Получи документы

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми у младших дошкольников средствами детской художественной литературы

Евгения Ситнянская
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми у младших дошкольников средствами детской художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми у младших дошкольников средствами детской художественной литературы

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЧЕРНЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР

Мастер – класс

«Развитие свободного общения со взрослыми и детьми у младших дошкольников средствами детской художественной литературы»

Автор опыта: Ситнянская Евгения Ивановна, воспитатель МБДОУ

«ЦРР - детский сад «Кристаллик»

Публикация «Развитие свободного общения со взрослыми и детьми у младших дошкольников средствами детской художественной литературы» размещена в разделах

п. Чернянка Белгородской области

Цель: смотивировать педагогов на использование в практике своей работы представленные способы развития свободного общения с детьми и взрослыми у младших дошкольников средствами детской художественной литературы.

Задачи:

1. Представить свой педагогический опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности.

2. Совместная отработка методических приемов, подходов решения проблемы мастер-класса.

3. Рефлексия профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Ход мастер-класса.

Уважаемые педагоги! Тема моего мастер – класса: «Развитие свободного общения с взрослыми и детьми у младших дошкольников средствами детской художественной литературы».

Работа проводилась в детском саду «Кристаллик» в течение трех лет с детьми младшего дошкольного возраста.

В ходе анализа диагнастических данных выяснилось, что у детей младшего дошкольного возраста недостаточный уровень свободного общения, в результате чего очевидным явился поиск эффективных методических приемов и необходимость создания оптимальных условий для развития свободного общения детей младшего дошкольного возраста.

Основная идея технологии заключалась в систематическом и целенаправленном использовании художественной литературы для эффективного развития свободного общения детей младшего дошкольного возраста.

Мною была поставлена задача: на основе детской художественной литературы помочь детям выстраивать взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, научить их вступать в речевой контакт и активно в нём участвовать, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного общения.

В результате проведенной работы повысилась активность детей, их эмоциональная открытость. Изменилось отношение к сверстникам: появилось стремление к установлению контакта с детьми; установились доброжелательные отношения как со сверстниками, так и с взрослыми. Обогатился словарный запас детей, высказывания стали более цельными и осмысленными.

Работа строилась на базе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, которая в соответствии с современными задачами дошкольного образования предусматривает всестороннее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индивидуальных способностей.

В ходе анализа научно-методической литературы и основной общеобразовательной программы дошкольного образования мною были определены наиболее эффективные методы и приё мы для успешной работы по направлениям:

- развитие всех компонентов устной речи через формировании речевого подражания. С этой целью подбирались коротенькие произведения, содержащие звукосочетания, которые уже имеются в речи детей, например: детское стихотворение :

Жук упал, и встать не может,

Ждёт он, кто ему поможет.

Рассказывая стихотворение, тянем звук [ж-ж-ж], имитируя жужжание жука.

- использование художественного слова - знакомство с миниатюрными произведениями народного творчества, и доступными для детей авторскими произведениями. Была разработана картотека потешек, скороговорок, загадок, детских стихотворений и русских народных сказок, авторских произведений. Так в группе раннего возраста читали сказки «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка»; песенки и потешки: «Ладушки, ладушки…», «Петушок, петушок…», «Водичка, водичка…»; поэзия: А Барто «Бычок», «Мячик», С. Я. Маршак «Детки в клетки» и т. д.

- чтение книг с демонстрацией иллюстраций. Для привлечения внимания детей, чтение текста сопровождалось показом картинок и иллюстраций, или велся рассказ своими словами по серии картинок. Так детям по одной демонстрировались иллюстрация из сказки, например, «Волк и козлята» в соответствии с текстом. Для рассматривания детям предлагались разные виды книг: книга-театр, книга-раскладушка и т. д. Так же проводилась работа по объяснению значения сложных для восприятия детей слов, например слова из потешки: Пошёл котик на торжок, купил котик пирожок. Слово «торжок» обозначает торговое место, торговую полатку.

- слушание и последующее воспроизведение коротких рассказов и сказок. Очень важно было обеспечить систематически организованное рассказывание, приучающее внимательно слушать, понимать и самостоятельно рассказывать. Например, начинаю рассказывать сказку «Кот, петух и лиса», а ребёнок должен продолжить. Или такой вариант, взрослый рассказывает от лица автора, а дети озвучивают реплики героев. При самостоятельном рассказывании произведений детьми использовались различные виды театров.

- разучивание детских песен использовалось с целью поддержки интереса к поэтическому слову младших дошкольников. Например, разучивая «Песенку друзей» С. Михалкова, в группе расставлялись стульчики, имитируя салон автобуса, и подбирались игрушки в соответствии с текстом.

- разучивание чистоговорок и скороговорок, использовались в качестве упражнений для развития речи и речевого аппарата. Например: разучивая чистоговорку «У осы не усы, а усики», добивалась, чтобы дети правильно произносили звуки [с] и [с’] каждый раз увеличивая темп произношения слов или громкость произношения.

- использование игр на развитие тонкой моторики пальцев рук, «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «Сорока», в которых речь обязательно сопровождалась движением рук, так как уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Работа строилась с детьми как индивидуально, так и по подгруппам по 2-6 человек. Чтение и рассказывание художественной литературы проводилось строго по определенному плану в соответствии с программой (ежедневно, во время проведения НОД и в свободной деятельности.

В работе эффективно использовалась разработанное и самостоятельно изготовленное дидактическое пособие-игра «Чудо книга», которое воспитывает любовь к художественной литературе, развивает творческое способности, стимулирует эмоциональные проявления ребёнка.

Данное пособие – игра активно используется в процессе образовательной и повседневной игровой деятельности для интеграции образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

Игровое пособие состоит из 6 магнитных доски, скреплё нные между собой в виде книги: на четырёх из которых, размещено стилистическое изображение времён года, которые используются для обыгрывания сказок; одна доска с декоративным оформлением для разучивания потешек, пестушек, поговорок, стихотворений, и ещё одна доска с чистым полем для работы по развитию детского творчества. К пособию прилагаются плоскостные изображения героев литературных произведений на магнитной основе.

Пособие может использоваться как при индивидуальной, так и групповой работе. Вариантов этой игры очень много. Можно детям предложить проиллюстрировать сказку, придумать окончание к заданной или совместно сочинённой сказке, рассказывать сказку, изменяя времена года. Можно предложить выбрать героя, озвученного в потешке или стихотворении.

Представляю вам один из вариантов работы с игровым пособием: при рассказывании сказки «Колобок», просим детей выставлять по порядку героев, обыграть и озвучивать их реплики. При следующей работе с данной сказкой изменяем время года и просим детей подумать, кого бы мог встретить Колобок, например, зимой, и как бы вели себя герои сказки в этот период.

Таким образом, мною были раскрыты основные формы и методы работы с детьми, которые легли в основу организации образовательной деятельности и методического обеспечения по развитию свободного общения средствами детской художественной литературы.

Сейчас предлагаю вашему вниманию методы работы с детьми по развитию свободного общения средствами художественной литературы, которые вы сможете применять в своей практике.

1. Игра «Собери сказку».

Перед вами пиктограммы по русским народным сказкам и карточки с сюжетами этих сказок. Ваша задача: по пиктограмме определить название сказки, подобрать карточки с сюжетом этой сказки и расположить их в том порядке, как происходит действие в сказке.

2. Упражнение «Повтори чистоговорку»

Перед вами конверты с текстом чистоговорки и схематическим изображением, того как нужно произнести чистоговорку: громко, тихо, быстро или медленно.

3. Упражнение «Изобрази героя сказки»

Выберите себе маску сказочного героя. Распределитесь по залу на расстоянии друг от друга. Ваша задача изобразить походкой, мимикой, жестами и интонацией сказочного героя, чью маску вы выбрали. По считалочке мы определим первого участника.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть,

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела. Он должен подойти к соседу справа, поздороваться с ним, сказать комплимент, подарить цветок и попрощаться, так, как это сделал бы его сказочный персонаж.

4. Предлагаю вам моделирование непосредственной образовательной деятельности для детей второй младшей группы по теме «Знакомство со сказкой «Гуси лебеди». Перед вами карточки с описанием различных методов и приёмов. Ваша задача: составить модель НОД в соответствии с темой и учётом возрастных особенностей детей.

Результат вашей работы показал эффективность проведения моего мастер-класса, на котором я постаралась донести содержание разработанной мною системы, которая направлена на развитие свободного общения у младших дошкольников средствами художественной литературы.

Уважаемые участники мастер – класса. Мне было приятно с вами работать, сотрудничать. Я бы хотела услышать ваше мнение об эффективности моей работы:

- Какие методы и приемы вы могли бы применить в своей работе?

-Какой метод или прием из представленных вы считаете самым эффективный?

- Что было для вас нового и интересного?

- На сколько баллов вы оценили бы мою работу по десятибалльной шкале?

А теперь я предлагаю сделать оценку результатов нашей совместной деятельности с помощью листа рефлексивной оценки. Перед вами изображения героев различных сказок. С каким из героев вы себя ассоциируете на данный момент и почему?

Спасибо за внимание и работу.

Публикации по теме:

Роль воспитателя в организации игр детей раннего возраста Управление образования администрации Опаринского района Кировской области Районный методический кабинет УТВЕРЖДАЮ: ___Н. Б. Мартьянова.

Участие в семинаре-практикуме «Солнце на ладошке»Участие в семинаре-практикуме «Солнце на ладошке» 13 февраля 2014 года в городе Балаково"Солнце на ладошке"Так назывался семинар-практикум для работников детских садов который проходил 13.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми у младших дошкольников средствами детской художественной литературы
Опубликовано: 13 декабря 2014 в 13:31
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие свободного общения со взрослыми и детьми у младших дошкольников средствами детской художественной литературы» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Ситнянская (УИ 134904) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД