МААМ-картинки

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития среднего возраста посредством дидактических игр

анна сергина
Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития среднего возраста посредством дидактических игр

УДК 376.4+372.3/.4+37.0

СТАТЬЯ

Сергиной А. С.

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития среднего возраста посредством дидактических игр

(3 курса группа ДД-301/Дошкольная дефектология

МКДОУ-детский сад «Золотая рыбка» №6)

Развитие связной речи играет важную роль в процессе социализации ребёнка, являясь средством самореализации и полноценного общения со сверстниками и взрослыми [1, с. 91-93].

Публикация «Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития среднего возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах

При формировании связной речи у детей важно использовать специальные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у них развёрнутого смыслового высказывания. Одним, особенно эффективным таким средством по отношению к детям с ЗПР является дидактическая игра, которая способствует порождению речевого акта. [3, с. 147].

На основе исследования опыта других педагогов была составлена и апробирована программа развития связной речи детей 4-5 лет с ЗПР посредством дидактических игр. Апробация осуществлялась на базе МКДОУ «Золотая рыбка» №6 р. п. Краснообска.

На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, результатов первичного диагностирующего этапа можно сделать вывод о том, что эффективное развитие связной речи детей 4-5 лет с ЗПР будет происходить только при специально организованной педагогической работе с использованием дидактических игр, которая должна протекать с учетом возрастных возможностей детей 4-5 лет с ЗПР.

В связи с этим была определена программа экспериментальной педагогической работы.

В процессе исследования, была проведена диагностика с детьми 4-5 лет по следующим критериям: характер высказываний их точность и обобщённость, понимание темы сказки, объем пересказа (через подсчет предложений и слов) сказки, структурная соотнесенность, полнота раскрытия каждой структурной части.

В результате диагностики были получены следующие результаты: у детей данного возраста в основном преобладает низкий и средний уровень связной речи.

Исходя из полученных результатов констатирующего этапа исследования, нами предложена система дидактических игр для развития связной речи у детей среднего возраста.

Применили следующие виды дидактических игр : с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.

На этапе контрольной диагностики, после проведения систематических занятий с детьми по развитию связной речи, получили положительные результаты: высокий уровень повысился, детей с низким уровнем не стало, они перешли на средний уровень. Это говорит о положительной динамике развития связной речи детей с ЗПР.

Таким образом, в результате работы по развитию связной речи детей 4-5 лет с ЗПР посредством дидактической игры получили следующие результаты:

- повысился уровень речевой деятельности детей;

- обогатился и расширился словарный запас детей;

- сформировалась способность сравнивать и объединять предметы по признакам.

- начала совершенствоваться звуковая культура речи детей.

- многие дети стали отвечать краткими и развернутыми предложениями.

- в своей речи дети все чаще стали использовать простые формы монологической и диалогической речи.

Важно подчеркнуть необходимость не просто обучения отдельным речевым умениям с младшего возраста посредством дидактических игр, но и формировать осознанное отношение к этому процессу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Е. Ф. Волкова Проблемы социализации детей с задержкой психического развития // Актуальные проблемы общей и специальной педагогики и психологии детства : сборник научных трудов. - Новосибирск. Издательство НГПУ, 2006. - с. 91-93.

2. Выготский Л. С. Мышление и речь [Текст] : Собрание сочинений / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 2011. – Т. 1. – 845 с.

3. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова. – М. : Изд-во «ВЛАДОС», 2010. – 147 с.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Тема беседы: «Развитие мелкой моторики ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития». Возрастная групп: подготовительная.

Буклет «Развитие временных представления у детей с задержкой психического развития с использованием схем и символов»Буклет «Развитие временных представления у детей с задержкой психического развития с использованием схем и символов» «Учите ребенка каким-нибудь не известным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких же слов с картинками.

Конспект опытно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 103 компенсирующего вида Невского района г. Санкт-Петербурга.

Конспект занятия. «Геометрическая головоломандия» (для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития) Задачи: Обучающие: - закреплять знания о геометрических фигурах; -развивать внимание, память, мелкую моторику; -воспитывать умение общаться.

Развитие и коррекция фонематических процессов детей 3–4 лет с задержкой психического развития Дудина Т. Д. Учитель-дефектолог ГБДОУ Д/С компенсирующего вида № 24 Калининского района г. Санкт-Петербурга Особенности нарушения речи у.

Развитие математических способностей посредством дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста (Слайд 1) Тема: «Развитие математических способностей детей среднего дошкольного возраста по средством дидактической игры.» Работая в детском.

Нарушение грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития Статья на тему: Нарушение грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития Подготовила воспитатель группы ЗПР Титиёва.

Развитие математических представлений у детей с задержкой психического развития В системе коррекционно-педагогической помощи детям с задержкой психического развития (далее- ЗПР)формирование элементарных математических.

Психическое развитие детей с задержкой психического развития Автор: Анисимова Надежда Дмитриевна Тема: Психическое развитие детей с задержкой психического развития. Проблема слабовыраженных отклонений.

Состояние игровой деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития СОСТОЯНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Изучение проблемы состояния и особенностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития среднего возраста посредством дидактических игр
Опубликовано: 1 июля 2019 в 11:32
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД