Приложение МААМ

Развитие эстетических чувств детей в процессе ознакомления с живописью мордовских художников

Елена Васина
Развитие эстетических чувств детей в процессе ознакомления с живописью мордовских художников
▼ Скачать + Заказать документы

В комплексе проблем становления личности дошкольника особое место занимает эстетическое воспитание, формирование и развитие способности к эстетическому восприятию мира, потребности к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в поступках, поведении.

Важнейшая роль в эстетическом воспитании дошкольников принадлежит произведениям живописи.

Публикация «Развитие эстетических чувств детей в процессе ознакомления с живописью мордовских художников» размещена в разделах

Кто в наше время не знает, что такое пейзаж? Это картина, на которой изображены лес, поле, река, город, железная дорога. Как самостоятельное явление этот жанр искусства получил наиболее широкое распространение в двух видах изобразительного искусства: живописи и графике. В живописи пейзаж может быть исполнен масляными красками, пастелью, акварелью, в графике - тушью, карандашами, углем, чернилами, другими материалами, имеющими способность оставлять заметный след на любой по цвету поверхности. Фактура поверхности может быть самая разнообразная, в зависимости от материала, на котором рисуют, - бумага, картон, холст, шелк. В наше время пейзаж весьма популярен. Даже не искушенный в вопросах искусства человек не безразличен к нему. Природа - это небо, земля, хлеба, леса, реки. Изображение природы неизбежно вызывает воспоминание о чем-то близком.

Пейзаж в мордовской живописи – разнообразный, богатый традициями жанр, где ярко проявляются творческие индивидуальности авторов, где каждый ищет и находит свои, близкие мотивы и черты в природе родного края. Представители мордовского пейзажа : Макушкин Н. С., Сычков Ф. В., Мухин А. А., Беднов В. А. и д. р.

Лейтмотив творчества Ф. В. Сычкова - жизнь и быт русской и мордовской деревень. Этой теме он отдавал предпочтение с первых самостоятельных работ. Творческое кредо СычковаФ. В заключено в его словах: «…в жизни должно быть как можно больше радости» [1] .Поэтому особенно ярко талант художника раскрылся в произведениях, отображавших праздничную сторону деревенской жизни - «Праздничный день» (1928, «Выходной день в колхозе» (1936) и др. Произведения радуют глаз и покоряют совершенным мастерством исполнения. Ф. В. Сычков – певец юности. Любимые его героини – это молодые крестьянки, которые полны неповторимой харизмой, задором, жизнелюбием – («У изгороди», «Девушка» и др.). Яркие одежды крестьянок еще более подчеркивают их жизнерадостность, а цвета, сливаясь в стройный, звучный аккорд, создают приподнятое праздничное настроение. Тема деревни звучит и в пейзажах, пронизанных теплотой и камерностью настроения: «Деревенская улица» (1916, «Пейзаж с гусями» (1952, а также в натюрмортах «Маки» (1910, «Цветы» (1939) и др. В точности воспроизведения натуры, в умении несколькими мазками передать фактуру, вплоть до каждой детали, видна рука большого мастера.

Главной темой творчества Н. С Макушкина становится жизнь сельской природы, деревни, людей крестьянского труда. Предпочтение сразу же отдается пейзажу как наиболее патриотичному и близкому национальным корням жанру. Сначала это индустриальный пейзаж (серия «Промышленные пейзажи Мордовии» (1972–1976, в характеристику которого автор вносит свою лирико-философскую ноту. Но более всего его влечет не индустриальная героика, а располагающий к философским размышлениям родной деревенский пейзаж. В нем, по мысли Н. С. Макушкина, растворяется и черпает силу открытая Красоте и Добру русская душа. В лучших работах и сериях (1970–1980-х годов) («Деревенские мотивы», «Лето в деревне», «Чернопромзинский альбом») ощущается стремление автора к созданию обобщенного многозначного монументального образа мордовской земли и через него к раскрытию духовного мира человека.

Пейзаж является излюбленным жанром А. А. Мухина. Его небольшие по размеру, скромные работы всегда исполнены красоты, задушевности, тонкого поэтического чувства. Большую роль в формировании творческого лица живописца сыграл Ф. В. Сычков, но главным учителем А. А. Мухина всегда оставалась природа. Художник любит мимолетные, быстро меняющиеся, несущие в себе трепет жизни состояния природы. Пейзажи живописца не связаны с изображением какого-либо конкретного места. Журчащие ручейки, белоствольные березы, талые снега, стога скошенного сена - это композиции, возникшие как результат долгого изучения и наблюдения за природой. Разливы рек, целительная свежесть весеннего воздуха, красота природы - все это нашло свое яркое воплощение в полотнах А. А. Мухина «Ледоход на реке Инсар» (1957, «Мокша. Льды» (1950, «Разлив реки Суры» (1969, «Весна» (1968, «Последний снег» (1960, «Ранняя весна» (1970). Художнику присуще редкое по глубине чувство трепетной любви к природе. Все его работы отличаются необыкновенно тонким лирическим настроением. Он по праву может называться певцом своего родного мордовского края.

Виктор Андреевич Беднов – художник реалистического направления. В его арсенале все живописные жанры : тематическая картина, портрет, пейзаж, натюрморт. Содержанием полотен «Беление холста», «Шокшанские косари», «Мордовская ярмарка», «День памяти», «Сенокос» является жизнь мордовского села, культурные традиции народа. Обширный цикл произведений посвящен уборочной страде: «Комбайнеры Н. С. Пиксин и В. А. Волков на жатве», «Комбайнер Владимир Осипов», «Кузнец», «Тракторист Сергей Куртажов», «На току», «Хлебное поле» и др. В лучших традициях российского лирического пейзажа написаны В. А. Бедновым картины природы: «Последний луч», «Село Судосево», «Осенний мотив», «Апрель», «Осень. Село Рыбкино». Не чужд мастеру и жанр натюрморта. Сложные пространственные построения в холстах «Верба», «Натюрморт с кистями» позволяют и в данном жанре выразить авторскую философию жизни, глубокое и разностороннее толкование каждого, даже незначительного на первый взгляд, ее проявления. «…Отточенное мастерство, внимание к нравственно-этической проблематике, глубокий психологизм образов, взаимопроникновение сложных содержательно-эмоциональных связей, являясь отличительной чертой искусства данного мастера, привлекают к нему внимание и зрителей, и критики» [2].

В последнее десятилетие В. А. Беднов работает над циклом пейзажей «Сельские мотивы», собирая натурный материал преимущественно в родном Ковылкинском районе, неоднократно уже воспетом им примокшанье. Высокую оценку и признание получили полотна «Сельский вечер»(2006) и «Сенокос»(2004, в которых развернуто представлена картина жизни села.

Пейзажи мордовской природы Макушкина Н. С., Сычкова Ф. В., Мухина А. А., Беднова В. А., и других художников вызывают у детей любовь к Родине, чувство гордости за нее, пробуждают умение видеть, понимать и любить природу. Пейзаж можно рассматривать как своеобразное историческое свидетельство о действительности жизни и, следовательно, использовать как важное средство пропаганды и воспитания, средство воспитания любви к Родине. Ибо пейзаж - это зримая ее красота. А чувство красоты - эмоциональная, а значит, самая естественная основа любви, в том числе любви к природе, которая не бесконечна и требует бережного отношения. Человек, которому безразлична красота природы, не остановится перед тем, чтобы сломать молодое деревцо в лесу или в городе. Образ природы едва ли не лучший жанр для опыта сопоставлений художественной мысли : ведь природа – постоянная естественная среда жизни всего человечества.

Литература:

Поликарпов В. П. Мухин Александр Андреевич/В. П. Поликарпов, Э. Г. Ерина. – М. :Советский художник, 1980-12с.

Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность: Пособие для учителей. /В. Н. Стасевич. - М. :Просвещение,1987- 176с.

[1]-https://www.erzia-museum.ru/sychkov.html[2]-https://www.museum.ru/N41458

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления с родным городом ПРОГРАММА самообразования Актуальность «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к.

«Экология. Познавательное развитие детей старшего возраста в процессе ознакомления с животным миром. Кружок «Юный зоолог» В процессе кружковой работы решаются задачи пробуждения у детей любознательности, исследовательского интереса к животному миру, вызвано.

Формирование патриотических чувств в процессе ознакомления с родным городом Доклад на тему: «Формирование патриотических чувств в процессе ознакомления с родным городом». Воспитатель Глотова С. В. Какая притягательная.

Описание работы по теме «Познавательное развитие в процессе ознакомления с окружающим миром» Описание опыта работы воспитателя Маличенко Анны Вячеславовны по теме: «Познавательное развитие дошкольников в процессе ознакомления с.

Представление педагогического опыта «Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления с родным городом» Представление педагогического опыта по теме «Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного.

Проект-презентация «Развитие социального интеллекта в процессе ознакомления с адыгейскими народными танцами» «Социальный интеллект» – это способность понимать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека «Эмоциональный интеллект» – способность.

Развитие коммуникативных умений старших дошкольников в процессе ознакомления с трудом взрослых. Специальные исследования и практика показывают, что у дошкольников необходимо в первую очередь развивать те коммуникативно-речевые умения,.

Развитие познавательно-исследовательской активности старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем Подготовила.

Развитие познавательной активности у дошкольников в процессе ознакомления с окружающим с использованием элементов ТРИЗ Развитие познавательной активности у дошкольников в процессе ознакомления с окружающим с использованием элементов ТРИЗ. Познавательное развитие.

Воспитание у детей патриотических чувств в процессе ознакомления с боевым прошлым родного города В современных условиях, когда в обществе меняются ценности, идеалы, отношение к истории особенно остро встает вопрос патриотического воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эстетических чувств детей в процессе ознакомления с живописью мордовских художников
Опубликовано: 23 мая 2017 в 14:59
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие эстетических чувств детей в процессе ознакомления с живописью мордовских художников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Васина (УИ 246948) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД