Приложение МААМ

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Юлия Сунчукова
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы

Каждый ребенок испытывает потребность в том, чтобы содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Кроме того, речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. Наблюдая, за тем как ребенок строит свое высказывание, можно определить его уровень речевого развития.

Коммуникация – это главная функция связной речи. Она реализовывается в двух важнейших видах - диалоге и монологе.

Публикация «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения» размещена в разделах

Диалогическая (диалог) - первичная по происхождению форма речи. В первую очередь, необходимо отметить ее социальную направленность, поскольку именно она существует для непосредственного живого общения людей друг с другом.

Монологическая речь (монолог) понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщении о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог является отличным средством передачи информации одним человеком другим людям.

Нельзя не заметить, что хорошо сформированная связная речь является главным условием успешного обучения детей в школе. В логопедической работе с детьми формирование связной речи выступает конечной целью в целом всего коррекционного процесса, который требует кропотливой длительной работы воспитателей, логопеда, ребенка и родителей.

Огромное значение имеет зрение в жизни каждого человека. Ведь естественно, что любое нарушение зрения может оказать негативное влияние на развитие личности. Нельзя отрицать, что зрительный анализатор является наиболее информативным. Поэтому, при наличии серьезных нарушений в работе зрительного анализатора, происходит компенсация при помощи других сохранных анализаторов.

Становление речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется одинаково, однако отсутствие зрения или его глубокое нарушение изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестройка связей и при формировании речи она включается в иную систему связей, чем у зрячих. Речь человека с нарушением зрения формируется в результате деятельности и общения с окружающими его людьми, а также предметами окружающей действительности, но она обладает своими особенностями: изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «формализм», накопление значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием. Можно заметить замедленность формирования речи в начальный период ее развития. Эту особенность связывают с тем что, ребенок недостаточно активно взаимодействует с окружающим в ходе предметно-практической деятельности. Стоит отметить что, общение является ведущей деятельностью этого возраста. Так как играет главную роль в развитии ребенка с нарушением зрения и в изучении им общественного опыта.

Дети дошкольного возраста, имеющие нарушения зрения овладевают устной речью, обладают довольно большим словарным запасом, способны правильно выражать свои мысли. Все же воздействие нарушений зрения проявляется в специфичности её развития в зависимости от уровня ее сформированности. Собственно, в это самое время начинают выявляться особенности, связанные с нарушением зрения.

В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у слабовидящих детей проявляется своеобразие речевого развития, которое чаще всего выражается в нарушении всех структурных компонентов языка. Это говорит о том, что развитие речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у детей с нормальным зрением. Зрительный дефект становится первичным, влияющим на формирование речевых и неречевых функций. Поэтому не удивительно, что речевые дефекты у детей с нарушением зрения наблюдаются существенно чаще, чем у зрячих и являются системными нарушениями разного уровня, не всегда зависящего от сложности зрительной аномалии.

Следует обратить внимание на особенности развития при работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения:

- нарушение зрения воздействует на развитие познавательной деятельности и формирования общего речевого статуса;

- многие дети испытывают трудности при установлении предметной соотнесенности слова и образа, правильного использования слов в речевой практике;

- бедный словарный запас;

- для речи таких детей характерны замены одного звука другим, смешение звуков, пропуски, перестановки звуков и слогов в результате нарушения их слухопроизносительной дифференциации;

- недостаточное осознание семантики понятий приводит к формальному усвоению знаний;

-несовершенство рассказов детей с нарушениями зрения указывает на недоразвитие их монологической речи, что объясняется несформированностью важнейших ее механизмов.

Следовательно, у детей с нарушениями зрения страдает связная речь. Причиной этому служат ограниченный словарный запас, бедность детских впечатлений, а также в допущении ошибок в соотнесенности слова и образа предмета, в использовании обобщающих понятий, грамматических категорий, а также в составлении предложений и рассказов.

Стоит заметить, что дети с нарушениями зрения существенно менее внимательны, когда слушают какое-либо задание. Им необходимо неоднократное повторение инструкции. Это объясняется рассеянностью, низким уровнем произвольного внимания, повышенной возбудимостью, замедленностью зрительного анализа и синтеза, недостаточностью зрительного контроля, общей заторможенностью осуществления различных предметно- практических и умственных действий, снижением объема памяти.

Связную речь, возможно, сформировать при наличии у ребёнка словаря, внутреннего плана высказывания и его желания сказать.

Рекомендации по формированию связной речи у детей с нарушениями зрения.

Возможность воспроизвести рассказ, составленного по демонстрируемому действию. Необходимо максимально предоставить наглядность: в разном ее виде, предметы, объекты и действия с ними, которые наблюдают дети. Порядок действий производимых на глазах детей это и есть план высказывания.

Составление рассказа по следам демонстрируемого действия. Наглядность и план высказывания схожи с используемыми на предшествующем этапе; здесь усложняется задание отсутствием образца рассказа, что позволяет разнообразить лексическое и грамматическое наполнение связной речи.

Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. В этом случае действия с предметами и объектами замещаются действиями на фланелеграфе с предметными картинками; план рассказывания обеспечивается порядком картинок, которые последовательно выставляются на фланелеграфе.

Пересказ рассказа с использованием графических схем.

Пересказ рассказа с помощью наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. Наглядность представляет собой предметы, объекты и действия с ними; их последовательность служит также и планом высказывания; образец рассказа логопеда дает детям нужные речевые средства.

Составление рассказа по серии сюжетных картин. Наглядность и план высказывания обеспечиваются теми же средствами, что и на предыдущем этапе; усложнение достигается за счет отсутствия образца рассказа логопеда.

Пересказ рассказа с наглядностью по одной сюжетной картине. Здесь уменьшена наглядность, отсутствует видимая динамика событий: наблюдается лишь конечный этап действий; моделирование плана рассказа достигается путем использования образца логопеда и его вопросного плана.

Составление рассказа по одной сюжетной картине. Из всех упражнений, представленных выше, это самое сложное. Из-за того, что нет образца, ребенку становиться, сложнее составить связное высказывание. Здесь образовываются предпосылки, а возможно и начало работы над творческим рассказыванием.

Подобные задания можно включать в занятия на основе проводимых в дошкольном учреждении мероприятий-утренников, экскурсий, «досуговых мероприятий», а также наблюдений во время прогулок, и различных игр.

Рассказы составляются с опорой на образец педагога и предваряющий вопросный план по подготовленным модельным схемам. Также используется коллективная форма составления рассказа, прием – дополнения другими детьми.

Чтобы дети могли планировать свою речь, а также понимать разные предметные ситуации, выстраивать их в определенной логической последовательности, опираться на схему, которая отражает ход событий, предложите составить рассказ по личному опыту. Только пройдя через анализ конкретных ситуаций, в которых ребенок был сам активным участником, он сможет воспроизвести события, характеризующие ту или иную ситуацию.

Обучение творческому рассказыванию имеет важное значение в развитии словеснологического мышления, предоставляя больше возможностей для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей.

Систематическое и последовательное проведение работы по обучению детей рассказыванию позволит преодолеть недостатки в развитии речи и подготовить таких детей к обучению в школе.

Важным условием обучения и воспитания детей с нарушениями зрения является воспитание у них познавательных интересов путем всемерного расширения, уточнения детских впечатлений и знаний об окружающей жизни.

Таким образом, первичный дефект зрительного отклонения может повлечь за собой вторичные нарушения, при отсутствии коррекционных методов и средств, что в свою очередь приведет к сдерживанию процесса социальной адаптации и интеграции детей с нарушением зрения.

Публикации по теме:

Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возрастаПрименение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста "Применение макетов, как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста"Современными научными.

Дидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги и гости моей.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Консультация для воспитателей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего возраста» На мой взгляд, тема развития речи является весьма актуальной, так как в последнее время в детский сад приходят дети, у которых речь неактивна.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
Опубликовано: 26 июня 2022 в 14:25
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Сунчукова (УИ 931187) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД