Папки-передвижки

Развитие творческих способностей детей посредством продуктивной деятельности

Тимошенко Анна
Развитие творческих способностей детей посредством продуктивной деятельности

Продуктивная деятельность в детском саду является важной частью воспитательной работы с детьми и несёт на себе нагрузку решения задач всестороннего развития дошкольников.

В данном разделе рассматриваются несколько видов детской активности – рисование, конструирование, лепка и аппликация.

В отличие от сюжетной игры, в которой дети также создают собственные модели окружающего, у продуктивных видов деятельности есть одна характерная особенность – предметно оформленный результат.

Публикация «Развитие творческих способностей детей посредством продуктивной деятельности» размещена в разделах

Развивающее значение продуктивных видов деятельности заключается в том, что они открывают перед ребенком широкие возможности проявить свою творческую активность и утвердить себя как созидатель. У него развивается способность к целеполаганию и продолжительным волевым усилиям, направленным на достижение результата.

Целью формирования у ребенка продуктивной деятельности, как культурной практики, является развитие творческой инициативы, которая проявляется в способности преобразовывать различные материалы в соответствии с целью-замыслом.

Таким образом, под продуктивными видами деятельности мы будем рассматривать детскую активность, направленную на превращение исходного материала в конкретный продукт.

Содержание для продуктивной деятельности мы задаем через четыре вида работы:

• Работа по образцам;

• Работа с незавершенными продуктами;

• Работа по графическим схемам;

• Работа по словесному описанию цели-условия.

Для детей старшего дошкольного возраста целесообразно использовать все типы работы, постепенно продвигаясь по обозначенным линиям от более простых к более сложным.

Каждый из типов работы, может быть, развернут с самыми разнообразными материалами. Это вполне традиционные: цветная и белая бумага, картон, природный материал – выступающий в функции объемных модулей, кусочки ткани, кисти, карандаши и пластичные материалы (глина, тесто, пластилин). Все они могут использоваться как в чистом виде, так и во всевозможных сочетаниях.

Особое внимание педагогу надо обращать на создание условий для продуктивной деятельности для каждого ребенка

Во время рисования красками у каждого ребенка должны быть:

• Заготовка листа бумаги;

• Баночки с водой;

• Кисти;

• Краска гуашь (для подготовительной группы возможна Акварель);

• Тканевая салфетка

• Демонстрационный материал при необходимости.

Во время рисования цветными карандашами у каждого ребенка должны быть:

• Заточенные заранее карандаши или восковые мелки

• Лист бумаги

• Кисочек бумаги или спонж для растушевки рисунка (подготовительная группа).

Во время лепки у каждого ребенка должны быть:

• Досточка;

• Стека;

• Пластичный материал (глина, тесто);

• Салфетка для рук;

• Демонстрационный материал при необходимости.

Во время аппликации у каждого ребенка должны быть:

• Баночка;

• Кисть;

• Клей ПВА (для старшего возраста возможно использование клея карандаша);

• Картон;

• Индивидуальная клеёнка;

• Цветная бумага (для младшего возраста раздаточный материал);

• Ножницы (для среднего и старшего возраста);

• Тканевая салфетка.

Конечно, чтоб вовлечь ребенка в нескучных учебный процесс, мы вносим в нашу работу культурно-смысловой контекст.

В качестве таких контекстов можно предложить воспитанникам следующие варианты:

• Изготовление для игры;

• Создание собственной художественной галереи;

• Создание макетов

• Изготовление сувениров;

• Создание книг;

• Изготовление предметов для собственного театра.

Каждый из представленных контекстов наполняется конкретным тематическим содержанием в зависимости от актуальных интересов представленного занятия.

Особенности организации совместной продуктивной деятельности подразумевают под собой коллективную работу. Добровольное включение детей в продуктивную деятельность со взрослым ( по принципу: «Я тоже хочу делать это») предполагает, помимо подбора интересных содержаний, ряд существенных условий:

• Организацию общего рабочего пространства;

• Возможность выбора цели из нескольких — по силам и интересам;

• Открытый временной конец занятия, позволяющий каждому действовать в индивидуальном темпе.

Прежде всего, необходимо организовать общее пространство для работы: большой рабочий стол (или несколько рабочих столов) — его можно устроить, сдвинув обычные столыпарты с необходимыми материалами, инструментами, образцами и пр. За рабочим столом, должны быть предусмотрены места для всех потенциальных участников, в том числе и для воспитателя. Он не отделяет себя от детей учительским столом, а располагается рядом с ними.

Места детей не закреплены за ними жестко (как на учебном занятии). Дети могут свободно перемещаться по комнате, если им требуется какойто инструмент, материал. Динамична и позиция воспитателя. На каждом занятии он располагается рядом с тем или иным ребенком, который требует его большего внимания, слабее других в данном типе работы или с этими материалами и инструментами. Организованное таким образом общее рабочее пространство обеспечивает возможность каждому участнику видеть действия других, непринужденно обсуждать цели, ход работы и получаемые результаты, обмениваться мнениями и открытиями («Смотри, как у меня!», «Я понял, как это сделано!»).

Вопрос относительно частоты использования тех или иных культурносмысловых контекстов решается воспитателем самостоятельно, в зависимости от событий, происходящих в окружающем (сезоны, праздники, памятные даты, прочитываемых в данное время художественных текстов, актуальных детских игровых и познавательных интересов.

Особенности организации самостоятельной деятельности.

Продуктивная деятельность, в соответствии с принятой нами моделью, присутствует в двух составляющих образовательного процесса: как совместная партнерская деятельность взрослого с детьми и как их самостоятельная свободная деятельность.

Многое из того, что делают дошкольники в свободной ситуации, является воспроизведением, продолжением и творческим развитием того, что они делали вместе со взрослым. Взаимосвязь двух составляющих образовательного процесса в отношении продуктивной деятельности осуществляется главным образом через материалы и образцы, с которыми имеет дело ребенок.

Предметная среда для самостоятельной продуктивной деятельности детей также должна способствовать и творческому движению в работе с выбранным материалом, и стабилизации целей (акцентированию для ребенка момента результативности).

Материалы и образцы, использованные взрослым в совместной деятельности с детьми, должны на некоторое время переходить в их свободное распоряжение, с тем, чтобы они могли при желании продолжить понравившуюся работу. Для этого в помещении группы необходимо выделить определенное место (столик, за которым могут работать двоетрое детей, стеллаж). Срок жизни этих материалов и образцов зависит от того, насколько часто и увлеченно дошкольники в свободное время работают с ними. Если частота обращений к ним невелика, они заменяются новыми после очередного цикла работ, если же дети часто их используют, к ним прибавляется следующая порция материалов.

Практика показала, что к этим материалам и образцам в своей свободной деятельности чаще всего обращаются три категории детей :

• Не успевшие завершить свою работу в период совместной деятельности со взрослым;

• Выступавшие в роли наблюдателей за совместной деятельностью взрослого с детьми и понявшие в ходе наблюдения, что, пожалуй, стоит рискнуть и попробовать;

• Энтузиасты, которым настолько понравилась инициированная взрослым работа, что они по собственному желанию вновь обращаются к ней, воспроизводя или творчески развивая ее.

Дошкольники любят не только творить по собственному замыслу, но и копировать, особенно если задача копирования не навязана им, а свободно выбрана.

Публикации по теме:

Развитие речи и творческих способностей детей в совместной познавательно-продуктивной деятельности Слайд 1. Сергиенко Елена Викторовна - воспитатель группы компенсирующей направленности. С любовью и интересом я занимаюсь ручным трудом с.

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности 1СЛАЙД: ТИТ. ЛИСТ 2 СЛАЙД: высказывание В. А. Сухомлинского 3СЛАЙД: ЦЕЛЬЮ ДАННОГО ПРОЕКТА ЯВЛЯЕТСЯ: *Изучить процесс развития творческих.

Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой.

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности".

Мастер-класс для педагогов «Развитие творческих способностей посредством театрализованной деятельности» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 43 «Янтарный.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством кукольного театра Актуальность темы Театр кукол – наиболее распространенная форма организации детского досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством пластилинографииРазвитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством пластилинографии «Истоки творческих способностей и дарований ребёнка на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые.

Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории №3 «Ивушка» городской.

Развитие творческих способностей детей посредством освоения нетрадиционных техник рисования Развитие творческих способностей детей посредством освоения нетрадиционных техник рисования. Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников.

Развитие у детей творческих способностей через использование нетрадиционных техник продуктивной деятельностиРазвитие у детей творческих способностей через использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Согласно ФГОС ДО одной из приоритетных задач дошкольного образования является создание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей посредством продуктивной деятельности
Опубликовано: 20 марта 2019 в 20:03
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД