Лучший педагог года

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Юлия Колесникова
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в игровой деятельности

ФГОС ДО

Во ФГОС ДО одним из приоритетных направлений образовательной области социально-коммуникативного развития, является развитие эмоционального интеллекта. Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства.

Проблемы

Публикация «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в игровой деятельности» размещена в разделах

В последние годы увеличивается число детей с эмоциональной неустойчивостью (враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка не только с окружающим миром, но и с окружающими людьми

Форма проявления эмоций

• Пассивная (замирание от страха)

• Активная (убегание)

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм, ценностей, принятых в обществе;

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; Становление самостоятельности;

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Существует два вида интеллекта :

Социальный и эмоциональный интеллект

Социальный интеллект – это способность понимать других людей и действовать или поступать мудро в отношении других людей Способность приспосабливаться индивида к человеческому бытию (Д. Векслер)

3 составляющих: когнитивная, эмоциональная, поведенческая.

6 шкал социальных навыков: эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль, социальная выразительность и социальный контроль.

Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать и корректно выражать свои эмоции, а также понимать чувства других людей.

Эмоциональный интеллект для старшего дошкольного возраста, определяется как готовность ребёнка к эмпатическому взаимодействию, позитивное регулирование речевого поведения и речевой деятельности.

Пять главных составляющих ЭИ

• самосознание

• самоконтроль

• эмпатия

• навыки отношений

• мотивация

Структура ЭИ

• Осознанная регуляция эмоций

• Понимание (осмысление) эмоций

• Различение (распознавание) и выражение эмоций

• Использование эмоций в мыслительной активности

Развитие эмоционального интеллекта идет с разной скоростью. Нет единой линейной модели, по которой можно было бы определить, в какой мере он должен быть развит у ребенка к определенному возрасту. Тем не менее психологи выделяют ключевые точки на пути от чисто сенсомоторного восприятия к дружбе и импульсивному контролю.

Развитие эмоционального интеллекта происходит в несколько этапов:

1 этап Идентификация эмоций;

2 этап Использование эмоций для повышения эффективности мышления; 3этап Понимание эмоций;

4 этап Управление эмоциями

I Этап развития эмоционального интеллекта : идентификация эмоций Знакомить детей с эмоциями : радостью, злостью, горем, гневом, страхом, удивлением.

Игра «Выбери девочку»

Цель: развитие произвольности, наблюдательности, воображения.

Описание игры: Дети выбирают из предложенных картинок с изображениями веселой, грустной, испугавшейся, злой девочки наиболее подходящую к тексту каждого из предложенных стихотворений А. Барто: Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка,

Со скамейки слезть не смог,

Весь до ниточки промок.

Игра «Нарисуй эмоцию»

Цель: развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, обучение умению графически изображать различные эмоциональные состояния.

Описание игры: детям раздаются карточки и предлагается нарисовать фломастерами на лицах героев «Радость», «Грусть» и другие эмоции.

II этап развития эмоционального интеллекта : использование эмоций для повышения эффективности мышления

Игра «Прочитай письмо»

Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.

Описание игры: почтальон приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать.

Например: Шел мелкий дождь. Коля сидел у окна и грустил, но вот выглянуло солнышко, дождь прекратился, и Коля радостно побежал на улицу.

Ранним утром Алеша пошел на рыбалку. Закинул удочку и стал ждать, когда же рыбка попадется на крючок. Долго он сидел и внимательно смотрел на поплавок, но рыба не клевала, и ему было очень грустно. Но вдруг леска натянулась и постепенно стала уходить вниз. Что такое? Алеша потянул за удочку, но она только прогнулась, вот-вот сломается. Он испугался и стал звать на помощь. Прибежали рыбаки и помогли ему вытащить большую щуку. Алеша даже запрыгал от радости.

Игра «Собери эмоции» включает в себя 9 карточек с пиктограммами эмоций, разрезанными на половинки.

Описание игры: найти недостающую половинку и назвать, какая эмоция здесь изображена.

III этап развития эмоционального интеллекта : понимание эмоций

«Кто, где живет?»

Цель: понимание эмоций

Описание игры: определить эмоцию героя мультфильма, показать, где он будет жить.

IV этап развития эмоционального интеллекта : управление эмоциями

«Повтори фразу»

Цель: развитие выразительности речи.

Описание игры: педагог называет фразу ( например: «У меня есть котенок», которую дети должны повторить с интересом, с радостью, с удивлением, с отвращением, со страхом, с грустью.

«Сегодня на завтрак была овсянка»

«Мама вернулась с работы»

«Мы едем к бабушке на выходные»

«На улице пошел дождь»

«Расскажи, что ты чувствуешь»

Цель: научить ребенка описывать свои чувства от увиденного.

Описание игры: посмотреть на картинку и рассказать какие эмоции ребенок испытывает от увиденного.

«Волшебный клубок»

Такие эмоции, как грусть, печаль, обида можно смотать в клубочек.

«Колечко»

Выбирается водящий, остальные игроки садятся в ряд на скамейку и складыают ладошки лодочкой.

Водящий прячет предмет у себя в ладошках, также складывая их лодочкой.

Затем он подходит по очереди к каждому игроку, приговаривая:

— Я ношу, ношу колечко и кому-то подарю

Водящий, вкладывая свои руки в руки участников, должен передать колечко любому из игроков так, чтобы остальные не догадались — кому именно.

Игрок, получивший колечко, не должен подавать виду, что он его получил, и должен стараться сидеть с максимально невозмутимым лицом.

После того, как водящий прошел всех игроков, он отходит от скамейки на несколько шагов и говорит:

— Колечко, колечко, выйди на крылечко

Игрок, у которого в руках оказалось колечко должен вскочить со скамейки и подбежать к водящему.

Задача остальных игроков понять, у кого осталось колечко и не дать ему убежать, постараться удержать.

Вывод:

Таким образом, ребенок овладевает различными видами деятельности, общения, положительным отношением к миру, проявляет любознательность, задает вопросы умеет проявлять свои эмоции и распознать эмоции окружающих.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Мастер-класс по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами нейрографики «Павлин эмоций»Мастер-класс по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами нейрографики «Павлин эмоций» Ирина Сорокоумова Здравствуйте дорогие ребята и родители! Я очень рада Вас приветствовать! - Ребята, а какое настроение сегодня у Вас?.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Отчёт по самообразованию Тема «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Воспитатель Письменная.

Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях»Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях» Задачи: способствовать развитию сотрудничества педагогов ДОО; расширить знания педагогов по вопросам организации игровой деятельности; поддержка.

Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк»Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк» Уважаемые коллеги, предлагаю очередной тематический совет, который прошёл у нас в детском саду. Тема очень сложная. Во всех нормативных.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учрежденияРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения Большинство детей с ОВЗ имеют низкий уровень развития самооценки и эмпатии, тревожны, имеют трудности в распознавании чувств других людей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в игровой деятельности
Опубликовано: 23 ноября 2022 в 12:03
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД