МААМ-картинки

Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ

Елена Кирюхина
Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ

По данным ООН в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья).

Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ОВЗ. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилось в два раза. Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них 70-75% являются инвалидами.

Публикация «Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ» размещена в разделах

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми с ОВЗ социального опыта включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы по реабилитации, специальные учебные заведения и. т. д.).

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в его связи с миром, а ограничение мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности в общении с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда и к элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективного фактора, которым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционирует существование недоступной для ребенка с ОВЗ архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.

Ребенок с ОВЗ – часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни.

Ребенок с ОВЗ может быть также способен и талантлив, как его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей.

Ребенок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

Творческая деятельность, имеет большое значение в жизни человека, тем более она имеет большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знания и отношения ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально, следует отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.

Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена.

Огромный потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной и декоративной деятельности детей, источником чего является народное искусство. Педагоги нашего детского сада, и я в том числе, занимаемся с детьми декоративно- прикладным творчеством. Занятия прикладным творчеством направлены на эстетическое развитие детей с ОВЗ. Успешное освоение творческой деятельности способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает в формировании других видов деятельности. Известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, с формированием его чувств и сознания. В процессе усвоения детьми ряда навыков происходит совершенствование тонкой моторики рук.

Материал для занятий подбирается с учетом темы, а также возрастных и индивидуальных особенностей детей. Для развития творческих способностей используются разные техники: традиционные (аппликация, лепка) и нетрадиционные (рисование пластилином, свечой, восковыми мелками ; коллаж с применением крупы, семян, пуговиц; экспериментирование с различными художественными материалами, дидактические игры, силуэтное и объемное моделирование, упражнения для составления орнамента, прорисовки элементов росписей. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует интерес детей к прикладному творчеству и является необходимым условием формирования творческой личности ребенка. Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею», «у меня не получается», «я не сделаю правильно». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей. Мнение, что изобразительная деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет обоснованность. Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять и совершенствовать с учетом возраста и интересов детей, а также с учетом индивидуального подхода к развитию творческих способностей каждого ребенка.

Многогранная деятельность детей на занятиях творчеством создает положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы. Овладевая основами изображения, в процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник дети не только глубже и полнее познают действительность, но и приобретают жизненно важные умения и навыки.

Главная цель, которую я ставлю, как педагог:

-формирование способностей к творчеству, необходимых не только для искусства, но и для развития разносторонней, интересной, творческой личности, способной к творческому труду в любом виде деятельности.

Задачи, способствующие достижению цели :

- развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности детей с ОВЗ в процессе изобразительной деятельности;

- формирование умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы;

- стимулирование интереса к прикладному творчеству;

- воспитание нравственных качеств личности детей.

Так же одной из форм социальной адаптации детей с ограниченными возможностями является праздник.

Здесь необходимо решить две основные задачи:

- создать условия, которые позволят каждому ребенку с когнитивными нарушениями реализовать себя, помогут стать уверенными в себе и жить в тесном контакте с другими людьми;

- помочь окружающим - педагогам, членам семьи, соседям – принимать, уважать детей с когнитивными нарушениями, доброжелательно относиться к ним, ценить их возможности и способности.

Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения. Через рисунок, игру, сказку арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей. Кроме того, активная творческая деятельность способствует расслаблению и снятию напряжения.

Форма организации творческой деятельности детей с ОВЗ очень актуальна для нашего ДОУ, т. к. наш детский сад посещает большое количество детей с ОВЗ. В заключении ПМПК наших детей стоят диагнозы (ЗПР, ЗПРР, ОНРII И III ур. ДЦП).

Дети с ОВЗ участвуют в праздниках, организуемых в соответствии с традиционной тематикой, принятой в дошкольных учреждениях: «Новый год», «Мамин праздник», «День рождения», «Веселые старты», «Скоро лето», «Праздник урожая», «Масленица», «Фестиваль дружбы народов» и многие другие.

Вся работа состоит из трех этапов: подготовительный - проведение праздника – закрепление впечатлений.

Подготовительный этап:

1) разработка сценария: предметно игровые действия, движения под музыку, элементы театрализованных и сюжетных игр.

2) создание предметно – развивающей среды : театральная атрибутика, музыкальные инструменты (погремушки, бубны, барабаны, колокольчики, дудки); звучащие игрушки; предметы и игрушки по тематике праздника (елка, елочные украшения, «снежки»; цветы, флажки, ленточки; мягкие игрушки, куклы, куклы-марионетки); игрушки для проведения подвижных, сюжетных игр; предметы для «сюрпризных моментов» (подарки для детей и родителей, новые игрушки); аудиозаписи (классическая музыка, звуки живой и неживой природы, детские сказки и песни);

3) подготовка детей к празднику на коррекционно-педагогических занятиях;

4) участие всех специалистов занимающихся с детьми в группе (логопед, музыкальный руководитель);

5) работа с родителями (они готовили костюмы, подарки, разучивали с детьми стихи, песни и т. д.).

Остановимся на описании подготовительного этапа на примере организации праздника «Новый год».

На занятиях по музыкальному воспитанию особое внимание уделялось формированию умений слушать музыку, петь, выполнять музыкально-ритмичные движения (игры и упражнения с предметами, сюжетные действия и игры под музыку). Детей учили петь песни, допевая слова; выполнять движения только под музыку (кружиться с ленточками, парами); использовать музыкальные игрушки-инструменты (ложки, дудочки, колокольчики, бубны); выполнять музыкально ритмические и музыкально-дидактические упражнения, играть в подвижные игры (сначала совместно со взрослыми, затем по подражанию и показу).

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи детей знакомили с сезонными изменениями в природе (наблюдение за снегопадом, уборкой улиц от снега и др., с персонажами новогоднего праздника: Дедом Морозом, Снегурочкой, зайцем, лисой, медведем. Используя элементы театрализованной деятельности, обыгрывали ситуации праздника с использованием кукольного театра, елочных украшений, примеривали костюмы (шапочки, воротнички, хвостики). Дети выполняли характерные для персонажей движения, рассказывали стихи на праздничную тематику, используя игрушки-персонажи. Детей знакомили с традициями проведения праздника (нарядная елка, украшение помещений игрушками и др., с ними играли в дидактические игры, закрепляющие представления о праздничной атрибутике («Чудесный мешочек», «У кого такая?», «Найди такого цвета», «Найди пару», «Угадай, что в такой коробочке»).

Детей привлекали к совместному созданию рисунков, поделок, аппликаций по тематике праздника («Падает снег», на тонированной бумаге способом примакивания рисовали снег; «Украшаем елку шарами», на елочку наклеивали шарики из бумаги; «Елочка в снегу», рисовали снег на вырезанной из бумаги елочке); шапочек лисы, зайца, медведя (к заготовкам приклеивали глаза, нос, подарки для родителей и др.

Второй этап - проведения праздника.

- Он длится от 20-25 минут (учитываются особенности и возможности психофизического развития детей).

- К играм привлекаются родители.

- Обязательно чередуются активные (подвижные игры, пляски и др.) и спокойные виды деятельности, в которых каждый ребенок может быть наблюдателем, зрителем (слушание успокаивающей музыки, просмотр выступлений гостей – выпускников группы).

Особое внимание уделяли разработке сценария, подбору используемого речевого материала (четкие инструкции, простые стихи) должны быть предельно понятны детям; музыкальные подвижные игры и упражнения, а также пляски подбирали с таким расчетом, чтобы дети независимо от уровня психофизического развития могли в них участвовать.

Третий этап посвящен закреплению впечатлений, знаний, умений, полученных на празднике.

Опыт работы с детьми с ОВЗ показал: организация праздников является важным средством эмоционального и познавательного развития детей, оказывает положительное влияние на формирование умения взаимодействовать со сверстниками, способствует социальному развитию детей и их включению в детский коллектив.

Итак: развитие творческих способностей, для детей с ОВЗ, имеет важное значение, так как способствует раскрытию личного потенциала, реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создаем условия для успешной адаптации в социум, равные возможности для дальнейшего существования в нем.

Воспитатель МБДОУ № 73 г. Златоуст

Кирюхина Е. Н.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Фотоотчёт о посещение методического объединения «Развитие творческих способностей детей»Фотоотчёт о посещение методического объединения «Развитие творческих способностей детей» Хочу поделиться впечатлениями от посещения методического объединения для воспитателей старших групп по теме «Развитие творческих способностей.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд» Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, от пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Консультация «Развитие творческих способностей детей»Консультация «Развитие творческих способностей детей» Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности. «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему,.

Проект «Развитие творческих способностей детей 3–4 лет в изобразительной деятельности» Развивать творческие способности детей необходимо во всех видах деятельности – на занятиях, в свободной деятельности, в театрально-музыкальной.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Родительское собрание «Развитие творческих способностей детей с применением ИКТ» в подготовительной группеРодительское собрание «Развитие творческих способностей детей с применением ИКТ» в подготовительной группе Доклад: "Развитие творческих способностей детей шестилетнего возраста образовательной деятельности в ДОУ и в семье с применение ИКТ. ".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ
Опубликовано: 15 апреля 2020 в 13:07
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кирюхина (УИ 1921541) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД