Лучший педагог года

Развитие творческой индивидуальности обучающихся по программе «Оригами плюс ИЗО»

Березина Елена
Развитие творческой индивидуальности обучающихся по программе «Оригами плюс ИЗО»

Статья освещает теорию и практику организации освоения обучающимися творческих компетенций в рамках образовательной программы «Оригами плюс ИЗО»; представляет формы, методы, приемы и средства профессионально педагогической деятельности педагога учреждения дополнительного образования.

Ключевые слова: творческая индивидуальность, творческая компетентность, практическая деятельность.

Публикация «Развитие творческой индивидуальности обучающихся по программе „Оригами плюс ИЗО“» размещена в разделах

В условиях динамичного развития современного общества высока потребность в неординарной творческой личности, все более ценятся интеллект и креативность, которые позволяют решать сложные задачи, создавать новые технологии в разных сферах общественной деятельности. Очень важно воспитывать такое качество личности, как творческая индивидуальность. Оно даёт человеку конкурентоспособное преимущество, учит делать то, что не делают другие. Этому качеству, к сожалению, не учат в школе. Зато в дополнительном образовании вполне можно постараться воспитать творческую индивидуальность. Творческие компетенции детей воспитываются через практическую деятельность и от них во многом зависит социализация личности ребенка в обществе.

Краткий педагогическиё словарь определяет творческую индивидуальность как "проявление уникального комплекса свойств, обеспечивающих внутреннюю целостность, активность и относительную самостоятельность личности в процессе воплощения оригинальных продуктов деятельности человеческого сознания в форме вещей или социальных знаков".

В настоящей статье мы представляем обобщение опыта педагогической деятельности по развитию творческой индивидуальности и поддержанию талантливых обучающихся на практике.

Автор статьи является педагогом дополнительного образования в Центре внешкольной работы г. Челябинска, руководителем творческого объединения «Оригами плюс изо». В процессе обучения детей организуются основные приемы работы, способствующие обучению техникам работы с бумагой, умению конструировать и моделировать из модулей-оригами, развитию внимания, памяти, пространственного воображения, мелкой моторики, ассоциативного и образного мышления, воспитанию трудолюбия, аккуратности, критичности. В этом году было уделено более пристальное внимание развитию навыков изобразительной деятельности и это дало дополнительный стимул для развития творческой индивидуальности детей. Ведь в случае, когда дети работают исключительно в технике классического оригами, нет возможности в достаточной мере проявить свою индивидуальность. Есть определенная схема. Что тут можно сделать в плане творчества? Выбрать бумагу определенного цвета и выбрать ее размер, составить композицию из полученных фигурок и, пожалуй, всё.

Но как только мы дали в руки обучающимся краски, фломастеры, цветные мелки, работы детей сразу стали отличаться друг от друга. В программе "Оригами плюс изо" допускается видоизменять искомую фигуру оригами при помощи клея, использовать дополнительные техники работы с бумагой, такие, как бумагопластика, торцевание, квиллинг. Все дети талантливы от рождения! Но талант проявляется только в действии! Нужно себя пробовать в разных областях и талант обязательно проявится! Часто те дети, которым хуже даётся работа со схемами, легче справляются с изобразительным творчеством и это позволяет им тоже находится в состояние успеха. Взаимопомощь приветствуется.

Например, практическая работа на занятиях может строиться следующим образом: складываем фигуру оригами "Летящая птица"; расписываем её элементами русской росписи (можно выбрать то, что больше нравится, дополняем деталями: объемные крылья, веерный хвост, корона… Обязательно находятся дети, которым не интересно повторять образец (которого, кстати, иногда и не бывает). Или педагог может специально сделать заведомо слабый образец, чтобы не было желания его слепо копировать. Можно также хороший образец показать после того, как обучающиеся закончат свою работу. В итоге в конце занятия получаем совершено разных авторских птичек.

Для того, чтобы обучающиеся могли проявить свою творческую индивидуальность, должны иметься определенные средства, которые позволяли бы ее выразить и создаваться определенные условия, в которых проявление творческой индивидуальности возможно и даже необходимо.

Так например, не все дети одинаково хорошо рисуют, но программа "Оригами плюс изо" позволяет детям, рисующим слабее, находится в равных условиях с рисующими хорошо. Например, когда мы складываем бабочку в технике оригами, у всех получается хорошая основа с правильными пропорциями, что очень важно для успешной работы. Теперь остаётся только оформить бабочку мелкими узорами и деталями. С этой частью все справляются хорошо. Замечательно, если есть возможность выбора варианта оформления: акварель, гуашь, мелки или фломастеры. Это особенно важно на первых занятиях, чтобы все были в одинаковых условиях, выбирая привычный инструмент для оформления. Хотя, могу отметить, что в конце учебного года обучающиеся все чаще используют краски, отказываясь от фломастеров, что очень замечательно, ведь обычными фломастерами можно сделать лишь плоское изображение. Кроме того, часто используются нетрадиционные техники рисования, которые позволяют быстро получить нужный эффект.

Примечательно, что на теоретическом уровне программа «Оригами плюс изо» способствует интеграции знаний, полученных при изучении учебных предметов в школе (особенно - геометрия, математика, окружающий мир, изобразительное искусство). Это также создает условия для развития исследовательских и творческих компетенций, изобретательности, инициативности детей. Например, мы опытным путём можем доказать, что центр квадрата и прямоугольника лежат на пересечении диагональных складок. Или еще такой пример: для модульного оригами мы нарезаем обычные листы на несколько частей. Это помогает обучающимся лучше понимать дроби (понятия 1/2, 1/4, 1/8 или 1/16). Знания, получаемые детьми в творческом объединении, не могут быть оторваны от жизни. Они должны увязываться со школьными знаниями, дополнять и углублять их.

Очень здорово, когда обучающиеся могут сделать что-то ценное для себя, например, игрушку. Так, на основе несложной базовой формы оригами «Гадалка» даже начинающий оригамист-художник может сделать свою собственную индивидуальную динамичную куклу-игрушку. После складывания "Гадалки"-оригами к ней приклеиваются лапки, ушки, хвостики, которые ребята вырезают из оставшейся бумаги. Так можно получить множество вариантов различных динамичных игрушек, которые одеваются на руку и «оживают» в руках ребенка (открывают и закрывают рот). Для этого применяются «волшебные секреты», позволяющие из одной игрушки получить другую, меняя размер и форму ушек, лапок, хвостиков, а также - цвет и расположение деталей. Таким образом, у детей формируется дивергентное мышление (способность находить различные решения на поставленную задачу, а это уже процесс творческий, дающий возможность ребёнку воплотить свою собственную идею, сделать свой выбор. При решении этого творческого задания есть множество правильных и равноправных ответов. В каждой группе обязательно есть ребенок, который выдает что-то новенькое и оригинальное. В конце занятия дети по желанию могут сделать презентацию своей игрушки (рассказать, что это за игрушка, как её зовут, что она любит-не любит, где живет и т. д., тем самым параллельно идет развитие коммуникативных компетенций.

Как показано выше, мы можем специально создавать ситуацию, когда ребенок втягивается в творческий процесс. Но талант может проявиться и неожиданно. Из опыта работы: изучаем с ребятами обычный кораблик-оригами. Вдруг первоклассник Руслан замечает, что кораблик похож на лепесток цветка. Так проявилась творческая активность ребенка. Вот такое оригинальное мышление. Мальчик прямо загорелся сделать цветик-семицветик. У педагога есть выбор: продолжить занятие по своему плану, либо позволить ребенку воплотить свою идею (пусть даже он что-то и не успеет сделать по плану). Автор проекта выбирает второе. Впоследствии был найден вариант изготовления объемной снежинки из 6 классических двухтрубных пароходов.

Подобный опыт практической деятельности, когда ребёнок выступает изобретателем, очень ценен в современном мире, ведь ни для кого не секрет, что ученики в школе часто учатся действовать исключительно по шаблону, привыкают работать по единому образцу, есть четкие правила: сколько клеточек отступить, сколько строчек пропустить, каким стержнем писать, даже если дело касается такого, казалось бы, творческого задания, как написание сочинения… И вот эти дети приходят на занятия в творческое объединение, и очень боятся что-то сделать не так. И каждый шаг работы уточняют. Причём, чем старше обучающиеся, тем менее уверены в себе. На каждом занятие педагог не по разу отвечает на вопрос: а я правильно делаю? а можно мне взять другую краску, бумагу и так далее. Педагог отвечает: «Конечно же, можно! Это твоя работа и самое главное, чтобы она нравилась тебе».

Задача педагога – поддержать индивидуальность. Пусть ребенок творит, ведь радость творчества нельзя сравнить ни с чем. Хотя работать с творческой индивидуальностью не всегда удобно для педагога, ведь такие дети требуют больше внимания. Например, у меня есть обучающаяся Мария, которая не приемлет никакие шаблоны. У нее постоянно возникают собственные идеи. Если мы делаем лошадку, то Маша поёт и складывает "три белых коня" с повозкой и пассажиром. Если делаем дворец, то ей нужно доделать и все остальное - принцессу, принца, дракона. Главное, чтобы это никто раньше не делал! С Машей нелегко: никогда не знаешь, что она ещё придумает и какие материалы понадобятся для воплощения её замыслов, зато никогда не бывает скучно!

Кстати, результат не всегда может обрадовать творящего (это ведь эксперимент, в котором педагог не всегда может спрогнозировать результат). Ну и что! Муки творчества никто не отменял! А на ошибках, как известно, учатся. Для ребёнка творить – так же естественно, как дышать. Талант - это способность к самовыражению. А для того, чтобы реализовать свою идею нужно иметь определенную смелость: не бояться, что может и не получится. Задача педагога: научить детей не бояться критики, стремиться экспериментировать и делать что-то особенное, «авторское». Все эти навыки очень пригодятся им во взрослой жизни. Когда ребенок перестаёт бояться, его творческий потенциал сразу начинает расти, ребенок раскрывается.

Ни для кого не секрет, что в дополнительном образовании почти всегда приходится работать с разновозрастными группами, при этом, и год обучения может быть разным в одной группе.

Учитывая это, целью занятия может быть не изготовить конкретную поделку, а освоить технологический прием (например, как сложить форму оригами «Двойной треугольник») и творчески его использовать. Один и тот же прием можно использовать на разном уровне сложности (из «двойного треугольника» кто-то сделает «водяную бомбочку», кто-то тюльпан, кто-то ирис, что дает возможность детям полнее реализовать свои индивидуальные способности. Дети должны вносить творческие идеи и предложения по выполнению или изменению образца, а также создавать собственные образцы. Таким образом, программа корректируется и видоизменяется с учетом возрастных и других индивидуальных особенностей обучающихся.

Интересным творческим приемом, на наш взгляд, является нахождение точек соприкосновения японского искусства оригами с традициями русской росписи. Это новаторство подкреплено соответствующими методическими разработками и публикациями на учебно-дидактическом сайте Страны Мастеров, со схемами и фотографиями мастер-классов:

– Совмещение оригами и Мезенской росписи : методическая разработка «Шанхайская ваза и Мезенская роспись». Идея совмещения техники оригами и Мезенской росписи возникла из формальной общей точки соприкосновения: и в технике оригами, и в Мезенском орнаменте есть четкая геометричность. Поэтому, несмотря на разницу в культурах, наложение техник - японской и русской смотрится органично, одновременно открывая новые грани и делая ближе искусство оригами для русских детей.

– Совмещение техники оригами и Каргопольских узоров освещено в методической разработке «Расписные челны». Совмещается изготовление ладьи по схеме оригами «Каноэ», украшение ладьи веслами, носом и парусом (аппликация, роспись ладьи элементами Каргопольских узоров. Дополнительные детали (парус, вёсла, нос судна) кардинально изменяют поделку, каноэ превращается в ладью. Если первая часть работы одинакова для всех воспитанников, так как предполагает работу по схеме, то на втором этапе обучающиеся могут проявить свою фантазию, оформить нос и парус на свой вкус. То же касается этапа росписи.

В каждой группе есть дети, которые усваивают материал занятий быстрее и глубже, им хочется творить и дома. Поэтому специально для таких творческих детей и их родителей ведется страничка на сайте по декоративно-прикладному творчеству «Страна Мастеров», где публикуются мастер-классы по оригами и бумагопластике [3]. Размещенные там материалы копируются еще и на странице автора «ВКонтакте». Дети тоже делятся с автором интересными идеями из Интернета. Так происходит общение во внеурочное время, становится понятнее, чем живут обучающиеся, что им сегодня интересно. С учетом этого вносятся коррективы в образовательную программу.

Работы, посвященные творческим компетенциям, практически не представлены в современной научной литературе [4]. Таким образом, обобщая вышеизложенное, считаем возможным трактовать «творческие компетенции» как способность и готовность ребенка использовать базовые умения и навыки при решении нестандартных задач.

Список источников:

1. Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" от 29.12.2012 (с изменениями и дополнениями, статья 75

2. Краткий педагогический словарь https://didacts.ru/termin/tvorcheskaja-individualnost.html

3. Березина Елена Юрьевна, профиль на учебно-дидактическом сайте «Страна Мастеров», "https://stranamasterov.ru/user/11156" HYPERLINK "https://stranamasterov.ru/user/11156" HYPERLINK "https://stranamasterov.ru/user/11156" HYPERLINK "https://stranamasterov.ru/user/11156"erov.ru/user/11156

4. Вострокнутов Евгений Владимирович, Разуваев Станислав Геннадьевич

«СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ТВОРЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ» В СПЕКТРЕ КАТЕГОРИАЛЬНО-ПОНЯТИЙНОГО ПОЛЯ ПЕДАГОГИКИ», Вестник Томского государственного педагогического университета, Выпуск № 2 / 2012.

Березина Елена Юрьевна – педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория, МБУДО «Центр внешкольной работы г. Челябинска»

Адрес: ele10608162@ya.ru

2022

Публикации по теме:

Аннотация к рабочей программе «Художественно-эстетическое развитие» Рабочая программа по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» является компонентом содержательного раздела основной.

Аннотация к рабочей программе «Речевое развитие» Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной.

Долгосрочные проекты КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» по Программе развития. Часть 3.Долгосрочные проекты КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» по Программе развития. Часть 3. «Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности. Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся.

Долгосрочные проекты школы-интерната для обучающихся с ОВЗ по программе развития. Часть 1 [Долгосрочные проекты КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» по программе развития (начало). b]Миссия [/b]КУ Леушинской коррекционной.

Долгосрочные проекты школы-интерната для обучающихся с ОВЗ по программе развития. Часть 2Долгосрочные проекты школы-интерната для обучающихся с ОВЗ по программе развития. Часть 2 Долгосрочные проекты КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» по Программе развития (продолжение). В предыдущей публикации.

Фототчет «Семинар-практикум «Развитие творческой индивидуальности»Фототчет «Семинар-практикум «Развитие творческой индивидуальности» Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию фототчет о моем посещении окружного семинара- практикума "Развитие творческой индивидуальности:.

Коммуникативное развитие ребенка в процессе коллективной творческой деятельностиКоммуникативное развитие ребенка в процессе коллективной творческой деятельности .

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Развивать творческие способности детей можно разными.

Тематическое планирование по адаптированной воспитательной рабочей программе «Творческое развитие» Планирование рассчитано на воспитанников 6 класса Леушинской школы – интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческой индивидуальности обучающихся по программе «Оригами плюс ИЗО»
Опубликовано: 25 апреля 2022 в 16:09
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД