Лучший педагог года

Исследование «Развитие логического мышления у старших дошкольников»

Елизавета Николаева
Исследование «Развитие логического мышления у старших дошкольников»

Развитие логического мышления у старших дошкольников

Все познавательные процессы: ощущения, восприятия, процессы памяти и воображения получают эффективность, прежде всего, благодаря тому, насколько эти процессы осмыслены.

Прежде всего, мышления является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождения нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление опирается на данные чувственного познания, но выходит за его пределы, проникая в суть явлений, постигая те свойства и отношения, которые непосредственно в восприятии не даны.

Публикация «Исследование „Развитие логического мышления у старших дошкольников“» размещена в разделах

В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой образования, особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста. Один из центральных вопросов умственного воспитания вопрос о развитии мышления.

В современной, Л. А.

Венгер, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн,

Ж. Пиаже и др.)

Изучению наглядно – действенного и наглядно – образно мышления дошкольника посвящено значительное количество работ. Однако не менее актуальны и проблемы возникновения и развития логического мышления в дошкольном детстве.

Целью ТРИЗ является развитие сильного организованного мышления. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ не просто развивает фантазию детей, а учит их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, способными понимать единство и противоречие окружающего мира, решать психологической литературе существует значительное число исследований, позволяющих описать строение мыслительной деятельности в дошкольном возрасте. (П. Я. Гальперин, ЛС. Выготский свои маленькие проблемы.

Кроме того, тризовская концепция опирается на положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

В программе ТРИЗ используются методы и приемы разработанные М. В. Ломоносовым, Ф. Кунцем, Ч. Вайтингом и некоторые методы адаптированы к работе с детьми А. М. Страунингом.

В некоторых регионах России существует проблемы внедрения ТРИЗ, тому есть несколько причин, которые тесно связаны друг с другом:

- отсутствует крайне необходимое психологическое обосноание ТРИЗ.

- Отсутствует единого центра.

- Недостаток специальной тризовской литературы.

Актуальность проблемы определила выбор темы исследования :

«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста на основе использования технологии ТРИЗ»

Объект исследования – развитие логического мышления с использованием технологий ТРИЗ у детей в старшем дошкольном возрасте.

Предмет исследования – изучение эффективности использования технологий ТРИЗ в процессе развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ психолого-педагогической литературы вышеуказанных и многих других авторов позволил сформулировать следующую гипотезу исследования :

Если использовать игры и игровые упражнения по технологии ТРИЗ, то это может способствовать повышению уровня логического мышления у детей старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий: - систематически и планомерное проведение игр и упражнений по технологии ТРИЗ.

- игры и упражнения подбирается с учетом развития логического мышления с постепенным усложнением.

- используемые игры и упражнения органично вписываются в структуру любого занятия, способствуя развитию логического мышления.

Цель исследования – определение эффективности использования технологии ТРИЗ в процессе развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования :

1. Проанализировать психолого-психологическую литературу по проблеме исследования.

2. Научно обосновать и экспериментально подтвердить эффективность использования технологии ТРИЗ в процессе развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать систему игр и игровых упражнений по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ.

Методы исследования :

1. Изучение и анализ научно-теоретической литературы.

2. Изучение передового опыта.

3. Педагогический эксперимент.

4. Беседа.

5. Метод количественной и качественной обработки данных.

Методологической основной является учение классиков и современных исследователей педагогики и психологии о развитии мышления детей, таких как П. Я. Гальперин, Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ж. Пиаже и др.

Научная новизна: в исследовании научно обосновывается и экспериментально доказывается эффективность использования технологии ТРИЗ в процессе развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическое значимость: исследования заключается в том, что оно представляет собой небольшой вклад в развития проблемы использования новых технологий для эффективного повышения уровня логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость: рекомендации, наработанные в ходе нашего исследования, могут быть использованы воспитателями, заинтересованными родителями в ходе работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Рекомендации по развитию логического мышления у старших дошкольников на основе использования технологии ТРИЗ

Ведущие психологи (А. В. Запорожец, В. В. Давыдов, Г. И. Минская, Н. Н. Поддъяков) считают, что мышление дошкольников отличает следующее :

- тесное взаимодействие трех форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, логического).

- зависимость мышления от уровня развития его более элементарных форм.

Формирование у ребенка логического мышления связано с освоением мыслительных операций. В старшем дошкольном возрасте они интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве способов умственной деятельности.

Для развития у детей мыслительных операций целесообразно использовать игры и игровые упражнения по технологии ТРИЗ, так как они:

йтингом, и некоторые методы адаптированы к работе с детьми А. М. Страунингом.

Нами были определены следующие принципы построения системы работы:

- принцип игровой реализации поставленных задач;

- принцип систематичности и последовательности усложнения предлагаемого материала.

При составлении системы игр и игровых упражнений по развитию логического мышления детей 7-го года жизни мы ориентировались на:

- значимость форм мышления (наглядно-действенной, наглядно-образной, логической) и их одновременное развитие;

- программу детского сада;

- психологические и возрастные особенности детей данной группы;

Данная система игр и игровых упражнений составлена с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Организуется предметно-развивающая среда, где закрепляются навыки, полученные на играх, и стимулируют познавательные интересы детей.

Цель системы игр и игровых упражнений – развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Задача системы – развивать логическое мышление, повысить познавательный интерес детей.

Игры проводятся у детей в вне и во время занятий.

Формы работы: групповая и индивидуальная.

Для проведения игровых упражнений и игр используются разные наглядные материалы, такие как:

- карточки, сюжетные и предметные картины, игрушки, «Кольцо Луллия», «Карты Проппа», «Морфологическая таблица» и т. д.

Во время игр надо подбадривать ребенка. Если что-то не получается, внушить ему, что это не страшно, что следующий раз обязательно получиться.

Понятно, что у каждого разное восприятие: некоторые нуждаются в повторном разъяснении материала, его обработке. И в этом могут помочь родители.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альтшуллер Г. С., Вяткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. - Минск: Беларусь, 1994. - 97 с.

2. Белобрыкина О. Почему ТРИЗ «буксует» в детских садах // Дошкольное воспитание. - 1997. - № 2. - С. 2.

3. Выготский Л. С. Лекции по психологии. - СПб. : Союз, 1999. - 144 с.

4. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. : В 6 т. - М. : Педагогика, 1982. - Т. 2. - 361 с.

5. Выготский Л. С. Развитие речи и мышления // Собр. соч. : В 6 т. - М. : Педагогика, 1983. - Т. 6. - С. 254-273.

6. Гальперин П. Я. Введение в психологию : учебное пособие для вузов. - М. : Кн. дом Университет, 1999. - 332 с.

7. Гудкович И. Я. Методические пособия по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. - Ульяновск, 1996. - 109 с.

8. Детская практическая психология : Учебник / Под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. - М. : Гардирики, 2000. - 255 с.

9. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников : Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграев, Е. В. Родина и др. : Под. ред. Л. Г. Нисканен. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 97 с.

10. Мышление дошкольника / Н. Н. Поддъяков. Научно-исследовательский ин-т дошкольного воспитания Акад. Пед. Наук СССР. - М. : Педагогика, 1977. - 271 с.

11. Немов Р. С. Психология : В 3 кн. - Кн. 2: Психология образования. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 608 с.

12. Никашин А. И., Страунинг М. А. Системный подход в ознакомлении с окружающим миром и развитии фантазии. - Ростов – на – Дону, 1993. - 69 с.

13. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка : [перевод]. - СПб. : Союз, 1997. - 250 с.

14. Психолог в детском саду / Венгер Л. А., Агаева Е. Л., Бардина Р. И. и др. - М. : ИНТОР, 1995. - 64 с.

15. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддъякова, А. Ф. Говорковой; Науч. -исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1985. - 200 с.

16. Саввинов А. В. Логические законы мышления. - Л. : ЛГУ, 1958. - 370 с.

Публикации по теме:

Из опыта работы «Развитие логического мышления у старших дошкольников» Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса. Решается она в основном средствами занимательности.

Конспекты занятий по кружку на развитие логического мышления дошкольников 6–7 лет Кружок по развитию логического мышления «Все по полочкам» (6-7 лет) Конспект занятия №13. Цель: развитие у детей познавательных интересов,.

Консультация «Упражнения на развитие логического мышления старших дошкольников» Образование уделяет мало внимания развитию логического мышления дошкольников, так как основной целью является научить их использовать готовые.

Математическая игра как средство развития логического мышления старших дошкольников Игра в жизни дошколят имеет огромное значение: это и познание окружающего мира, и труд, и учеба, и форма воспитания. Игры направленные на.

Педагогический совет «Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения матем. содержания» ПЕДСОВЕТ «Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения математического содержания» Цель: Выполнение.

План самообразования «Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр» Муниципальное автономное образовательное дошкольное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №111» г. Казани УТВЕРЖДАЮ Заведующая.

Развитие логического мышления дошкольников Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для всех! Что же такое логическое мышление? Для ответа на этот вопрос.

Развитие элементарных математических представлений и логического мышления у дошкольниковРазвитие элементарных математических представлений и логического мышления у дошкольников В нашем дошкольном учреждении прошла неделя посвященная развитию элементарных математических представлений; развитию логического мышления.

Родительское собрание в старшей группе по теме «Развитие логического мышления дошкольников в семье» Родительское собрание в старшей группе по теме: «Развитие логического мышления дошкольников в семье» Разработал: воспитатель.

Семинар-практикум для родителей «Развитие логического мышления дошкольников в семье» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследование «Развитие логического мышления у старших дошкольников»
Опубликовано: 23 ноября 2019 в 10:04
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД