Ирина Пштыка
Развитие вокально-хоровых способностей у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ПЕВЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Музыкальный руководитель: Пштыка Ирина Петровна
Наиболее близким и доступным музыкальным жанром для детей является пение. Оно занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания дошкольников.
Пение тесно взаимосвязано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В пении развиваются эстетические и нравственные представления, активизируются умственные способности, заметно положительное влияние на физическое развитие детей. Кроме того, в процессе пения дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки.
Публикация «Развитие вокально-хоровых способностей у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Пение – самый массовый и доступный вид народного исполнительства.
Песня сопровождает жизнь человека с самого раннего детства. Певческий навык сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребенок может пользоваться с малых лет.
Чтобы успешно решать программные задачи по пению, необходимо обучать детей навыкам и умениям, которые включают в себя певческую установку, вокальные и хоровые навыки.
От правильной постановки обучения пению на музыкальных занятиях во многом зависит вся последующая певческая деятельность ребенка — в быту, на праздниках и развлечениях, возникшая по его инициативе или по предложению взрослых в детском саду и семье, а затем и в школе.
Обучение вокально-хоровым навыкам детей дошкольного возраста имеет ряд особенностей и сложностей. Поэтому при подборе песенного репертуара учитываю следующее: содержание песен должно отражать круг интересов ребенка и соответствовать его возрастным особенностям, обладать художественными достоинствами и быть доступным для его восприятия.
Провожу предварительную подготовку, которая заключается в следующем:
Просматриваю текст, читаю его выразительно вслух и нахожу сложные для понимания слова, словосочетания, фразы, которые в дальнейшем объясняю ребенку.
В мелодии песни нахожу сложные по ритмическому рисунку такты, скачкообразный характер мелодической линии.
Обращаю внимание на протяженность музыкальных фраз. Фразы детских песен должны быть короткими, чтобы ребенку не приходилось их разрывать в процессе пения для нового вдоха.
Объем звуков мелодии песен не должен превышать возможностей певческого диапазона голоса ребенка. У детей 2-3 лет – это всего 2-3 звука, а 3-4 лет – это 4-5 звуков.
В пределах возрастного диапазона голос ребенка звучит естественно.
Яркое, образное, эмоциональное ознакомление с песней содействует выразительному ее исполнению детьми, развивает их музыкально и вокально, способствует легкости и прочности усвоения песенного материала, помогает образованию у ребенка представления о песне, повышает интерес к разучиванию.
Планируя свою работу, в песенный репертуар включаю: а) упражнения для распевания; б) упражнения для развития певческого голоса и слуха; в) песни для различных видов музыкально деятельности (слушание, хоровое и сольное пение, пение с движениями).
На музыкальных занятиях обучение пению проходит в различных формах. Например, в начале учебного года в самой младшей группе дети проходят адаптацию. Поэтому в течение сентября провожу с ними музыкальные занятия-знакомства в их группе, чтобы обстановка, среда была для них более привычная. Использую различные игровые приемы и методы, чтобы заинтересовать детей музыкой : это и короткий рассказ, и выразительность, и наглядность.
В других возрастных группах в сентябре провожу диагностику музыкальных способностей на основе знакомого летнего и осеннего песенного материала с использованием музыкально-дидактических игр.
Начинаю занятия с музыкальных приветствий-распевок: «Здравствуйте, ребята», построенных на постепенной нисходящей и восходящей мелодической линии, это активизирует слуховое внимание детей. Также использую распевку: «Деда-деда-дедушка».
Перед разучиванием песен обязательно даю певческие упражнения, которые развивают певческую технику и музыкальный слух. Каждое упражнение имеет какую-то основную узкую задачу: развитие дыхания, дикции, диапазона и т. д., но решается она на фоне всего комплекса навыков.
В первом возрастном периоде малыши накапливают опыт восприятия музыки, первоначальные музыкальные впечатления, опыт сенсорно-слуховых и ритмических представлений, интонирования мелодии голосом. Во- втором возрастном периоде происходит координация слуха и голоса, музыки и движений, соединения знаний и умений.
На занятиях с самыми маленькими детьми использую попевки и небольшие песенки, имеющие подражательный характер (голоса птиц, животных, звуки окружающей действительности, повторяющиеся интонации). С их помощью развивается слух, формируется дикция и артикуляция. Мелодии в них простые, в диапазоне кварты (ре-соль, ритмический рисунок состоит из четвертных и восьмых длительностей, темп и сила звучания средние, дыхание кратковременное. Например, «Птица и птенчики» Е. Тиличеевой, «Зайка», «Андрей-воробей» р. н. п., «Собачка Жучка» А. Филиппенко и др.
У детей трех-четырех лет диапазон — ре-ля, дыхание еще неравномерное, короткое, не у всех развита артикуляция, дикция, некоторые затрудняются в произнесении отдельных звуков. Для них я подбираю песни и попевки тоже несложные, но более разнообразные по своему содержанию: «Сорока», «Дождик» Я. Жабко, «Цыплята» А. Филиппенко.
Известно, что работа над песней состоит из трех этапов:
Ознакомление (1-2 занятия);
Разучивание (3-5 занятий);
Повторение, закрепление (2-3 занятия).
Певческими навыками дети овладевают на втором, самом продолжительном, этапе. Песни различны по степени сложности. Одни усваиваются легко и быстро путем их повторения, другие — постепенно, благодаря упражнениям, помогающим справиться с трудным мелодическим оборотом.
При этом я стараюсь поддерживать эмоциональные переживания детей, создаю теплую, дружелюбную атмосферу и трудовой настрой, использую разные игровые приемы, чтобы процесс обучения проходил активно и увлеченно.
Очень большое внимание уделяю певческой установке. Постоянно слежу за тем, чтобы дети сидели прямо, не поднимая плеч, не горбясь, слегка опершись о спинку стула, руки лежали бы на коленях около живота. Во время пения стоя спина тоже должна быть обязательно ровная, руки опущены вдоль туловища.
Среди всех певческих навыков особое внимание уделяю звукообразованию. Для формирования правильного звукообразования применяю такие методы и приемы, как образное слово, беседа о характере музыки, высоко-художественное выразительное исполнение, музыкально-игровой образ. Я учу детей петь естественно – легко, звонко и напевно, светлым звуком, без напряжения и крика. Напевность достигается за счет протяжного пения гласных звуков — а, о, у, э, и; за счет разучивания песни в медленном темпе, пения мелодии без слов на слоги: «лу», «мо», «ля». Например, при разучивании р. н. п. «Зайка, «В огороде заинька» с малышами, я использую следующий прием — говорю детям: «Давайте будем звать зайчика ласково и долго, чтобы он услышал нас и не испугался». Дети вместе со мной стараются петь протяжно, напевно, негромко.
Для выработки правильной дикции применяю следующие приемы: выразительный свой показ, при этом пою и играю, повернув голову от инструмента к детям, разъясняю смысл некоторых незнакомых слов, правильно и отчетливо их произношу, читаем с детьми текст шепотом в ритме песни с четкой артикуляцией, а также использую прием подчеркивания отдельных обращений («Крикнул Ваня — берегись!» в песне «Зима» В. Карасевой) или характерных признаков образа, эпитетов, ясно выраженного отношения к персонажам песни (ласки, укоризны, одобрения и т. д.) «Кошка» А. Александрова, «Есть у солнышка друзья» Е. Тиличеевой, «По малину в сад пойдем» А. Филиппенко и др. Постоянно обращаю внимание на подвижность артикуляционного аппарата (губ, языка, неба, нижней челюсти, предлагаю в помощь разные попевки: «Как под горкой», «Небо синее», «Курица». Осмысленное произнесение текста делает пение более выразительным. Этому способствует ясное звучание согласных, мягкие окончания фраз, смысловые акценты.
Строй (правильность и чистота мелодической интонации) является одним из самых важных хоровых певческих умений. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха, начиная с раннего возраста : от развития слухового сосредоточения к различению и воспроизведению звуков по высоте.
В раннем возрасте учу детей подпевать взрослому, воспроизведя отдельные интонации. Предлагаю песни, отражающие близкие и понятные детям образы (птички, котики, куклы). Их правильный подбор дает возможность постепенно усложнять задания. Если в песне «Птичка» М. Раухвергера дети отличают окончание песни восклицанием «Ай», то в песне «Да-да-да» Е. Тиличеевой они подпевают короткую музыкальную фразу на повторяющийся слог «да-да-да». Основным методом формирования певческих проявлений детей на этом этапе является подражание взрослому. Также использую следующий методический прием - пение индивидуально с каждым ребенком. Это позволяет выявить наиболее активных, объединить их в небольшую группу.
Вызывая интерес к песне, постоянно использую игровые приемы, применяю игрушки, систематически провожу сюжетно-тематические, доминантные и другие виды занятий. Налаживанию чистоты интонации в пении способствует регулярное повторение выученных песен как с сопровождением, так и без него, исполнение их на праздниках и развлечениях, в группе и семье, а также слушание песен в хорошем исполнении взрослыми и детьми. Перед началом пения, в зависимости от возраста, предлагаю детям упражнения для распевания, построенные на терции, квинте: «Спите, куклы», «Курица», а также другие попевки с поступенным и скачкообразным развитием мелодии : «Горошина», «Лиса по лесу ходила», «Скок-поскок» и др.
Существует несколько причин нечистого пения. Одними из них могут быть:
- неразвитое ладовое чувство;
- слабо развитая музыкальная способность музыкально-слуховых представлений;
Одной из причин неверной интонации голоса ребенка является маленький диапазон его звучания. В этом случае транспонирую мелодию в удобную ребенку тональность. Если он в удобной тесситуре уловит рисунок мелодии, то потом может петь правильно и в более высоком звучании вместе с детьми.
Помогает еще один прием: «раскрытие» звуков верхнего регистра детского голоса (ля, си, до, ре). Сначала дети выполняют упражнения для звукоподражания (ку-ку, динь-дон, затем я включаю пение лесенки сверху вниз, пение трезвучия сверху вниз на слог «ле» или по нотам. Это дает настройку голосового аппарата на высокое звучание.
Н. А. Метлов советовал рассаживать детей для пения так, чтобы нечисто интонирующие дети сидели в первом ряду, за ними — средне интонирующие и в третьем ряду — хорошо интонирующие дети. Этот прием я иногда использую в своей практике.
Для развития чистоты интонации использую и другие методические приемы: пение музыкальных фраз цепочкой, поочередный запев и припев подгруппами, использование элемента дирижирования, привлечение хорошо поющих детей для показа и др.
Много внимания уделяю ансамблю детского пения (от франц. ensemble — вместе). С раннего возраста приучаю детей слушать вступление, проигрыш, побуждаю к слуховому вниманию, слаженности звучания. На третьем году жизни дети с трудом поют в одном темпе: одни медленнее, другие слишком торопятся. Но постепенно к концу года выравниваются, приучаются к коллективному пению. Случалось в практике и такое, что один ребенок из той или иной группы долго не может научиться петь в ансамбле. С такими детьми занимаюсь индивидуально. Очень осторожно и мягко, провожу беседы с их родителями, даю им домашние задания, и постепенно мы вместе добиваемся успеха.
Навык слаженного пения формируется путем постоянных упражнений в коллективном пении. При этом стараюсь донести детям смысл, настроение, характер песни, ее жанр, динамику и т. д. В таком случае дети знают, почему праздничную песню надо петь торжественно, радостно, а колыбельную — спокойно, ласково. При осознанном исполнении каждый из ребят чувствует себя участником поющего коллектива и «подравнивает» свой голос по силе, темпу, тембру к общему звучанию.
В нашем детском саду постоянная систематическая работа по развитию певческих навыков и умений дает положительные результаты. Наши дети дружат с песней, любят и умеют петь. В своей работе я тесно сотрудничаю с родителями, с работниками нашего Дома культуры. Мои воспитанники выступают на всех мероприятиях нашего поселка, поют в ансамбле.
Список литературы
1. Журнал «Музыкальный руководитель».
2. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста, / под ред. И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой, ООО «Невская нота» Санкт-Петербург, 2010г.
3. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М., «Просвещение», 1983
4. Орлова Т. М., Бекина С. И. Учите детей петь. М., «Просвещение», 1986
5. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. 3 изд., М. ACADEMA, 2000