Лучший педагог года

Развитие у детей с ОВЗ творческих способностей посредством дополнительного образования по нетрадиционным техникам рисования

Надежда Кечко
Развитие у детей с ОВЗ творческих способностей посредством дополнительного образования по нетрадиционным техникам рисования

Изобразительное творчество имеет огромное значение в процессе всестороннего развития и воспитания ребенка дошкольного возраста. В процессе каждой продуктивной деятельности целесообразно найти место для творчества. Особенности нестандартного рисования в их необычных методах и способах, имеют инновационный характер развития.

Сфера изобразительного искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию творческой активности личности.

Публикация «Развитие у детей с ОВЗ творческих способностей посредством дополнительного образования по нетрадиционным техникам рисования» размещена в разделах

Этот взгляд позволил нам обратиться к изобразительному искусству как к мощному синтетическому средству развития творческих способностей у дошкольников старшего возраста с нарушением речи, и сделал эту проблему актуальной.

На дополнительных занятиях по изобразительной деятельности у детей с ОВЗ наблюдается неустойчивое внимание, недостаточный объём сведений об окружающем мире, недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, быстрая истощаемость воображения.

Дети с нарушением речи с трудом овладевают обобщающим значением слова, что влияет на уровень развития их творческих способностей. В системе воспитания и обучения важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности, в том числе рисованию.

Еще В. А. Сухомлинский говорил, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. То есть, чем больше уверенности и изобразительности в движениях ребенка, тем сложнее движения его руки, тем ярче творческая активность детского разума, чем больше мастерства, тем умнее ребенок.

Программа дополнительного образования по нетрадиционным техникам рисования направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей старшего возраста с ОВЗ к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.

Цель: развивать художественно – творческие способности у детей старшего возраста с ОВЗ через нетрадиционные техники рисования.

Задачи: - познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

-прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

- отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков у детей старшего возраста с ОВЗ.

- создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.

В современном мире нетрадиционные техники рисования используют все чаще в дошкольных учреждениях для развития творческих способностей детей, создания нового, оригинального произведения искусства с помощью необычных материалов и техник. Это огромная возможность для детей с ОВЗ не только рисовать, карандашами, кистями и красками, а пробовать, искать что – то новое, необычное, экспериментировать.

В начале учебного года составлена программа с учетом старшего возраста и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ по нетрадиционным техникам рисования «Радуга красок».

Дети с речевыми нарушениями имеют психофизические особенности, неизбежно оказывающие влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной. Отсюда следует отметить, что изобразительная деятельность детей с различными нарушениями речи отличается от изобразительной деятельности детей в норме. У детей с речевыми нарушениями наблюдается нарушение тонких, дифференцированных движений пальцев. Отмечается ослабление зрительных представлений о предмете. При рисовании тех или иных предметов опускаются, не дорисовываются значимые для них детали. У детей с нарушением речи из – за несовершенства моторики наблюдается несформированность техники рисования. На качество изображения так же влияет нарушения внимания, памяти и интеллектуальной деятельности, повышение возбудимости нервной системы.

Во время занятий по дополнительному образованию создали условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики.

Пользуемся необычными материалами (отпечатками картофеля, моркови, печатками поролона, пенопласта, природным материалом - листьями, требующими точности движения, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением.

Осенью печатали листьями и «Шагали по ковру из осенних листьев», используя для этого собранные заранее на прогулке листья деревьев. Договорились с детьми украшать эскиз «Мой любимый свитер» простыми узорами – оттиском печатки (из картофеля, моркови) вырезали на овоще узор: волна, треугольник, круг, сердечко - макали в краску и на бумагу. На Новый Год печатками поролона создавали оттиск на бумаге, создавая «Елочку нарядную», пальчиками рисовали новогодние шары и гирлянды. Получилась прекрасная новогодняя картина, дети были счастливы, вдохнули запах предстоящего праздника. На тонированной бумаге пальчиками рисовали снег, сугробы, снеговика. Получился сказочный «Зимний лес».

Использование техник (монотипия, кляксография, набрызг, тычкование) позволило детям ощутить незабываемые положительные эмоции, способные раскрывать новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов.

Воспитанникам очень понравилась «Кляксография с трубочкой» позволяет получить изображение с помощью зачерпывания краски пластиковой ложкой, выливает ее на лист бумаги. Затем на это пятно дует так, чтобы конец трубочки не касался ни пятна, ни бумаги. Кляксография заключается в том, чтобы научить детей делать разноцветные кляксы. "На что похожа твоя клякса?", "Кого, (что) она тебе напоминает?" - эти вопросы развивают мышление и воображение. После этого перешли к следующему этапу – обведение, дорисовка клякс. Игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. В результате получился целый сюжет фантастического изображения «Волшебная птичка».

Познакомившись с «Монотипией пейзажной», складывая лист бумаги вдвое, на одной его половине рисуем пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполнили быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половину листа, предназначенную для отпечатка, протираем влажной губкой. Пейзаж получился размытым. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживили красками, чтобы он сильнее отличился «Осенний пруд».

Особое направление по использованию нетрадиционных техник - рисование шерстяной ниткой. Посмотрев с детьми мультфильм, где использовалось рисование ниткой, детям очень понравилось, и они захотели овладеть техникой. В старшем дошкольном возрасте самостоятельно придумали, как расположить изображение, а затем заполнили контур нитками.

Хорошую эффективность показывает практика применения для гиперактивных, закомплексованных, агрессивных детей. Агрессия снимается при рисовании петлеобразных узоров.

Создали условия для рисования солью. При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Предложили воспитанникам фон посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохла, просто стряхнули остатки соли. Дети увидели, что картина «Звездное небо», нарисованная ими получилась очень оригинально, подчеркнула необычное использование красок и оттенков. Соль придает рисунку причудливые узоры. Рисование солью способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей.

На конец года дошкольники с нарушениями речи научились более свободно выражать свои мысли в рисунках; помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с детьми и педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям. Воспитанники смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения.

Дошкольники готовы многократно повторить то или иное действие, чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям и овладением техникой рисования.

В конце учебного года мы с детьми решили сделать выставку рисунков для родителей «Творчество наших детей». Работы «Звездное небо», «Зимний лес», «Нарядная елочка» очаровали взрослых. Мам увлекла и восхитила работа «Салфетка для мамочки», выполненная «Набрызгом». Разбрызгивание капель с помощью зубной щетки и стеки, дальнейшее дорисовывание, превратило работу в оригинальную и необычно красивую салфетку.

Дополнительное образование создает атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуя развитию инициативы, эмоционально-положительному отношению к деятельности. Способствует развитию : речи, артикуляционной моторики, правильному речевому дыханию, укрепляет мышцы губ. В процессе работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей в целом.

Таким образом, рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры, не испытывая при этом трудностей.

Использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

Список используемой литературы

1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 2010

2. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

3. Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11

4. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - Москва. 2003.

5. Рисование с детьми дошкольного возраста /под ред. Р. Г. Казаковой. - Москва,2006.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения посредством проектной деятельностиРазвитие творческих способностей детей с нарушением зрения посредством проектной деятельности «Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения через проектную деятельность». Совершенствование современной системы отечественного.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие у детей с ОВЗ творческих способностей посредством дополнительного образования по нетрадиционным техникам рисования
Опубликовано: 15 апреля 2024 в 18:33
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД