Получи документы

Развитие технических навыков детей второй младшей группы в рисовании.

Наталья Платонова
Развитие технических навыков детей второй младшей группы в рисовании.

Тема: «Развитие технических навыков детей второй младшей группы в рисовании

».

В системе воспитания детей дошкольного возраста больше место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности. В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

Публикация «Развитие технических навыков детей второй младшей группы в рисовании,» размещена в разделах

Анализ процесса изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие с одной стороны отчетливы представлений о тех предметах, которые должны быть нарисованы, умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа, подчинить движения руки задаче изображения. Следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей с целью образования нужных представлений, но и развития движений руки, то есть технических навыков.

Дидактическая игра поможет нам в развитии мелкой моторики руки и технических навыков детей. Большинство детей нашей группы не умеют держать инструмент, которым рисуют (карандаш, фломастер, кисть, не обладают рациональными способами движения руки при рисовании, отчего эти движения часто бывают не уверенными, неточными, скованными, что в свою очередь вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому ее утомлению. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования или их выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в рисунке задуманное. Поэтому овладение технической (графической) стороной рисования является наиболее важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, развитие способностей к рисованию (Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина). [5,6].

В начале работы было проведено обследование уровня изобразительной деятельности детей по методике Г. Г. Григорьевой при письменном согласии родителей. [1,2]. Критериями обследования и отнесения к уровню являются правильность выполнения задания, степень самостоятельности и наличие проявлений творчества и соответствие возрасту.

Исходя из результатов обследований, стало видно, что развитие изобразительной деятельности детей соответствует возрасту. Дети достаточно отчётливо воспринимают сенсорные параметры окружающего - цвет, форма, величина. У детей есть некоторые технические представления, полученные ими как в стихийном опыте, так и в процессе воспитания и обучения в детском саду. Однако эти представления отличаются неконкретностью. Дети затрудняются в самостоятельном выборе технических приёмов, в выборе выразительно-изобразительных средств. В результате детские работы бедны по содержанию, технике рисования, графические навыки и умения несовершенны. Среди показателей уровня развития изобразительной деятельности хуже восприятие предмета и технические навыки.

На основании результатов обследования мы поставили перед собой следующую цель и задачи работы:

Создавать условия для развития технических навыков в рисовании средствами дидактических игр.

Задачи:

1. Выявить возможности и особенности формирования регуляции рисовального движения по каждому из параметров – скорость, размах, сила;

2. формировать графические навыки и умения средствами упражнений;

3. развивать технику работы с различными художественными материалами.

4. Развивать способность к регуляции, направленных на овладение детьми специфическими перцептивными действиями, приводящих к определённому графическому результату.

На основе полученных данных обследований, мы определили следующие этапы работы по развитию технических навыков в соответствии с логикой формирования деятельности, этапами формирования действий ребенка:

1. Ознакомление детей с изобразительными материалами и пальчиковыми, дидактическими играми по развитию технических навыков.

2. Отработка качества движений в технике рисования.

3. Обобщение умений, навыков в рисовании и перенос их в самостоятельную деятельность детей.

В группе для детей мы создали естественную, комфортабельную, уютную, рациональную, организованную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и игровыми материалами.

Оборудование и материал по развитию изобразительной деятельности детей, который находится в мини центре художественно – эстетического развития детей, мы условно разделили на группы :

• иллюстрации, альбомы; дидактические игры на развитие восприятия «Сложи узор», «Подбери узор», «Спрячь мышку» и тд. ; игры по развитию мелкой моторики; разнообразные раскраски, бумага для рисования; трафареты (овощей, фруктов, геометрических фигур); изобразительный материал, соответственный возрасту детей.

Интерес у детей вызывают игры для развития мелкой моторики типа «Рисование на манке», «Найди свою крышку», «Кто быстрее» (с ленточками). Дети любят рисовать восковыми мелками, фломастерами, цветными карандашами.

На первом этапе работы мы в игровой ситуации познакомили детей с изобразительным материалом. Обыгрывание кисточки, карандашей повышает интерес детей к материалу, желание пользоваться им правильно. Использование игровых приемов помогает привлечь внимание к изображаемым предметам, мотивировать и обосновывать задание, заинтересовать предстоящей работой, объяснить приемы изображения. Также познакомили детей с дидактическими играми, направленными на овладение специфическими перцептивными действиями, приводящими к определённому графическому результату (скорость, сила, амплитуда). Данные игры вызвали интерес и желание повторять упражнений. Например, Катя после упражнения «Дождик», неоднократно повторяла его в самостоятельной деятельности.

На втором этапе работы мы отрабатывали качество движений в технике рисования по каждому из параметров (ускорение-замедление, увеличение-уменьшение амплитуды, усиление-ослабление нажима).

Детям предлагались игровые изобразительные задания: на скорость: «Дождь идёт», «Полетели листочки с деревьев»; на размах: «Баранки и бублики», «Закрашивание кубиков разных по величине», «Большие и маленькие клубочки»; на силу: «Ниточки толстые и тонкие», «Заборчик для медведя и зайчика», «Закрась кружки светлее и темнее карандашом одного цвета».

Наблюдения показали, что дети заинтересовались процессом изображения предметов, изобразительными материалами. Стали чаще рисовать самостоятельно, повторяя темы занятий. Дети получали удовольствие от манипулирования с изобразительным материалом. Для формирования технических навыков и умений мы предлагали упражнения, способствующие развитию мелкой моторики, координации движений рук, внимания и тд.

Способы рисования прямых линий формировались на занятиях, где перед детьми стояла задача изобразить предметы, представляющие собой вертикальные и горизонтальные линии, их пересечение («Кубики рассыпались», «Платочки сушатся на верёвочке», «Вагончики»).

Для отработки способов рисования различных форм были выделены занятия, на которых дети изображали предметы разной формы и величины. («Яички простые и золотые», «Воздушные шары», «Цыплята», «Овощи и фрукты»). На всех занятиях детей обучали навыкам владения инструментами, знакомили с техникой рисования (восковые мелки и гуашевые краски).

Улучшение технических навыков и переход умений детей в самостоятельную деятельность, ознаменовал появление третьего этапа, задачей которого было создание условий для переноса усвоенных детьми технических навыков в собственную изобразительную деятельность.

В ходе прогулок дети рисовали на асфальте или песке летом и осенью, на снегу зимой. В группе дети часто рисовали разукрашки, обводили и раскрашивали трафареты, особенно любимы детьми игрушки и машины. Дети стали проявлять элементы творчества не только в изображении, но и в материале. Например, Маша первая применила пластилиновые дорожки на листе бумаги, заявив, что они получились, как настоящие. Саша и Денис с увлечением в самостоятельной деятельности рисуют черточки, палочки, кружочки, соединяя их в незамысловатый рисунок. В повседневной жизни детей довольно часто у большинства появился перенос усвоенных технических навыков в собственную творческую деятельность.

Положительная динамика развития изобразительной деятельности детей, и увеличение точности движений, инициативности, творчества в самостоятельной деятельности детей. Стала совершенствоваться техника рисования, появилась свобода владения материалами. В процессе работы мы выявили один из эффективных путей формирования технических навыков и умений - целенаправленное обучение техники рисования.

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:

Правильные технические навыки и умения формируются не сразу, а постепенно от занятия к занятию, при условии, если учить детей в деятельности. Наблюдения показали, что дети быстрее осваивают навыки рисования различных линий, навыки регуляции движений по силе, размаху, темпу и не могут долго научиться правильному приёму держания карандаша и кисти. Применение правильных технических навыков и умений улучшает изображение.

Список литературы:

1. Григорьева Г. Г. Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М., 1995.

2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 2000.

3. Запорожец А. В. О действенном характере зрительного восприятия предмета. - «Доклады АПН РСФСР», № 1, 1962.

4. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М., 1978.

5. Комарова Т. С. Формирование графических навыков у дошкольников. М., 1970.

6. Комарова Т. С. О развитии способностей к изобразительной деятельности // Журнал дошкольное воспитание №6, 1990- С. 44.

7. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. М., 1994.

Публикации по теме:

«Чистюли». Краткосрочный проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы Воспитатель: Конева О. Н. Цель проекта: Формирование культурно гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Задачи проекта:.

НОД для средней группы «Волшебство в рисовании» Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 52 «Малинка».

Формирование двигательных умений и навыков в рисовании. Ум ребенка- на кончиках его пальцев. В. А. Сухомлинский. Рисование является од ним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитие речи «Наши добрые дела» для детей второй младшей группы Цель: Продолжать знакомить детей с правилами речевого поведения во время телефонного разговора в игровых ситуациях. Учить передавать заботу.

Конспект образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» для детей второй младшей группы «Прогулка в лес»Конспект образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» для детей второй младшей группы «Прогулка в лес» Подготовила:воспитатель Шарунец Н. С. Цель. Обогащение личного опыта детей знаниями, эмоциями и впечатлениями об осени. Задачи. 1. Знакомить.

Конспект по развитию изобразительных навыков у детей во второй младшей группе «Домашние животные» Конспект по развитию изобразительных навыков у детей во второй младшей группе «Домашние животные» Программное содержание. Продолжать знакомить.

Конспект занятия для детей второй группы с ОВЗ сложной структуры по формированию навыков рисования вертикальных линий Тема: «Сосульки» Цель: Обучать детей рисовать кисточкой вертикальные линии разной длины. Задачи: Продолжить знакомство с кисточкой и красками.

НОД в области «Познавательное развитие» второй младшей группы «Дикие и домашние животные» .

План-конспект занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 115 ОАО «РЖД» ПЛАН-КОНСПЕКТ Совместного занятия с детьми.

Развитие меторо-ритмических навыков через сказку «Колобок» для младшей группы Новогодняя сказка «Колобок» (для детей младшей группы) Действующие лица: Ведущий - воспитатель Колобок - взрослый Заяц - ребенок Волк –.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие технических навыков детей второй младшей группы в рисовании.
Опубликовано: 15 января 2017 в 19:47
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД