МААМ-картинки

Развитие творческой деятельности младших школьников на уроках технологии при решении творческо-конструкторских задач

Светлана Косова
Развитие творческой деятельности младших школьников на уроках технологии при решении творческо-конструкторских задач

Развитие творческой деятельности младших школьников на уроках технологии при решении

творческо-конструкторских задач

Косова Светлана Петровна

Учитель технологии

МБОУ СОШ №16

Г. Южно-Сахалинск

Аннотация: В статье рассматривается возможность развития творческой деятельности младших школьников на уроках технологии при решении творческо-конструкторских задач. Представлено краткое описание этапов исследования и сформулированы общие выводы по проделанной работе.

Публикация «Развитие творческой деятельности младших школьников на уроках технологии при решении творческо-конструкторских задач» размещена в разделах

Ключевые слова: младшие школьники, творческая деятельность, уроки технологии, решение творческо-конструкторских задач.

The creative activities of junior high school students in classroom technologies in solving creative design tasks

Kosova Svetlana Petrovna

Abstract : Describes an opportunity to develop creative activities of junior high school students in classroom technologies in solving creative design tasks. Provides a a brief description of the stages of the stages of research and formulates general conclusions on the work undertaken.

Keywords : younger students, creative a activities, lessons technology solution creative design tasks.

Важной составляющей государственной образовательной политики в Российской Федерации является развитие творческой деятельности подрастающего поколения (школьников в том числе).

Об этом свидетельствуют постоянно проводимые мероприятия: выставки продуктов творчества (технического, декоративно-прикладного творчества, слеты юных изобретателей и т. п., направленны не только на демонстрацию продуктов творчества, но и дальнейшее внедрение творческих идей в виде изобретений, патентов, которые способствует развитию государства и общества в целом.

Под творчеством понимают - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового [1, с. 742];

Творческой деятельностью принято считать :

• создание культурных ценностей и их интерпретацию [2];

• Энциклопедический словарь экономики и прав.

деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Это может быть новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения Важное место в творческой деятельности занимает комбинирование.

деятельность, в которой творчество как доминирующий компонент входит в структуру либо ее цели, либо способов [3, c.245];

• форма деятельности человека или коллектива создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом к т. д. служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности[4].

Понятие творчества и творческой деятельности неразрывно связаны с понятием творческих способностей, которым посвящены многочисленные исследования философов, педагогов, психологов.

Анализ исследований в области развития творческой деятельности младших школьников позволил сформулировать противоречие между необходимостью развития творческой деятельности младших школьников и

недостаточными условиями для осуществления этого процесса.

Объект исследования - личность младшего школьника.

Предмет исследования - уровень развития творческой деятельности младших

Цель исследования – изучить особенности развитие творческой деятельности младших школьников при решении художественно-конструкторских задач.

Гипотеза - роль художественно-конструкторских задач может выступать основой развития творческой деятельности младших школьников если :

- определить методы развития творческой деятельности младших школьников;

- выявить особенности решения художественно-конструкторских задач младшими школьниками;

- внедрить условия эффективного развития творческой деятельности младших школьников при решении художественно-конструкторских задач.

В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были определены следующие задачи :

- изучить теоретические аспекты развития творческой деятельности младших школьников;

- рассмотреть методы развития творческой деятельности младших школьников;

- изучить и проанализировать особенности решения художественно-конструкторских задач младшими школьниками

Базой педагогического исследования выступило муниципальное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа №16 (МБОУ СОШ) города Южно-Сахалинска Сахалинской области. Педагогическое исследование проходила поэтапно в течение 2015-2017 учебного года.

I этап (2015-2016 г. г.) - подготовительно-поисковый. Посвящен выбору направления и проблемы исследования. Включал в себя изучение литературных источников (методологической, общепедагогической, психологической и методической) по проблеме. Осуществлялась разработка программы и понятийного аппарата исследования. Проводился констатирующий эксперимент, цель которого - выявить уровень развития творческой активности младших школьников и насколько уделяется внимание учителем развитию данного качества. Основные методы исследования на данном этапе: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования, анализ учебной программы начальной школы по технологии, наблюдение, беседы, анкетирование.

II этап (2016-2017 уч. г.) - опытно-экспериментальный. Был осуществлен формирующий эксперимент. В это же время выявлялись особенности деятельности учителя по развитию творческой деятельности младших школьников, проверялась эффективность педагогических условий по развитию творческой деятельности учащихся начальной школы. Была разработана и апробирована система уроков технологии в 1 классе с применением задач, направленных на развитие творческой деятельности.

На данном этапе использовались следующие методы: теоретическое моделирование, наблюдение за деятельностью учащимися, прогностические (экспертная оценка, самооценка и др., диагностические (анкетирование, интервьюирование, тестовые методики и др.).

III этап (2016-2017 г.) - обобщающий. Был связан с осуществлением проверки и обработки результатов исследования. На этом этапе проводилось обобщение, систематизация, описание полученных результатов, осуществлялась публикация материалов исследования, оформлялось данное исследование. Ведущие методы исследования: теоретическое моделирование, анализ результатов и продуктов деятельно-сти. Методы математической статистики позволили оценить результаты констатирующего и формирующего этапов эксперимента. Учитывался собственный опыт работы в качестве учителя начальных классов. Все методы применялись комплексно, что давало возможность более глубокого изучения предмета исследования.

Проделанная работа позволяет сделать выводы:

1. Проблемы творчества и творческой деятельности волнует умы многих ученых, начиная с древних времен. Имеющиеся накопленный опыт, в области исследования творческой деятельности позволяет утверждать, что единого мнения по этому поводу не существует т. к. каждый исследователь ставит и решает задачу. Основные направления изучения творчества : творчество изучается в соотношении со способностями, одаренность., талантом, интеллектом, дивергентным мышлением, решение задач; творчество рассматривается, как деятельность в контексте жизни, социальных отношений. Творчество понимают как создание нового, ранее не известного, но не все новое можно считать творчеством, а лишь социально значимые объекту. Детское творчество обладает субъективной новизной. Чаще всего творческую деятельность различают по результату, по способу (структуре) реализации, по значению. Психофизиологические процессы ученого ребенка, протекающие во время творческого акта одинаковы. Большинство исследователей соглашаются с тем, что творчеству можно научить и начинать с раннего детства. Творческая и «нетворческая» деятельность взаимосвязаны, однако имеют кроме сходства и некоторые различия. Творческая деятельность, как деятельность, вообще имеет структуру в которую входят следующие компоненты: мотивы, способы и приемы деятельности, цель и результат.

2. Родоначальником все методов поиска и решения творческих задач является метод «проб и ошибок». Изучение педагогом методов решения творческих задач необходимо для понимания дальнейшего применения в педагогической практике при обучении и решении задач художественно-конструкторского направления. Понятие «художественно-конструкторская деятельность» связано с историй развития понимания дизайна. Для школьников художественное конструирование можно определить как процесс рационального проектирования изделий с учетом законов гармонии и красоты [5]. Эстетическая выразительность должна достигаться как результат последовательного осуществления конструкторского замысла. Ведущей деятельностью младших школьников – является учение, однако ив игровой деятельности учащихся этого возраста могут и должны присутствовать задания, направленные на поиск и решение творческих задач. Включение в учебный процесс конструкторских задач на уроках технологии направлен на развитие творческой деятельности учащихся.

3. Изучение влияния решения творческо-конструкторских задач на развитие творческой деятельности младших школьников на уроках технологии происходило на базе МБОУ СОШ №16 города Южно-Сахалинска в двух группах испытуемых (1 Б класс – контрольная группа, 1 В – экспериментальная группа, которые обучаются в первую смену, согласно программного и методического обеспечения «Школа России». В течение учебного 2016-2-17 года состав учащихся в классах практически не меняли и составил: в 1 Б классе 29 человек; в 1 В классе 28 учеников. Большинство ребят в выбранных для эксперимента классах к учебе относятся добросовестно. Ребята справляются с неотложными заданиями самостоятельно, однако, легко отвлекаются от учебного процесса, быстро утомляются, им свойственна низкая концентрация внимания и у них превалирует в основном средний темп работы, т. е. оба класса имеют равнозначные показатели. На констатирующем этапе были использованы наблюдение и тестирование. Наблюдение за творческими способностями проводилось по трем показателям: изобретательность в использовании материалов и идей, любовь к рисованию, склонность к фантазиям и игре и позволили сделать вывод, что творческие способности учащихся в исследуемых классах развиты не в полной мере. Использование методики Пьерона-Рузера дало представление о скорости и качестве формирования простого навыка, усвоения нового способа действий, позволила получить информацию об объеме и устойчивости произвольного внимания, о развитии моторики руки, которые позволили сделать выводы о том, что в обоих классах преобладают учащиеся, у которых скорость формирования простого навыка и усвоения нового способа действия имеют среднее значение. Выявление различий по результатам диагностики проводилось при помощи U-критерия Манна Уитни, которые подтвердили вывод о том, что учащиеся 1 Б класса не превосходят учащихся 1 В класса по скорости формирования простого навыка и усвоения нового способа действия. Творческие способности учащихся в исследуемых педагогических условий, включая решение художественно-конструкторских задач младшими школьниками на уроках технологии, соответствующих содержанию программы, темам, целям обучения в 1 классе. После проведения формирующего этапа исследования были проведены повторные диагностики, которые позволяют сделать вывод о положительном эффекте применения художественно-конструкторских задач на уроках технологии для развития творческой деятельности младших школьников.

1. Современный словарь справочник по педагогике/ сост. Рапацевич Е. С. - Мн. : «Современное слово». 2001 - 928 с, 762 с.

2. Энциклопедический словарь экономики и права – Словари [Электронный ресурс]. URL : slovari.bibliofond.ru/dic_economic_law_dic/(дата обращения 30.05.2016 г.).

3. Рапацевич Е. С. Словарь-справочник по научно-техническому творчеству. - Мн. : ООО «Энтоним»,1995. 385 с.

4. Педагогический терминологический словарь – Все словари для … [Электронный ресурс]. URL : lingvodics.com/dics/details/3681/ (дата обращения 28.05.2016 г.).

5. Техническое творчество учащихся : Учеб. пособие для студентов пединститутов и учащихся педучилищ по индустр. пед. спец. / Ю. С. Столяров, Д. М. Комский, В. Г. Гетта и др. ; Под ред. Ю. С. Столяров, Д. М. Комский. - М. : Просвещение, 1989. 223 с.

Публикации по теме:

«Обучение младших школьников исследовательской деятельности». Выступление на педсовете Слайд 1 «Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектно-исследовательская деятельность учащихся – сфера, где.

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках Описание работы. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач в моей работе. Сознательное и прочное усвоение.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся краевое государственное общеобразовательное учреждение «Шарыповская школа» Исследовательская работа «Игровые технологии на уроках.

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Мастер-класс для младших школьников с ОВЗ «Развитие мелкой моторики рук при работе с разноцветными нитями»Мастер-класс для младших школьников с ОВЗ «Развитие мелкой моторики рук при работе с разноцветными нитями» Мастер-класс для детей с ОВЗ «Развитие мелкой моторики рук при работе с разноцветными нитями».Цель. Развитие речи у детей с ОВЗ с помощью.

Поликультурное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства Поликультурное пространство - это социальная среда, которая отражает специфические характеристики культурного многообразия и способствует.

Презентация «Развитие речи у старших дошкольников и младших школьников в игровой форме «Доброта в мире животных» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю презентацию, которая входит в серию пособий для развития речи и пополнения словарного.

Презентация «Развитие речи у старших дошкольников и младших школьников в игровой форме «Наше отношение к животным» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию для развития речи и пополнения словарного запаса у детей в процессе.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Все мы разные» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческой деятельности младших школьников на уроках технологии при решении творческо-конструкторских задач
Опубликовано: 2 февраля 2022 в 05:05
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД