Папки-передвижки

Развитие звуковой культуры речи у детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров

Ольга Тихонова
Развитие звуковой культуры речи у детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров
▼ Скачать + Заказать документы

Что же из себя представляют малые фольклорные жанры? Учителя, воспитатели, студенты, школьники, родители уверенно скажут- это сказки, песенки, потешки, пословицы, праздники, игры, обряды. Когда и почему возникло народное творчество ответит не каждый. Знание народной мудрости, отшлифованное веками и поколениями должно присутствовать у образованного и интеллигентного человека. А зачатки этих знаний должны закладываться уже в раннем возрасте, и эта задача не просто актуальна, она необходима.

Публикация «Развитие звуковой культуры речи у детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров» размещена в разделах

Вслушиваясь в слова потешек, в их ритм, музыкальность, ребё нок начинает реагировать: притопывает, приплясывает, двигается в такт тексту. Очень важно именно в этом возрасте воспитывать детей на традициях русской культуры используя малые формы народного фольклора. Они разнообразны по содержанию: колыбельные-успокаивают, весёлые-радуют. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор, формирует отношение к миру, обогащают чувства, развивают речь.

Ребенок в процессе освоение речи в первую очередь произносит отдельные слоги-га, гу, ма, па. И чем больше таких слогов и коротеньких словечек, тем более быстрее начинает складывать их в слова. Тем быстрее он заговорит. В потешке многократно повторяются и отдельно выделяются разные звукосочетания : например, сочетание «те» - «тень тень потетень, сели куры на плетень» или «ру»-«рано рано поутру пастушок ту-ру-ру-ру». Ребёнок слышит, вычленяет это сочетание, запоминает его, а затем пытается повторить. Так потешки развивают сначала слуховое сосредоточение, потом речь. И не просто речь, а грамотную, красивую, напевную.

В возрасте 2-3 лет идёт интенсивное становление речи ребёнка. Развитие речи у детей раннего возраста происходит особенно быстро: пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развёрнутыми становятся фразы. Однако не у всех детей одинаковый уровень речевого развития. На данном этапе нужно учить малышей чётко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах.

Взаимодействие детского сада и семьи значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть трудности и проблемы и получить хороший результат в речевом развитии каждого ребёнка.

Цель педагогической деятельности - воспитание звуковой культуры речи из которой вытекают задачи по созданию условий для ознакомления детей с народным творчеством через интеграцию разных видов деятельности, формирование полезных навыков и привычек с помощью сказок, потешек и т. д.

Работа с детьми включает блоки:

1. Использование потешек в период адаптации.

2. Включение в проведение ООД.

3. Использование в режимных моментах.

Работа по формированию звукопроизношения должна проводиться систематически, начинаться с подбора необходимых потешек, приговорок, песенок, которые использовались во всех сферах жизни детей : режимных моментах, организованной образовательной деятельности, играх, прогулках, праздниках. Внимание должно обращаться на то, чтобы они были просты, коротки, с чётким ритмом, побуждали к повторению ребёнком, к действию. Благодаря простоте и мелодичности потешек дети вводят их в свою речь, легко запоминают.

В работе должны использоваться различные методы:

- наглядные (демонстрация наглядных пособий, рассматривание книг, иллюстраций,

- словесные (объяснения, чтение, заучивание, упражнения,

- практические (продуктивная деятельность, музыкальная, игровая, трудовая, использование в режимных моментах).

Пользуясь указанными методами, воспитатель использует разнообразные приёмы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей.

Ведущим приёмом является образец правильного произношения. При работе над звуковой культурой речи у детей раннего возраста часто используется образное называние звука или звукосочетания, но при использовании малых форм народного фольклора потешка сама как бы рассказывает о произносимых звуках : «ч» - «чики, чики, чикалочки, едет Ваня на палочке» или «в» - «Ветер, ветер, ветерок, ты подуй на парусок». Активным приёмом являются хоровые и индивидуальные повторения. Именно они обеспечивают тренировку рече-двигательного аппарата детей, так важную в формировании звуковой культуры речи.

Примыкает к этому и другой приём- индивидуальная мотивировка задания, индивидуальное указание перед ответом ребёнка («Мне кажется, что колыбельная особенно хорошо получится у Даши-она умеет быть ласковой, заботливой»). В процессе работы над звуковой культурой речи уместны и наглядные приёмы, демонстрация игрушки, картинок, показ артикуляционных движений.

В системе работы с детьми младшего дошкольного возраста, предложенной В. В. Гербовой, А. И. Максаковым, М. Ф. Фомичёвой существует положение о то, что, хотя большинство детей третьего года жизни уже правильно выговаривают гласные и простые согласные звуки (м, п, б, ф, в и др.) на первых этапах необходимо закрепление и уточнение данных звуков. Это важно для развития артикуляционного аппарата и подготовки к произнесению более сложных звуков. Здесь как нельзя лучше подходят малые формы народного творчества - игры, скороговорки, кричалки, тараторки. шумелки, веселки и т. д., повторяющиеся слова, фразы помогают в отработке звука («т» - «Тили- тили- тили-бом!», «е» - «Еду-еду к бабе, к деду» и т. д.)

Организация использования малых фольклорных жанров в развитии звуковой культуры речи детей осуществляется так :

- определяется содержание работы по развитию звуковой культуры речи с использованием народных потешек, приговорок, песенок, кричалок, звенелок,

- подбирается фольклор для использования в повседневной жизни малышей, в разные режимные моменты, в адаптационный период,

-разрабатывается подбор пальчиковых, дидактических, подвижных, хороводных игр с элементами народного творчества.

Результаты в освоении звуковой культуры речи с помощью малых форм народного фольклора не заставят себя долго ждать, значительно совершенствуется произношение. Ребёнок взрослеет, развивается, благодаря проделанной работе он обретает нечто большее, чем просто развитие звуковой культуры речи. Малыша приобщают к традициям русского народа, его культуре. У детей появляется стремление общаться со взрослыми, другими детьми, используя малые формы народного творчества.

Великий педагог К. Д. Ушинский считал, что поговорки, прибаутки и скороговорки развивают в детях чутьё к звуковым красотам родного языка. Дети чувствуют оттенки речи. В будущем они красиво и правильно, пишут и говорят.

Публикации по теме:

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде. «Вода в решете» Пословицы, поговоркиСборник малых фольклорных жанров Карелии о воде. «Вода в решете» Пословицы, поговорки Пословицы, поговорки- это краткие устойчивые образные народные изречения, в которых выражается многовековой опыт народа. Каждая из них.

Фотоотчёт о родительском собрании «Развитие речи ребёнка с помощью малых фольклорных форм»Фотоотчёт о родительском собрании «Развитие речи ребёнка с помощью малых фольклорных форм» Я думаю что и в наше время эта тема актуальна! Как хотелось бы, чтобы наши дети пели русские детские песенки, рассказывали сказки, потешки.

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

Использование малых фольклорных жанров при проведении НОД по ФЭМП с дошкольниками. Загадки, скороговорки, считалкиИспользование малых фольклорных жанров при проведении НОД по ФЭМП с дошкольниками. Загадки, скороговорки, считалки Малые фольклорные жанры можно широко использовать в работе с дошкольниками разных возрастных групп,как приём,который побуждает их к приобретению.

Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в первой младшей группе «В гости к бабушке Варварушке» Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в 1-й младшей группе. Подготовила воспитатель МБДОУ №2 г. Кингисеппа.

Пособие по развитию речи посредством малых фольклорных форм «Бабушка-говорушка»Пособие по развитию речи посредством малых фольклорных форм «Бабушка-говорушка» «Бабушка-говорушка». Пособие: Цель: развитие слухового внимания и понимания речи, снятие эмоционального напряжения. Задачи: формирование.

Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклораРечевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора «Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора» Одним из самых важных приобретений ребенка в раннем.

Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде «Вода в решете. Загадки»Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде «Вода в решете. Загадки» ЗАГАДКИЭтот вид устной поэзии любят и дети, и взрослые. Существовали различные способы наказания для тех, кто не мог отгадать несколько.

Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде «Вода в решете». Заклички и заговорыСборник малых фольклорных жанров Карелии о воде «Вода в решете». Заклички и заговоры Люди верили в волшебную силу слова, верили, что произнесённые слова-заклинания может повлиять на силу природы. Как вы думаете, что значит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие звуковой культуры речи у детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров
Опубликовано: 21 марта 2023 в 19:47
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие звуковой культуры речи у детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Тихонова (УИ 2083977) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД