МААМ-картинки

Консультация для родителей «Развиваем речь детей раннего возраста»

Оксана Шкруднева
Консультация для родителей «Развиваем речь детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Развиваем речь детей раннего возраста

Подготовил:

учитель-логопед Шкруднева О. Д.

МАДОУ д / с № 13 г. Шебекино

Итак, уважаемые родители, в вашем доме появился малыш, он еще совсем крошечный. На первый взгляд, кажется, что о развитии речи пока говорить рано. Какая там речь, скажете вы, если от него можно услышать только громогласное “у-а!”, а в минуты затишья и благостного настроения – “агу” да “ага”, не считая прочих невнятных и маловразумительных звуков. Многие родители считают, что до того, как их малыш произнесет первые слова (а обычно это бывает в возрасте около года, с ним говорить бесполезно, поскольку он, дескать, все равно ничего не понимает и ничему пока еще научиться не может. Тем не менее, “маловразумительные звуки” – это уже формирование речи, и начинается оно задолго до появления первых слов. И уже на этом, самом первом этапе отчетливо видна основная функция речи – общение.

Публикация «Консультация для родителей „Развиваем речь детей раннего возраста“» размещена в разделах

Как же родителям общаться с младенцем?

Давайте рассмотрим основные ступени формирования речи.

Первая стадия – крик

Когда малыш рождается, попадая из одной среды в другую, ему нужно каким-то образом заявить о себе, о своем присутствии в этом мире. Ребенок – кричит. Постепенно с помощью крика младенец учится не только привлекать к себе внимание, но и общаться. Примерно к третьему месяцу (а у многих детишек и значительно раньше) меняется и интонация криков. Внимательная мама может выделить очень много различных криков своего малыша.

Вторая стадия – гуление

Гуление, обычно возникает в возрасте одного-двух месяцев и сопровождает ребенка в первые полгода жизни. Обычно это различные вариации звуков: а-а-гу, гы-ы, гэ-э, а-гы и т. д. В гулении, как и крике, тоже важен момент взаимодействия. Малыш во время гуления заглядывает вам в глаза, ждет вашего ответа, он уже пытается построить полноценный речевой диалог. И этот диалог необходимо обязательно поддержать! Ведь во время гуления ребенок учится координировать одновременно голос и взгляд, что станет впоследствии основой любого социального контакта. Отвечайте малышу на его языке, всячески поддерживайте и поощряйте его первые “выступления”.

Третья стадия – лепет

По мере развития ребенка гуление затихает, и ему на смену приходит лепет. Обычно это происходит в возрасте 6-7 месяцев. Ваш малыш начинает произносить отдельные слоги “ба”, “ма”, “та” и пр. – сначала однократно, очень редко и как будто случайно. Постепенно слоги слышатся в его речи все чаще, они повторяются в виде цепочек: ба-ба-ба-ба, ма-ма-ма-ма.

Гуление и лепет очень важны для дальнейшего развития речи. Если их нет у вашего малыша, постарайтесь их активизировать.

Держа ребенка на руках, чтобы он хорошо видел движение ваших губ, повторяйте различные слоги, пойте ритмичные песенки, читайте простые стишки, а главное – как можно больше разговаривайте с малышом. Ему необходимо слышать взрослую речь. Однако это должны быть не просто разговоры, которые взрослые ведут друг с другом, а речь, обращенная именно к нему, к ребенку.

Стадия четвертая – первые слова

Итак, из лепета рождается слово…

На этом этапе (обычно он начинается в 11-12 месяцев) очень важно помочь ребенку в его словотворчестве. Именно сейчас малыш начинает ассоциировать слова с объектами окружающей среды, слова для него наполняются смыслом.

1. В этот период родителям нужно постараться выработать у малыша речевой автоматизм (на словах ДА, НЕТ).

Возьмите мяч, бросайте, катите ребенку:

- Поймал? ДА! (отвечаем вместе с ребенком)

- Поймал? НЕТ! (подкрепляем все словом, действием, эмоцией, утвердительно или отрицательно качать головой).

На этом этапе развития детей, логопеды советуют тренировать мышцы губ и щек. Для этого запаситесь различными свистульками, губными гармошками и научите малыша дуть в эти инструменты. Полезно и выдувать мыльные пузыри. Надувайте щеки, берите ладошки малыша, кладите на свои щеки, пусть он попробует какие они круглые, упругие, как мячик.

Еще один забавный способ потренировать мышцы губ и щек – это погримасничать вместе с малышом. Не стесняйтесь строить смешные рожицы, выразительно изображать самые разные эмоции (удивление, страх, радость, высовывать язык, шлепать по нему, облизываться, заводить губами мотор машины. Это упражнение помогает малышу в игровой форме научиться делать сильный ротовой выдох. Вы увидите, малышу очень понравится эта новая игра, и вскоре он начнет повторять за вами какие-то движения.

2. Звукоподражание – первые слова малыша до 2,5 лет. Подражая животным, проговаривайте с малышом четко медленно : му-му, ме-ме (давайте ребенку потрогать ваши губы, чтобы ребенок почувствовал вибрацию). За звукоподражанием следует звуковой жест, когда ребенок оречевляет действие. Кубики упали – БУХ! Машина поехала – БИ-БИ.

На этом этапе важно соединить работу рук и звукоподражания или звукового жеста.

Можно взять лист бумаги, либо это будет на песке, на доске и рисуете дорожку. По этой дорожке кто-то будет идти ( корова: му-му-му; либо машина: би-би-би).

(Игра с ракетой.

Любимых животных малыша прячем в мешочек. Спрашиваете: кто сегодня полетит на ракете? Ребенок достает из мешочка животного. Говорите малышу – это собака (медленно, четко).

Собака к ракете идет,

Песню красиво поет: тяу-тяу-тяу. (ведете собаку по дорожке к ракете.)

Слоник к ракете идет,

Песню красиво поет: ду-ду-ду.

Главное чтобы заработала связка: глаз-мозг-рука. Чтобы речь малыша была подчинена действию.

3. Мы мыслим действиями, поэтому важно вызвать у ребенка глагольную составляющую. Первые глаголы, первые действия – это ДАЙ и НА.

Повторяем несколько раз: Дай (мяч, кубик) – НА (мяч, кубик).

Особенно важно разговаривать с малышом во время игры. Не забывайте, что игра ориентирована именно на диалог, а не на ваш монолог. Можно, например, катать друг другу мячик, сопровождая это занятия комментариями: “Дай мячик! Покатился мячик к маме”. Выдержите паузу, дайте ребенку возможность включиться в разговор. “А теперь – на мячик!

В этот период очень полезно подкреплять слова определенными жестами. Для маленьких детей невербальное общение имеет еще большее значение, поскольку на определенном этапе для них это единственный способ «поговорить» с вами.

Сначала малыш учится воспроизводить жест, а потом – повторяет слово.

Слово “ДАЙ!” (мяч) обычно сопровождается таким жестом: протянуть руку ладонью вверх и несколько раз согнуть и разогнуть пальцы. Работаем рукой ребенка. При этом старайтесь почаще употреблять слова “ДАЙ!” (машину, мишку и т. д.)

Подобным образом можно научить малыша другим выразительным жестам, например, “Ладушки”, “До свидания”, “Покажи, какой ты большой (или большая)”. Не стесняйтесь детских жестов, например, показывания пальцем, а наоборот, помогайте ребенку освоить их.

4. Далее наращиваем номинативный словарь (существительные).

Это кто? – Это киса, баба и т. д.

Отрабатываем существительные в именительном и косвенном падежах. Обычно к 1,5 – 2,5 годам дети меняют окончания.

ДАЙ РУКУ. ДАЙ КИСУ. (делаем акцент на окончании).

5. Далее добавляем описание предметов.

Самые первые описания предметов – Большой (показываем жестом);

Маленький (показываем жестом).

- Кто маленький? (рукой малыша показываем на самого ребенка – Я маленький). Кто большой? (рукой малыша на взрослого – Ты большой).

Когда у ребенка в речи появятся эти простые слова: да, нет, дай, на, бух, би-би …. Он сможет выстраивать предложения, общаться с вами.

Уважаемые родители, хочется вам напомнить, что речь у детей — это не врожденная способность, она формируется под влиянием речи окружающих взрослых. Правильное развитие речи ребенка зависит от объема речевой практики, от обучения и воспитания детей с первых моментов их жизни.

Образец речи для ребенка дает его социальное окружение, то есть, вы уважаемые родители.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста «Развиваем речь детей по теме «Дикие животные лесов» Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста: «Развиваем речь детей по теме: «Дикие животные лесов». Дети должны знать:.

Консультация для родителей «Играем — речь развиваем» Уважаемые родители! Скоро ваш малыш скоро пойдет в школу, и вы, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно.

Консультация для родителей «С пальчиками играем — речь развиваем» При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует.

Консультация для родителей «Развиваем связную речь детей, знакомя их с любимым городом» Консультация для родителей на тему: «Развиваем связную речь детей, знакомя их с любимым городом».Как хочется, чтобы речь вашего ребёнка.

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка» В последнее время в практике логопедов встречается все большее число детей с речевыми проблемами. Зачастую родители считают: «Вот одам ребенка.

Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем»Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем» Одно из направлений развития ребёнка и гарант успешности в обучении его письму-это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев.

Консультация для родителей «Тренируем пальчики — развиваем речь»Консультация для родителей «Тренируем пальчики — развиваем речь» Само понятие мелкая моторика обозначает выполнение точных и мелких движений кистями рук и пальцами, при котором в работу включаются сразу.

Консультация для родителей «Учим стихи — развиваем речь и память»Консультация для родителей «Учим стихи — развиваем речь и память» На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Консультация для родителей «В помощь маме. Развиваем речь» В помощь маме. Развиваем речь. Бывает, что родители в развитии ребёнка гонятся за чем-то сложным, очень важным, как им кажется. Но за всей.

Проект в группе раннего возраста «Развиваем речь, играя»Проект в группе раннего возраста «Развиваем речь, играя» Вид проекта: игровой. Срок реализации проекта: октябрь - апрель. Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники группы раннего возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развиваем речь детей раннего возраста»
Опубликовано: 17 июля 2022 в 22:41
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Развиваем речь детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Шкруднева (УИ 287182) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД