Оксана Шкруднева
Консультация для родителей «Развиваем речь детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Развиваем речь детей раннего возраста
Подготовил:
учитель-логопед Шкруднева О. Д.
МАДОУ д / с № 13 г. Шебекино
Итак, уважаемые родители, в вашем доме появился малыш, он еще совсем крошечный. На первый взгляд, кажется, что о развитии речи пока говорить рано. Какая там речь, скажете вы, если от него можно услышать только громогласное “у-а!”, а в минуты затишья и благостного настроения – “агу” да “ага”, не считая прочих невнятных и маловразумительных звуков. Многие родители считают, что до того, как их малыш произнесет первые слова (а обычно это бывает в возрасте около года, с ним говорить бесполезно, поскольку он, дескать, все равно ничего не понимает и ничему пока еще научиться не может. Тем не менее, “маловразумительные звуки” – это уже формирование речи, и начинается оно задолго до появления первых слов. И уже на этом, самом первом этапе отчетливо видна основная функция речи – общение.
Публикация «Консультация для родителей „Развиваем речь детей раннего возраста“» размещена в разделах
Как же родителям общаться с младенцем?
Давайте рассмотрим основные ступени формирования речи.
Первая стадия – крик
Когда малыш рождается, попадая из одной среды в другую, ему нужно каким-то образом заявить о себе, о своем присутствии в этом мире. Ребенок – кричит. Постепенно с помощью крика младенец учится не только привлекать к себе внимание, но и общаться. Примерно к третьему месяцу (а у многих детишек и значительно раньше) меняется и интонация криков. Внимательная мама может выделить очень много различных криков своего малыша.
Вторая стадия – гуление
Гуление, обычно возникает в возрасте одного-двух месяцев и сопровождает ребенка в первые полгода жизни. Обычно это различные вариации звуков: а-а-гу, гы-ы, гэ-э, а-гы и т. д. В гулении, как и крике, тоже важен момент взаимодействия. Малыш во время гуления заглядывает вам в глаза, ждет вашего ответа, он уже пытается построить полноценный речевой диалог. И этот диалог необходимо обязательно поддержать! Ведь во время гуления ребенок учится координировать одновременно голос и взгляд, что станет впоследствии основой любого социального контакта. Отвечайте малышу на его языке, всячески поддерживайте и поощряйте его первые “выступления”.
Третья стадия – лепет
По мере развития ребенка гуление затихает, и ему на смену приходит лепет. Обычно это происходит в возрасте 6-7 месяцев. Ваш малыш начинает произносить отдельные слоги “ба”, “ма”, “та” и пр. – сначала однократно, очень редко и как будто случайно. Постепенно слоги слышатся в его речи все чаще, они повторяются в виде цепочек: ба-ба-ба-ба, ма-ма-ма-ма.
Гуление и лепет очень важны для дальнейшего развития речи. Если их нет у вашего малыша, постарайтесь их активизировать.
Держа ребенка на руках, чтобы он хорошо видел движение ваших губ, повторяйте различные слоги, пойте ритмичные песенки, читайте простые стишки, а главное – как можно больше разговаривайте с малышом. Ему необходимо слышать взрослую речь. Однако это должны быть не просто разговоры, которые взрослые ведут друг с другом, а речь, обращенная именно к нему, к ребенку.
Стадия четвертая – первые слова
Итак, из лепета рождается слово…
На этом этапе (обычно он начинается в 11-12 месяцев) очень важно помочь ребенку в его словотворчестве. Именно сейчас малыш начинает ассоциировать слова с объектами окружающей среды, слова для него наполняются смыслом.
1. В этот период родителям нужно постараться выработать у малыша речевой автоматизм (на словах ДА, НЕТ).
Возьмите мяч, бросайте, катите ребенку:
- Поймал? ДА! (отвечаем вместе с ребенком)
- Поймал? НЕТ! (подкрепляем все словом, действием, эмоцией, утвердительно или отрицательно качать головой).
На этом этапе развития детей, логопеды советуют тренировать мышцы губ и щек. Для этого запаситесь различными свистульками, губными гармошками и научите малыша дуть в эти инструменты. Полезно и выдувать мыльные пузыри. Надувайте щеки, берите ладошки малыша, кладите на свои щеки, пусть он попробует какие они круглые, упругие, как мячик.
Еще один забавный способ потренировать мышцы губ и щек – это погримасничать вместе с малышом. Не стесняйтесь строить смешные рожицы, выразительно изображать самые разные эмоции (удивление, страх, радость, высовывать язык, шлепать по нему, облизываться, заводить губами мотор машины. Это упражнение помогает малышу в игровой форме научиться делать сильный ротовой выдох. Вы увидите, малышу очень понравится эта новая игра, и вскоре он начнет повторять за вами какие-то движения.
2. Звукоподражание – первые слова малыша до 2,5 лет. Подражая животным, проговаривайте с малышом четко медленно : му-му, ме-ме (давайте ребенку потрогать ваши губы, чтобы ребенок почувствовал вибрацию). За звукоподражанием следует звуковой жест, когда ребенок оречевляет действие. Кубики упали – БУХ! Машина поехала – БИ-БИ.
На этом этапе важно соединить работу рук и звукоподражания или звукового жеста.
Можно взять лист бумаги, либо это будет на песке, на доске и рисуете дорожку. По этой дорожке кто-то будет идти ( корова: му-му-му; либо машина: би-би-би).
(Игра с ракетой.
Любимых животных малыша прячем в мешочек. Спрашиваете: кто сегодня полетит на ракете? Ребенок достает из мешочка животного. Говорите малышу – это собака (медленно, четко).
Собака к ракете идет,
Песню красиво поет: тяу-тяу-тяу. (ведете собаку по дорожке к ракете.)
Слоник к ракете идет,
Песню красиво поет: ду-ду-ду.
Главное чтобы заработала связка: глаз-мозг-рука. Чтобы речь малыша была подчинена действию.
3. Мы мыслим действиями, поэтому важно вызвать у ребенка глагольную составляющую. Первые глаголы, первые действия – это ДАЙ и НА.
Повторяем несколько раз: Дай (мяч, кубик) – НА (мяч, кубик).
Особенно важно разговаривать с малышом во время игры. Не забывайте, что игра ориентирована именно на диалог, а не на ваш монолог. Можно, например, катать друг другу мячик, сопровождая это занятия комментариями: “Дай мячик! Покатился мячик к маме”. Выдержите паузу, дайте ребенку возможность включиться в разговор. “А теперь – на мячик!
В этот период очень полезно подкреплять слова определенными жестами. Для маленьких детей невербальное общение имеет еще большее значение, поскольку на определенном этапе для них это единственный способ «поговорить» с вами.
Сначала малыш учится воспроизводить жест, а потом – повторяет слово.
Слово “ДАЙ!” (мяч) обычно сопровождается таким жестом: протянуть руку ладонью вверх и несколько раз согнуть и разогнуть пальцы. Работаем рукой ребенка. При этом старайтесь почаще употреблять слова “ДАЙ!” (машину, мишку и т. д.)
Подобным образом можно научить малыша другим выразительным жестам, например, “Ладушки”, “До свидания”, “Покажи, какой ты большой (или большая)”. Не стесняйтесь детских жестов, например, показывания пальцем, а наоборот, помогайте ребенку освоить их.
4. Далее наращиваем номинативный словарь (существительные).
Это кто? – Это киса, баба и т. д.
Отрабатываем существительные в именительном и косвенном падежах. Обычно к 1,5 – 2,5 годам дети меняют окончания.
ДАЙ РУКУ. ДАЙ КИСУ. (делаем акцент на окончании).
5. Далее добавляем описание предметов.
Самые первые описания предметов – Большой (показываем жестом);
Маленький (показываем жестом).
- Кто маленький? (рукой малыша показываем на самого ребенка – Я маленький). Кто большой? (рукой малыша на взрослого – Ты большой).
Когда у ребенка в речи появятся эти простые слова: да, нет, дай, на, бух, би-би …. Он сможет выстраивать предложения, общаться с вами.
Уважаемые родители, хочется вам напомнить, что речь у детей — это не врожденная способность, она формируется под влиянием речи окружающих взрослых. Правильное развитие речи ребенка зависит от объема речевой практики, от обучения и воспитания детей с первых моментов их жизни.
Образец речи для ребенка дает его социальное окружение, то есть, вы уважаемые родители.