Светлана Попова
Развитие творческого потенциала учащихся в системе работы учителя дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы учителя дополнительного образования ГБОУ школы № 471 Выборгского района Санкт-Петербурга Поповой Светланы Ивановны
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ
Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я, может быть, пойму,
вовлеки меня – и я этого не забуду никогда.
Конфуций
Покажи, пойму, вовлеки, не забуду…. В значении этих слов – удивление и интерес, которые помогают человеку сократить путь «вхождения» в культуру. Условия работы в ГБОУ школе № 471 Выборгского района Санкт-Петербурга позволили мне, как педагогу изобразительного искусства, найти оригинальное решение: построить свою деятельность на основе синтеза слова, образа, пластического и графического воплощения в материале. Во внешкольной студийной деятельности в области декоративно-прикладного искусства заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся. Увлекательно, заманчиво предлагая тот или иной вид изобразительной деятельности, я стараюсь способствовать развитию художественной мысли. Пробуждению эстетического чувства своего ученика. Развитие творческого потенциала становится одним из важнейших факторов развития личности и предлагает творческую самореализацию и саморазвитие личности.
Публикация «Развитие творческого потенциала учащихся в системе работы учителя дополнительного образования» размещена в разделах
Понятие «развитие» многогранно. Под развитием личности чаще всего понимается процесс закономерной и необратимой смены следующих друг за другом качественных изменений в личности человека, его духовной жизни.
Дети должны воспитываться и обучаться не только для настоящего, но и для будущего всего человечества. Представляя ребенка всепоглощающей, любопытствующей, принимающей, развивающейся, но еще маленькой уникальной личностью, я вижу свою роль в осуществлении функции проводника-учителя, связывающего его с искусством, историей, культурой, миром и природой, готового отвечать на его вопросы, обучать и насыщать знаниями, раскрывать горизонты для развития творческого потенциала, учить самостоятельно двигаться в информационном пространстве. Учитель-проводник способен на обратную связь, когда запрос общества, национальной и мировой культуры, запрос «будущего» направлен на ученика.
Взяв за основу такие рассуждения, мною была выстроена система работы, целью которой является создание арт-среды, формирующей личность, способную к самореализации и саморазвитию, умеющую в дальнейшем вносить позитивный вклад в развитие культуры.
Успешность в достижении цели, в первую очередь, зависит от решения поставленных перед всеми участниками образовательного процесса задач:
- раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал личности;
- убедить обучающегося в способности включения механизмов саморазвития;
- актуализировать задатки, интеллект, развить творческую мотивацию;
- научить формировать через создание арт-объектов творческую среду, которая позволяет гармонично влиять как на саму личность, так и на социум в целом.
Развитие творческого потенциала личности может происходить только в процессе выполнения человеком созидательной деятельности, которая является для него ведущей в данный момент. Для ребенка ведущая деятельность – учебно-познавательная. С целью повышения эффективности этого вида деятельности учащегося и, как следствие, более успешного развития его личности, педагогу необходимо ответить на следующие вопросы:
- Зачем учить?
-Чему учить?
- Как учить?
Ответы на эти вопросы я нахожу в технологии творческого саморазвития, раскрытой в работах таких академиков и профессоров как Андреев В. И., Орлов Ю. М., Цукерман Г. А. и в личностно-ориентированной педагогической технологии, истоки которой содержатся в положениях диалоговой концепции культуры М. Бахтина и В. Библера.
Именно эти технологии предполагают построение развивающей культурной среды с активным участием в этом процессе самих обучающихся на принципах научности, практической деятельности, систематичности и последовательности, доступности, сознательности и активности, прочности, креативности, свободы.
Работа по развитию творческого потенциала ребенка в таком уникальном учреждении как ГБОУ школа № 471 Выборгского района Санкт-Петербурга предусматривает различные формы организации активной творческой деятельности детей и подростков:
- занятие как специально организованная форма обучения;
- нерегламентированные виды деятельности;
- конкурсы, выставки и другие формы свободного общения.
В нашем учреждении особое внимание уделяется поиску эффективных и эффектных методов и приемов. Из применяемых методов обучения особого внимания заслуживают практические методы (это различные упражнения и практические работы, наглядные (развивающие зрительный ряд, несущие обучающую информацию, активные (такие, как решение проблемных задач, обучение по алгоритму, анализ конкретной ситуации) и метод научного исследования (например, «мозговая атака»).
На своих занятиях я использую творческий «трансформер», который представляет собой синтез следующих художественных направлений: художественной росписи, декоративной живописи, декоративной графики, конструирования, бумагопластики, тестопластики, моделирования.
Такой синтез позволяет использовать не только традиционные, но и нетрадиционные художественные приемы и техники.
На представленных ниже работах можно увидеть тот самый трансформер, в котором смешаны декоративно-графические приемы: соленое тесто и декоративная роспись акрилом, акварельные техники «по-мокрому» и украшение бисером. В работах также используются ткани, бусинки, шнуры, макаронные изделия, пайетки.
Урок искусства – это особый тип урока, не укладывающийся ни в какие догматические схемы, имеющий подвижную структуру, элементы которой строятся по законам искусства. Это живой творческий процесс, в котором используется необходимый арсенал эмоционально-образных средств воздействия, зрительный, поэтический, музыкальный материал, фрагменты литературных произведений. Советский педагог-новатор Сухомлинский В. А. писал: «Ученик есть, прежде всего, человеческие отношения, а подлинное обучение характеризуется обстановкой «эмоционального пробуждения разума». Процесс обучения становится личностно-ориентированным. Основное содержание урока развертывается на эмоционально-психологическом уровне, вырабатывается устойчивая потребность в нахождении собственного «метода работы», собственного творческого «почерка», собственных методических приемов.
Так, условно любое занятие в студии можно представить в виде четырех, взаимно переплетающихся колец, где первое кольцо «отвечает» за познавательную функцию. Второе кольцо – кульминационное. Именно в этой части занятия учащиеся становятся исследователями и работают над своими «шедеврами». Третье кольцо – это работы учащихся, их отчеты и наблюдения. Возвращаясь к хронологии моего занятия, логично определяется и последнее кольцо – это рефлексия учащихся: их размышления, самореализация и самоактуализация.
Главное – помнить, что каждое занятие всегда должно начинаться с диалога, заканчиваться тоже диалогом, но многоуровневым: ученики устанавливают отношения не только со своим творением, но и способны к диалогу культур. Таким образом, застывшие работы за «стеклянной витриной» «оживают», наполняются дыханием, в них начинает пульсировать жизнь, а у ребенка формируется представление о мире, зарождаются «силы» к дальнейшей деятельности.
Остановлюсь на некоторых приемах актуализации внимания учащихся.
Прием «Удивление» – это может быть и использование яркого картинного пятна, и использование необычных материалов (например, соль, пенопласт, воск, как средства создания спецэффектов).
Прием «Интеллектуальный штурм» – это и иллюстрирование музыкального произведения, составление мозаичного панно, и создание ассоциативных работ.
В образовательном учреждении ребенок должен чувствовать себя уверенно и защищенно. В его сознании необходимо создать образ учреждения как чего-то светлого, всегда интересного, веселого и доброго. Атмосфера эмоционального подъема и психологический комфорт возможны при построении обучения с опорой на игровые формы. Например, прием «Актер». Я применяю игру интонацией, различные театрализованные действа. Использование игровых форм при организации педагогического процесса повышает мотивацию и облегчает усвоение учебного материала.
Интересным является и прием «Создание большого интерьерного панно». Из отдельных работ учащихся моделируется целостная картина, где гармонично сочетаются различные виды художественной и декоративной деятельности (тестопластика, аппликация, конструирование, рисование, художественная роспись и т. д.). Воздействие художественного панно рассматривается как арт-терапевтическое средство. Арт-терапия связана с раскрытием внутренних сил человека и позволяет многое: развить в себе спонтанность, совершенствовать внимание, память, мышление; изучить свой жизненных опыт с необычного ракурса. Ее задача – не сделать всех людей художниками или актерами, а в процессе работы над картиной помочь человеку найти выход своим чувствам, желаниям, мечтам, смоделировать новое позитивно-творческое состояние.
Система использования всех этих приемов способствует выработке у ребенка потребности к самостоятельной деятельности, стимулированию его активности на занятии.
Система работы не была бы логически завершенной, если бы она не коснулась всех функций творческого обучения. Их можно представить как набор стратегических и тактических знаний.
Информационная функция включает в себя разнообразие материалов и техник, специфику образного строя и языка арт-объектов.
Систематизирующая функция предполагает логику в развитии материалов, тем в единой цепи познания.
В функцию закрепления и контроля входит система творческих заданий, формирование композиционных навыков и умений в процессе воплощения собственных замыслов; формирование и нарабатывание в памяти зрительных образов, насыщение зрительного ряда.
Воспитательно-развивающая функция реализуется через духовно-эмоциональную сферу.
Саморазвивающая функция раскрывается в поиске самостоятельных образных решений и художественно-изобразительных средств.
Подтверждением эффективности данной системы работы могут служить результаты психолого-педагогических исследований.
Предлагаю вам на рассмотрение анализ результатов адаптированного комплексного теста на определение динамики развития творческой деятельности, проведенного среди учащихся средней группы. В данном тесте проанализированы базовый (входной) уровень и уровень развития при завершении одного из курсов программы «Тестопластика».
Вывод: анализ итоговых данных адаптированного комплексного теста показывает общую положительную динамику уровня развития творческой деятельности учащихся средней группы.
С одной стороны, рост небольшой, и хотелось бы достичь более высокого уровня, но мы понимаем, что пройдена только одна ступень из общей программы, и есть еще время для дальнейшей работы.
По результатам адаптированного теста «Проективный рисунок» я хочу показать, как происходит изменение личностных характеристик ребенка.
Ниже представлены некоторые работы ученика 3 класса, находящегося в школе на индивидуальном обучении. Работы выполнены в момент поступления в студию и через ряд занятий.
Работа, выполненная в момент поступления ребенка в студию
Работы, выполненные через четыре месяца занятий ребенка в студии
Учитывая следующие показатели: распределение времени, использование пространства, местоположения, цвета, светотени и мазка, содержание, движения и жесты, ритмическое исполнение, были сделаны следующие выводы:
- если на первых тестовых рисунках ребенок показывает агрессию в цветовом решении, нервозность и неуверенность в мазке, нажиме и характере линий, то в последующих работах можно проследить изменения эмоционального состояния, влияющего на жест, линию, цвет;
- через результат «удачи» закрепляется ощущение своего «Я».
Критериями эффективности моей системы работы являются:
- адаптация в социуме;
- самореализация всех участников образовательного процесса;
- креативность всех участников образовательного процесса;
- способность адекватно реагировать на вызовы современности, в том числе через самоопределение.
Результат системы также подтверждается участием детей в Международных, Всероссийских, областных и городских конкурсах и выставках, интересом учащихся к творческой деятельности. Мотивация детей, мучительные поиски и сомнения педагога, постоянные вопросы: а права ли я, каков итог – все это является тем двигателем, который, пусть не в одночасье и не всегда так, как хотелось бы, приводит к ожидаемому результату.
Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я, может быть, пойму,
вовлеки меня – и я этого не забуду никогда.
«Вовлечь», «увлечь», «завлечь» – так создается полноценная внутренняя духовная жизнь Человека. Так формируется «ландшафт» детской души. Так рождается личность с состоянием любви к себе, к другим, к миру….