Евгения Ситнянская
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми у младших дошкольников средствами детской художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми у младших дошкольников средствами детской художественной литературы
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЧЕРНЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
Мастер – класс
«Развитие свободного общения со взрослыми и детьми у младших дошкольников средствами детской художественной литературы»
Автор опыта: Ситнянская Евгения Ивановна, воспитатель МБДОУ
«ЦРР - детский сад «Кристаллик»
Публикация «Развитие свободного общения со взрослыми и детьми у младших дошкольников средствами детской художественной литературы» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
п. Чернянка Белгородской области
Цель: смотивировать педагогов на использование в практике своей работы представленные способы развития свободного общения с детьми и взрослыми у младших дошкольников средствами детской художественной литературы.
Задачи:
1. Представить свой педагогический опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности.
2. Совместная отработка методических приемов, подходов решения проблемы мастер-класса.
3. Рефлексия профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Ход мастер-класса.
Уважаемые педагоги! Тема моего мастер – класса: «Развитие свободного общения с взрослыми и детьми у младших дошкольников средствами детской художественной литературы».
Работа проводилась в детском саду «Кристаллик» в течение трех лет с детьми младшего дошкольного возраста.
В ходе анализа диагнастических данных выяснилось, что у детей младшего дошкольного возраста недостаточный уровень свободного общения, в результате чего очевидным явился поиск эффективных методических приемов и необходимость создания оптимальных условий для развития свободного общения детей младшего дошкольного возраста.
Основная идея технологии заключалась в систематическом и целенаправленном использовании художественной литературы для эффективного развития свободного общения детей младшего дошкольного возраста.
Мною была поставлена задача: на основе детской художественной литературы помочь детям выстраивать взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, научить их вступать в речевой контакт и активно в нём участвовать, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного общения.
В результате проведенной работы повысилась активность детей, их эмоциональная открытость. Изменилось отношение к сверстникам: появилось стремление к установлению контакта с детьми; установились доброжелательные отношения как со сверстниками, так и с взрослыми. Обогатился словарный запас детей, высказывания стали более цельными и осмысленными.
Работа строилась на базе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, которая в соответствии с современными задачами дошкольного образования предусматривает всестороннее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индивидуальных способностей.
В ходе анализа научно-методической литературы и основной общеобразовательной программы дошкольного образования мною были определены наиболее эффективные методы и приё мы для успешной работы по направлениям:
- развитие всех компонентов устной речи через формировании речевого подражания. С этой целью подбирались коротенькие произведения, содержащие звукосочетания, которые уже имеются в речи детей, например: детское стихотворение :
Жук упал, и встать не может,
Ждёт он, кто ему поможет.
Рассказывая стихотворение, тянем звук [ж-ж-ж], имитируя жужжание жука.
- использование художественного слова - знакомство с миниатюрными произведениями народного творчества, и доступными для детей авторскими произведениями. Была разработана картотека потешек, скороговорок, загадок, детских стихотворений и русских народных сказок, авторских произведений. Так в группе раннего возраста читали сказки «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка»; песенки и потешки: «Ладушки, ладушки…», «Петушок, петушок…», «Водичка, водичка…»; поэзия: А Барто «Бычок», «Мячик», С. Я. Маршак «Детки в клетки» и т. д.
- чтение книг с демонстрацией иллюстраций. Для привлечения внимания детей, чтение текста сопровождалось показом картинок и иллюстраций, или велся рассказ своими словами по серии картинок. Так детям по одной демонстрировались иллюстрация из сказки, например, «Волк и козлята» в соответствии с текстом. Для рассматривания детям предлагались разные виды книг: книга-театр, книга-раскладушка и т. д. Так же проводилась работа по объяснению значения сложных для восприятия детей слов, например слова из потешки: Пошёл котик на торжок, купил котик пирожок. Слово «торжок» обозначает торговое место, торговую полатку.
- слушание и последующее воспроизведение коротких рассказов и сказок. Очень важно было обеспечить систематически организованное рассказывание, приучающее внимательно слушать, понимать и самостоятельно рассказывать. Например, начинаю рассказывать сказку «Кот, петух и лиса», а ребёнок должен продолжить. Или такой вариант, взрослый рассказывает от лица автора, а дети озвучивают реплики героев. При самостоятельном рассказывании произведений детьми использовались различные виды театров.
- разучивание детских песен использовалось с целью поддержки интереса к поэтическому слову младших дошкольников. Например, разучивая «Песенку друзей» С. Михалкова, в группе расставлялись стульчики, имитируя салон автобуса, и подбирались игрушки в соответствии с текстом.
- разучивание чистоговорок и скороговорок, использовались в качестве упражнений для развития речи и речевого аппарата. Например: разучивая чистоговорку «У осы не усы, а усики», добивалась, чтобы дети правильно произносили звуки [с] и [с’] каждый раз увеличивая темп произношения слов или громкость произношения.
- использование игр на развитие тонкой моторики пальцев рук, «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «Сорока», в которых речь обязательно сопровождалась движением рук, так как уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Работа строилась с детьми как индивидуально, так и по подгруппам по 2-6 человек. Чтение и рассказывание художественной литературы проводилось строго по определенному плану в соответствии с программой (ежедневно, во время проведения НОД и в свободной деятельности.
В работе эффективно использовалась разработанное и самостоятельно изготовленное дидактическое пособие-игра «Чудо книга», которое воспитывает любовь к художественной литературе, развивает творческое способности, стимулирует эмоциональные проявления ребёнка.
Данное пособие – игра активно используется в процессе образовательной и повседневной игровой деятельности для интеграции образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».
Игровое пособие состоит из 6 магнитных доски, скреплё нные между собой в виде книги: на четырёх из которых, размещено стилистическое изображение времён года, которые используются для обыгрывания сказок; одна доска с декоративным оформлением для разучивания потешек, пестушек, поговорок, стихотворений, и ещё одна доска с чистым полем для работы по развитию детского творчества. К пособию прилагаются плоскостные изображения героев литературных произведений на магнитной основе.
Пособие может использоваться как при индивидуальной, так и групповой работе. Вариантов этой игры очень много. Можно детям предложить проиллюстрировать сказку, придумать окончание к заданной или совместно сочинённой сказке, рассказывать сказку, изменяя времена года. Можно предложить выбрать героя, озвученного в потешке или стихотворении.
Представляю вам один из вариантов работы с игровым пособием: при рассказывании сказки «Колобок», просим детей выставлять по порядку героев, обыграть и озвучивать их реплики. При следующей работе с данной сказкой изменяем время года и просим детей подумать, кого бы мог встретить Колобок, например, зимой, и как бы вели себя герои сказки в этот период.
Таким образом, мною были раскрыты основные формы и методы работы с детьми, которые легли в основу организации образовательной деятельности и методического обеспечения по развитию свободного общения средствами детской художественной литературы.
Сейчас предлагаю вашему вниманию методы работы с детьми по развитию свободного общения средствами художественной литературы, которые вы сможете применять в своей практике.
1. Игра «Собери сказку».
Перед вами пиктограммы по русским народным сказкам и карточки с сюжетами этих сказок. Ваша задача: по пиктограмме определить название сказки, подобрать карточки с сюжетом этой сказки и расположить их в том порядке, как происходит действие в сказке.
2. Упражнение «Повтори чистоговорку»
Перед вами конверты с текстом чистоговорки и схематическим изображением, того как нужно произнести чистоговорку: громко, тихо, быстро или медленно.
3. Упражнение «Изобрази героя сказки»
Выберите себе маску сказочного героя. Распределитесь по залу на расстоянии друг от друга. Ваша задача изобразить походкой, мимикой, жестами и интонацией сказочного героя, чью маску вы выбрали. По считалочке мы определим первого участника.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть,
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела. Он должен подойти к соседу справа, поздороваться с ним, сказать комплимент, подарить цветок и попрощаться, так, как это сделал бы его сказочный персонаж.
4. Предлагаю вам моделирование непосредственной образовательной деятельности для детей второй младшей группы по теме «Знакомство со сказкой «Гуси лебеди». Перед вами карточки с описанием различных методов и приёмов. Ваша задача: составить модель НОД в соответствии с темой и учётом возрастных особенностей детей.
Результат вашей работы показал эффективность проведения моего мастер-класса, на котором я постаралась донести содержание разработанной мною системы, которая направлена на развитие свободного общения у младших дошкольников средствами художественной литературы.
Уважаемые участники мастер – класса. Мне было приятно с вами работать, сотрудничать. Я бы хотела услышать ваше мнение об эффективности моей работы:
- Какие методы и приемы вы могли бы применить в своей работе?
-Какой метод или прием из представленных вы считаете самым эффективный?
- Что было для вас нового и интересного?
- На сколько баллов вы оценили бы мою работу по десятибалльной шкале?
А теперь я предлагаю сделать оценку результатов нашей совместной деятельности с помощью листа рефлексивной оценки. Перед вами изображения героев различных сказок. С каким из героев вы себя ассоциируете на данный момент и почему?
Спасибо за внимание и работу.