Лучший педагог года

Развитие связной речи у дошкольников посредством использования мнемотаблиц

Марина Крайчикова
Развитие связной речи у дошкольников посредством использования мнемотаблиц

Конспект консультации для педагогов

На тему «Развитие связной речи у дошкольников посредством использования мнемотаблиц, обеспечивающих успешное освоение знаний об окружающем мире»

(автор Крайчикова Марина Владимировна учитель-логопед I квалификационной категории МАДОУ МО г. Краснодар «Центр - детский сад№182»)

Публикация «Развитие связной речи у дошкольников посредством использования мнемотаблиц» размещена в разделах

Цель консультации: Познакомить педагогов с использованием мнемотаблиц при развитии связной речи

План консультации

1. Теоретическая часть

-Доклад учителя-логопеда: «Мнемотехника – помощник запоминания при развитии связной речи»

2. Практическая часть (Показ использования мнемотехники в работе в каждой возрастной группе)

3. Рекомендации учителя-логопеда

Ход консультации

1. Выступление учителя-логопеда «Мнемотехника – помощник запоминания при развитии связной речи»

(слайд №1)

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. А связная речь, является главным показателем его речевого развития. Как говорил великий философ Аристотель – раз речь не ясна, она не достигает своей цели.

(слайд № 2)

Таким образом, развитие связной речи, является основной задачей в становлении личности ребенка

Работа педагогов при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Для овладения связной речью очень важно развитие высших психических функций - внимание, мышление, воображение, память. Сегодня я хочу с вами поговорить о развитии памяти детей дошкольного возраста. Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».

Дело в том, что в основном у детей развита зрительная память, редко когда у детей развита слуховая память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы развивали детскую память.

(слайд №3)

Главный инструмент нашего разума — это память. Для того, чтобы память не подводила нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно тренировать ее. Методов для развития и эффективного использования памяти существует множество. Остановимся на самом интересном из них — мнемотехнике.

(слайд№ 4)

Мнемотехника – от греч. Mnemonikon - искусство запоминания, система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.

(слайд№ 5)

Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи. Как любая технология, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов (Это понятная картинка, изображающая одно слово, словосочетание или короткое предложение., последовательно переходить к мнемодорожкам (четыре картинки на одном квадрате, обозначающие последовательность действий. Например, «носки», «брюки», «туфли», «куртка» – последовательность, по которой детки собираются на улицу. Конечно, в зависимости от времени года, дорожка будет удлиняться., и позже – к мнемотаблицам (рисунки основных звеньев сюжета сказки или стихотворения с использованием цветных картинок, букв, слов или схематических знаков).

(слайд№ 5)

Этапы:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

2. Практическая часть (Показ использования мнемотехники в работе в каждой возрастной группе)

Сейчас я вам покажу примеры мнемотаблиц для работы в каждой возрастной группе.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные изображения, так как у детей остаются в памяти цветные образы: одуванчик жёлтый, мышка серая и т. п. Усложнять изображение персонажа, вводить его графический вид надо постепенно. Если мнемодорожки состоят из малого количества информационных квадратов, то мнемотаблицы состоят из гораздо большего их числа. Для детей младшего и среднего возраста рекомендуемое их количество равно шести.

Мнемотаблицы могут быть :

- предметные;

- предметно- схематические;

- схематические.

(слайд №6)

Сейчас я вам покажу предметную таблицу для 2 младшей группы

(слайд №7)

Вот предметно – схематическая таблица по сказке «теремок»

(слайд №8)

Хочу отдельно рассказать о мнемотаблице на тему «Природный мир»

Это таблицы – загадки. Вот одна из них:

Клеточка с изображением белки закрывается. Детям предлагается отгадать, какой это зверь.

Вопрос к первой картинке (левая верхняя клетка) : Где живёт? (В лесу).

Ко второй (верхняя средняя клетка) : Чем питается? (Шишками, орехами, грибами).

К третьей (правая верхняя клетка) : Чем выкармливает своих детёнышей? (молоком).

К четвёртой (левая нижняя клетка) : Чем ест пищу? (зубами).

К шестой (нижняя правая клетка) : Сколько лап у этого зверя? (четыре).

После отгадки картинка открывается.

Аналогичным способом можно составить мнемотаблицы на домашних животных, на птиц, рептилий, амфибий и т. д.

Далее расскажу о вариантах в средней группе.

(слайд №9)

Вот пример сказки «Машенька и медведь»

(слайд №10)

Это вариант мнемотаблицы на заучивание стихотворения Валентина Берестова «Мишка, мишка, лежебока»

При заучивании стихотворений:

• Чтение стихотворения воспитателем.

• Беседа о прочитанном.

• Рассказывание стихотворения воспитателем с параллельным выставлением моделей.

• Рассказывание стихотворения детьми с опорой на модели (по цепочке).

• Рассказывание стихотворения ребенком с одновременным подбором и выставлением моделей.

Мишка, мишка, лежебока!

Спал он долго и глубоко,

Зиму целую проспал

И на елку не попал,

И на санках не катался,

И снежками не кидался.

Все бы мишеньке храпеть!

Итоговый результат:

• у детей расширяется круг знаний об окружающем мире;

• появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

• появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;

• словарный запас выходит на более высокий уровень;

• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

3. Рекомендации учителя-логопеда

В старшей и подготовительной группе, задача соответственно усложняется. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Хочу вам предложить более интересный метод – самостоятельное составление рассказа детьми. Например, по лексической теме «мой дом».

Слайд № 11)

Сначала даем схему – опору, по которой составляется рассказ. Потом предлагаете детям нарисовать ее самостоятельно, выделив при это и пространственную ориентировку (слева от дивана стоит стол или в правом верхнем углу расположен у меня шкаф) и сложные предлоги (между, около)

(слайд № 12, (слайд №13)

Затем дети должны воспроизвести свой полный рассказ по собственной схеме.

Мы можем использовать мнемотехнику в описательных рассказах, загадках, заучивании стихотворений. Описательный рассказ - это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ, что очень трудно для ребенка. Здесь важно научить сначала выделять признаки предмета, а затем их описывать.

Из всего выше сказанного- можно сделать вывод: дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Прикреплённые файлы:

mnemotehnika_cclek.pptx | 2189,78 Кб
 
Публикации по теме:

Развитие мыслительных процессов у дошкольников посредством использования загадок «Развитие мыслительных процессов у дошкольников посредством использования загадок» Для чего нужны загадки? Чтобы развивать логику, внимание,.

Развитие познавательной активности дошкольников посредством использования технологии исследовательской деятельности в ДОУ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ Актуальность Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного.

Проект «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством использования палочек Кюизенера» Проект на тему: «Развитие элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством использования палочек.

Методический семинар «Познавательное развитие дошкольников посредством использования элементов ТРИЗ-технологии» Методический семинар : «Познавательное развитие дошкольников посредством использования элементов ТРИЗ технологии» 1 слайд Добрый день уважаемые.

Обмен опытом «Развитие конструктивных навыков у дошкольников посредством использования технологии Лэпбук»Обмен опытом «Развитие конструктивных навыков у дошкольников посредством использования технологии Лэпбук» МАОУ детский сад № 69 «Веточка» г. о. Тольятти Обмен опытом «Развитие конструктивных навыков у дошкольников посредством использования.

Развитие конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников посредством использования лего-конструирования Развитие конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников посредством использования лего-конструирования. Старший воспитатель.

Развитие словаря дошкольников посредством использования художественной литературы Дошкольный возраст- возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Речь выполняет.

Развитие связной речи посредством театрализации Актуальность темы: К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно.

Развитие связной речи дошкольников посредством игры в условиях реализации ФГОС доРазвитие связной речи дошкольников посредством игры в условиях реализации ФГОС до В обычной жизни мы не говорим отдельными словами и даже отдельными предложениями. В основном пользуемся так называемой связной речью, объединяющий.

Развитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточекРазвитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточек Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи у дошкольников посредством использования мнемотаблиц
Опубликовано: 30 октября 2019 в 19:55
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД