются 6 пар стаканчиков-колпачков, соединенных между собой ленточками. На внешней стороне донышка одного стаканчика каждой пары имеется цифра (от 1 до 6). Детям предлагалось выбирать силуэтные рисунки в соответствии с предложенным сюжетом отрывка олонхо. На рисунок, соответствующий началу рассказа ставили стаканчик с номером один и составляли предложение. Затем ставили стаканчик с цифрой два на тот рисунок, который соответствовал продолжению рассказа, и составляли следующее предложение и т. д. Далее предлагалось составить связный рассказ на основе придуманных предложений.

В ходе обучения рассказыванию по описанию использовали пальчиковые куклы, изготовленные по мотивам олонхо. Предлагалось дать словесное описание куклы-героя, назвать имя. Наибольшим успехом у мальчиков пользовались куклы-богатыри, а у девочек куклы-красавицы. При помощи пальчиковых кукол дети охотно вступали в контакт друг с другом, создавалась комфортная обстановка, что играло немаловажную роль в развитии речи.

На занятиях применялись настольные дидактические игры, например, такие как «Благословенное путешествие» («Алгыстаах айан», «Богатыри – защитники мира», «Земля Олонхо («Олонхо дойдута», «Игра - лото «Национальные виды игр», («Саха терут оонньуута», «Игра- лото «Национальная еда саха» («Саха терут аьа») и др.

Игра «Благословенное путешествие» («Алгыстаах айан») направлена на обучение составления рассказа-описания. Ребенку предлагалось выбрать предметную картинку и не показывая другим детям дать его описание. Затем в качестве усложнения во второй половине дня воспитатель проводил игру с использованием игрового поля. В игре участвуют 2 команды, состоящие не менее 2-х игроков. Члены команды должны угадать по описанию как можно больше слов. По количеству угаданных слов делались шаги в игровом поле. Побеждала та команда, которая первой приходила к финишу.

В игре-лото «Богатыри – защитники мира» игрокам раздавались по одной большой карточке. Ведущий показывает предметные картинки. Ребенок, у которого имеется на карточке изображение данного предмета, дает его описание.

Игра «Земля Олонхо» («Олонхо дойдута») предусматривает 2 варианта.

В первом варианте взрослый раздает детям предметные картинки. Затем предъявляет предметную картинку и спрашивает, у кого находится такое изображение. Участник, у которого имеется данное изображение, должен ответить на вопрос «Что или кто изображен на картинке?».

Во втором варианте предлагается дать описание предмета (изображения). Например: «на карточке изображена красавица Туйаарыма Куо с девятисаженной косой» («то5ус былас суьуохтаах Туйаарыма Куо», или «сильный, могучий Кун Кундулу богатырь с сивым скакуном» («Куенэ ке5еччер аттаах Кун Кундулу бухатыыр»). Описание срединного мира - Орто дойду («Серединный мир с восходящим солнцем, с крадущейся луной, с исчезающими, испаряющимися водами, с ломающимися редеющими лесами…» - «ойон тахсар куннээх, ойо5олоон киирэр ыйдаах, уолан бутэр уулаах, охтон баранар мастаах орто дойду…»).

Как показал опыт нашей работы, использование на занятиях средств героического эпоса народа саха олонхо, разработка игр и методических материалов способствует развитию связной речи и творческих возможностей детей. В ходе целенаправленного обучения дети в достаточной степени овладевают языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. У детей формируются представления об основных элементах, лежащих в основе построения сообщения: адекватность содержания, последовательность, отражение причинно-следственной взаимосвязи событий и др. При обучении детей значительное место отводится работе над пересказом, с постепенным усложнением структуры и языкового материала текста. Дети овладевают навыками составления рассказа по наглядной опоре, рассказа по аналогии, т. е. тех видов монологических высказываний, которые наряду с пересказом составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе.

Список использованной литературы:

Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей c системным недоразвитием речи. М. -АСТ- Транзиткнига, 2006, 158с.

Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь / Л. С. Выготский. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1956. 519 с.

Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием / В. П. Глухов. М. : Аркти, 2004.

Емельянов Н. В. Сюжеты ранних типов якутских олонхо. М. : Изд-во «Наука», 1983. 246 с.

Лобок А. М. Алмазная земля педагогики олонхо. Опыт педагогического эпоса. 1 часть. Якутск: Компания «Дани-Алмас», 2007.

Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору. Якутск: Изд-во «Бичик», 2008. 400 с.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры» Отчёт по самообразованию за 2018-2019 учебный год. Тема :«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры».

План работы по самообразованию «Формирование связной речи детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования» Тема: «Формирование связной речи детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования» Цель: повышение своего теоретического.

Проект «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста» Содержание 1. Введение…3 2. Актуальность….3 3. Практическая значимость проекта…. 4.

Развитие связной речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие связной речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Ранний возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом.

Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством образовательной технологии «путешествие по карте» Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, так как процент дошкольников с различными.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством пескотерапии Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР) посредством пескотерапии Одной из важнейших задач речевого развития.

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности .

Самообразование «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста» Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста» Цель: • Повышение профессиональной квалификации по вопросу развития.

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития среднего возраста посредством дидактических игр УДК 376.4+372.3/.4+37.0 СТАТЬЯ Сергиной А. С. Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития среднего возраста посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством олонхо
Опубликовано: 8 декабря 2019 в 17:33
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД