МААМ-картинки

Развитие творчества детей в рисовании. Исследования педагогов и психологов

Надежда Никитина
Развитие творчества детей в рисовании. Исследования педагогов и психологов

Современная жизнь, которая благодаря новейшим изобретениям, открытиям и знаниям становится всё сложнее и сложнее, требует от человека не стереотипного мышления к решению любых проблем, а чего-то нового, креативного и незабываемого. Этому может помочь такой процесс, как творчество. Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Доказано, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психических процессов, навыков и способностей, составляющих основу творческой деятельности и способствующих эффективному развитию ребенка. Творческие личности, способные подойти к решению задачи с различных, а порой и с нестандартных позиций особенно востребованы и успешны сегодня, что делает развитие творчества более актуальной задачей. Именно творчески активных и креативных людей и должны воспитывать современные педагоги, пробуждая в детях интерес к творчеству и стремление к нему. В процессе изобразительной деятельности у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Одним из видов изобразительной деятельности является рисование - искусство изображать действительные или воображаемые предметы на плоской поверхности, используя различные техники и инструменты. Существует большое количество стилей, техник и видов рисования, делающие этот процесс более увлекательным и интересным. Это немаловажно в работе с детьми дошкольного возраста, ведь изобразительная деятельность приносит им много радости и положительных эмоций. Но действительно ли рисование может помочь детям эффективно развить творческие способности? Необходимо ли использовать его в процессе их развития? Чтобы ответить на эти вопросы, являющиеся целью данного исследования, необходимо поставить некоторые задачи, а именно: изучить исследования развития творчества посредством рисования и рассмотреть некоторые методы нетрадиционного рисования и их влияние на развитие способностей у детей.

Публикация «Развитие творчества детей в рисовании, Исследования педагогов и психологов» размещена в разделах

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической науки и практики на современном этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность. Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка. Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок-дошкольник создает для себя субъективно новое. Но субъективная ценность его значительна. Работая над изображением, ребенок приобретает знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем. Он не только овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими творческие возможности, но и учится осознанно их использовать. Весьма значимый фактор с точки зрения психического развития. Ведь каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своего рисунка, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения. По мере овладения навыками усложняется и творческое решение. И в этой ситуации положительное отношение педагога к творчеству ребенка - важный стимул его творчества.

Исследования педагогов и психологов

Для развития творчества детям необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут. Иначе: речь идет о целенаправленном обучении, освоении богатого художественного опыта. Академик А. В. Запорожец отмечал: выразительность детских рисунков - не всегда результат целенаправленных поисков; это может быть интуитивный поиск, обусловленный яркими впечатлениями. Идея ученого получила дальнейшее развитие в исследованиях педагогов и психологов, в частности Б. П. Юсова, Н. А. Ветлугиной, О. М. Дьяченко. Заслуга Н. А. Ветлугиной в том, что она сумела синтезировать и описать критерии, характеризующие уровень художественно-творческого развития дошкольников. Показатели творчества, характеризующие способы творческого действия, которые определила в своих исследованиях Г. Г. Григорьева, способны выявить умения ребенка создавать свой оригинальный образ в процессе рисования. Проявляются эти показатели в основном в процессе работы, они различны по характеру, глубине, широте.

• Дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, применении известного в новых ситуациях, создание новой комбинации из усвоенных, старых элементов;

• Самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания;

• Нахождение новых приемов решения, когда старых уже недостаточно, самостоятельность и инициатива в применении их, нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий;

• Быстрота реакций, находчивость в действиях, хорошая ориентировка в новых условиях;

• Нахождение соответствующих изобразительно - выразительных средств для воплощения образа;

• Индивидуальный "почерк" детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения;

• Соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.

Смысл рисования для ребенка – рисовать - играть, а не рисовать - изображать, ему важен процесс деятельности, а результат - только как необходимость, как условие, средство осуществления игры. Л. С. Выготский обращал внимание на сходство любого вида творчества с игрой. Эта тенденция сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста, трансформируясь, органично вплетаясь в собственно изобразительную деятельность, не мешая ее становлению.

Нетрадиционные методы рисования и их влияние на развитие творческих способностей детей

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т. д.). Координации мелкой моторики пальцев рук, способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности быстроты движений. Использование нетрадиционных техник дает возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу. Еще один положительный момент - организация интересной содержательной жизни ребенка в ДОУ и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально - интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

Таким образом, завершая свое эссе, я хотела бы снова упомянуть о преимуществах изобразительного искусства. Таким образом, под художественным творчеством понимается создание ребенком субъективно нового продукта (рисования, лепки, танца, песенки, придумывание к известному предмету новых, ранее не используемых деталей, по-иному характеризующих создаваемый образ, придумывание своего начала, конца, действий, характеристик героев, применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новых ситуациях, проявление ребенком инициативы, придумывание разных вариантов изображений и ситуаций. Об этом свидетельствуют и работы исследователей в области педагогики и психологии. Также, рассмотрев некоторые виды нетрадиционных методов рисования, можно сделать вывод, что этот вид творчества имеет большое количество положительных эффектов: развитие творческий способностей, зрительной координации, координации мелкой моторики рук, реакции, сосредоточенности и внимания. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Дошкольное детство также является сенситивным периодом для развития творческого воображения. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству.

Публикации по теме:

«Развитие двигательного творчества у детей дошкольного возраста в подвижной игре». Сообщение для педагогов В детстве ребенку свойственно неутомимое желание играть. Ребенок, не испытывающий этого желания, по меткому определению Н. К. Крупской, «или.

Консультация для педагогов «Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего возраста» Речь в жизни человека - это важнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна.

Мастер-класс для педагогов и психологов «Самоопределение учащихся» В рамках межрайонного фестиваля «Наши общие возможности – наши общие результаты» я решила провести мастер-класс «Самоопределение учащихся».

Мастер-класс для педагогов и психологов «Стратегии эффективной коммуникации в конфликтах»Мастер-класс для педагогов и психологов «Стратегии эффективной коммуникации в конфликтах» 8 февраля в нашей школе был проведен семинар «Роль психолого-педагогического сопровождения в развитии коммуникативной сферы обучающихся.

Мастер-класс для педагогов-психологов «Разноцветные песчинки» МАДОУ Детский сад №1 г. Лысково Мастер-класс для педагогов – психологов по нетрадиционным приемам работы с песком «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПЕСЧИНКИ».

Методическое объединение педагогов-психологов ДОУ Методическое объединение педагогов-психологов создаёт возможность взаимодействия психологов в профессиональной деятельности, повышает качество.

Полезные советы педагогов и психологов для развития ребенка ирина письмак Полезные советы для развития ребенка Полезные советы педагогов и психологов. I. Сегодняшний рынок изобилует разнообразием.

Развитие творчества детей в рисовании через образы сказочных героев Основная цель работы: развитие творчества ребенка в изобразительной деятельности через сказку, сказочный образ, его творческое воплощение.

Тренинг для педагогов-психологов ДОУ «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов — путь к гармонии» Цель:создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья. Задачи: -снижение психической.

Фотоотчет «Заседание методического объединения педагогов-психологов ДОУ»Фотоотчет «Заседание методического объединения педагогов-психологов ДОУ» Заседание методического объединения педагогов-психологов ДОУ «Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в комплексной работе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творчества детей в рисовании. Исследования педагогов и психологов
Опубликовано: 13 марта 2018 в 12:44
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД