Приложение МААМ

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством тестопластики

Елена Данилова
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством тестопластики
▼ Скачать + Заказать документы

Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества. Наше время – время информационных технологий – требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте. Дошкольные годы сенситивны для творческого развития, а именно для становления процессов восприятия, памяти, воображения, мышления.

Публикация «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством тестопластики» размещена в разделах

Перед дошкольной педагогикой в настоящее время стоит задача воспитать не только здоровых, но и всесторонне развитых детей. Эстетическое воспитание – одно из составляющих всестороннего воспитания. Под эстетическим воспитанием мы понимаем развитие способностей воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

"Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок," – утверждал В. А. Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей.

Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.

Воображение – это умение конструировать в уме что – либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого, из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений.

Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, преобразует представления памяти, тем самым обеспечивая создание заведомо нового. В этом смысле всё, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие мира природы, - все это является продуктом творческого воображения. Развитие творчества в значительной степени определяется уровнем детского воображения, которое формируется уже в дошкольный период. Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он узнал и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее, при других равных условиях, будет деятельность его воображения.

Основные направления развития творческих способностей в дошкольном возрасте.

1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами, как богатство продуцируемых образов и направленность.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность, такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.

В дошкольном учреждении данные направления можно реализовать через комплекс мероприятий:

• занятия, направленные на развитие творческого воображения и мышления детей;

• занятия по изобразительной деятельности, развитию речи, художественной литературе;

• использование игр развивающих творческие способности;

• работа с родителями.

Условия, благоприятствующие формированию творческих способностей.

1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возможностей.

4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий и т. д.

5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод: творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения.

Изучив исследования психологов и педагогов, я решила выявить возможности лепки из соленого теста как способа в развитии творческих способностей. Экспериментальная работа проводилась в кружке тестопластики «Сувениры», в которой занимались дети старшей группы МБДОУ №8 «Родничок» г. Якутска.

Количественный состав – 12 детей.

Кружок по тестопластике «Сувениры»

В течение 2013-2014 учебного года на базе МБДОУ № 8 «Родничок» вела кружок тестопластики «Сувениры». Кружок посещали 12 детей в возрасте 5-6 лет (старшая группа). Занятия тестопластикой проводились 1 раз в неделю с продолжительностью занятий – 25 минут.

Цели:

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста;

Развитие личности творца, способного осуществить свои творческие замысли в области такого вида декоративно-прикладного искусства как тестопластика.

Задачи:

• воспитывать у детей устойчивый интерес к занятиям лепкой;

• вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

• воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;

развивать координацию движений рук, тонкую моторику, активность мышления, художественный вкус;

• помогать детям в овладении различными способами лепки и украшение с помощью стеки и печаток, бросового и природного материала;

помогать детям в их желании сделать свои работы общественно-значимыми.

На этапе констатирующего эксперимента была проведена занятие по лепке на тему «Веселые клоуны» (лепка предметная) с целью выявления способностей к творчеству у детей. На занятии присутствовало 12 детей.

Занятие на тему «Веселые клоуны» (лепка предметная).

Цель занятия: выявить насколько развито творчество детей, умение и навыки самостоятельно решать форму, пропорции и положение предмета в пространстве, способы передачи.

После проведенного занятия в старшей группе на тему «Веселые клоуны» (предметная лепка) мы провели анализ по отобранным критериям и зафиксировали все в таблице.

По проведенному анализу выявились следующие результаты: наивысшее число набранных баллов составило – 37 баллов, низшее число – 20 баллов, что свидетельствует о среднем уровне овладения навыками лепки.

Также на констатирующей части ставилась цель: уровень развития изобразительно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке.

Проводилось изучение построения рисунков; применение разных способов лепки, соблюдение пропорций и самостоятельность замысла.

Исходя из констатирующего эксперимента, я поставила задачу провести формирующий эксперимент, который включает в себя цикл занятий по лепке из соленого теста, предусматривающий формирование у детей творческого воображения.

На занятиях по лепке создавались условия для формирования творчества :

• создание необычной, новой обстановки;

• создание благоприятной атмосферы (дидактические игры, слушание музыки, стихи, беседы);

• новые проблемные ситуации;

• неповторяющиеся задания;

• учет возможностей и интересов каждого ребенка;

Цель: создать условия на занятиях по лепке для формирования у детей творчества.

Задачи:

• - предложить материал к занятиям по лепке для формирования творчества;

• - составить и провести цикл занятий по лепке из соленого теста;

• -включить в занятия условия, методы и приемы, способствующие формированию творчества.

Этап № 1 «Подарки Осени»

Этап № 2 «Волшебное животное»

Этап № 3 Панно «Зимние забавы»

Этап №4 «Роспись пасхальных яиц»

Данный эксперимент показал, что под влиянием наблюдений, рассматривания игрушек, иллюстраций, а также наглядных методов, дети лепили предметы своих замыслов; использовали различные способы лепки.

После проведенных занятий по развитию творческих способностей детей в мае проведен анализ уровня овладения эстетического развития творчества детей.

Вывод: у детей старшей группы развита продуктивная и оригинальная сторона изобразительной деятельности, работа нужна над качеством выполняемой работы (изделия). Средний балл старшей группы – 11,5. Что свидетельствует о высоком качестве эстетического развития творчества детей.

Контрольный эксперимент

Цель: выяснить, как повлиял формирующий эксперимент на творчество.

Тема занятия: свободная лепка «Мой волшебный сон».

Программное содержание:

• Учить детей создавать выразительные лепные образы, сочетая разные способы и приемы лепки.

• Учить планировать свою работу.

Развивать воображение, чувство формы, пропорций.

Таким образом, контрольный эксперимент показал, что на занятиях по лепке из соленого теста, можно развивать у детей творчество, т. е. замыслы стали более самостоятельными, дети стремятся к наиболее полному раскрытию замысла, используются разные способы и приемы лепки, работы дополняются вспомогательными материалами, тем самым проявляют в самостоятельной деятельности свои творческие способности.

Заключение

На занятиях по тестопластике нужно создать атмосферу взаимного доверия: независимость ребёнка в осуществлении выбора, безоценочности, принятия, безопасности, поддержки. Взрослый занимает позицию рядом, а не над. Он помогает детям осознать и выразить свою индивидуальность, соблюдая принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное, гуманистический принцип и принцип развивающего обучения, ориентируется на зону ближайшего развития каждого ребёнка.

Таким образом, мы приходим к заключению, что лепка является средством развития творческих способностей ребенка. Современное общество заинтересовано в том, чтобы воспитать ребенка как гармонично развитую во всех отношениях, а главное творческую личность. Ребенок – это воплощение фантазии, творчества и воображения, и педагог является его наставником в формировании его творчества.

Занятия тестопластикой не призваны сделать всех детей художниками, их задача – освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности. При самостоятельном выборе, нахождении и обработке формы ребенок становится мужественным, искренним, развивает фантазию, интеллект, наблюдательность, терпение и позднее, намного позднее, вкус. Тем и будет обеспечен подход к красоте.

Воспитатель подготовительной группы «Парус»

Данилова Е. Е.

Публикации по теме:

Методическая разработка по оздоровлению детей старшего возрастаМетодическая разработка по оздоровлению детей старшего возраста Основной задачей современного образования является воспитание творческой. самостоятельной, свободной личности, так как именно творческий.

Развитие творчества старших дошкольников в НОД по художественному творчествуРазвитие творчества старших дошкольников в НОД по художественному творчеству b] Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует нестандартно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством тестопластики
Опубликовано: 5 декабря 2014 в 23:06
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством тестопластики» (включая файлы) размещена пользователем Елена Данилова (УИ 282673) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД