Лучший педагог года

Развиваем речь малышей

Валентина Ильина
Развиваем речь малышей

Опыт по развитию речи с детьми раннего возраста

Воспитателя группы №2 Ильиной В. И.

Я работаю с детьми раннего возраста более 40 лет. В последнее годы дети приходят в нашу группу в основном малоговорящие, их речевое развитие не соответствует возрасту. Хотя 2 – 3 ребёнка приходят с хорошо развитой речью. Причины недоразвитой речи могут разные : и наследственность, и перенесённые заболевания, и условия семейного воспитания.

Публикация «Развиваем речь малышей» размещена в разделах

Свою работу по развитию речи у детей я начинаю с установления эмоционального контакта с ребёнком. Изучаю его индивидуальные особенности, провожу диагностику развития речи : обследую параметры: понимание речи и активная речь. На основании выделенных проблем ставлю перед собой цель – способствовать развитию активной речи у детей. Начинаю свою работу по речевому развития детей с накопления представления об окружающем. Знакомлю детей с предметами ближайшего окружения: посудой, мебелью, игрушками, животными. Объясняю назначение предметов, читаю стихи, показываю картинки и реальные предметы в окружающем, Чтобы закрепить название слов, использую тематическое лото с изображением животных, игрушек, мебели и т. д. различные парные картинки, вкладыши. Когда дети находят и показывают предметы, происходит активизация слов в речи детей, слова переходят из пассивного словаря в активную речь. Использую различные словесные дидактические игры. Дети любят эти игры. Игровые действия в этих играх побуждают детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет малышей в правильном произношении звуков и слов. Такие игры на развитие голосового аппарата и звукопроизношение: «Кто как кричит», «Кто что делает», игры на развитие речевого дыхания : «Сдуй шарики». «Змейка «, «Насос», игры на развития речевого слуха : «Зайка зайка иди к нам», «Миша Миша приди», Игры на развитие артикуляционного аппарата: «Дудочка», «Часики», «Спрячь конфетку». Нравятся детям игры на произношении отдельных звуков: звук – с «СА – СА – к нам летит оса, звук з - ж «под зелёным под кустом ёжик строил себе дом», звук щ «щёки щиплет нам мороз, щиплет лоб и щиплет нос» и т. д. Важную роль в развитии речи детей играют пальчиковые игры Развитие мелкой моторики – это согласованные движения пальцев рук, умение ребё нка пользоваться этими движениями: держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, рисовать лепить. Ребёнок со скованными движениями неумелых пальцев отстаёт в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью, развивая пальчики ребёнка – мы развиваем его речь. Помимо игровых действий с пальчиками: «Сорока – сорока», «Этот пальчик в лес ходил», «Этот пальчик бабушка» и др. Я делаю массаж пальчиков у малышей – катаем каштаны, карандаши между ладошками. Детям нравятся игры – шнуровка, прищепки, рисование крупой, игры с нитью – разматывание и сматывание клубочка – паучки, бабочки. Используем игры с пазлами, конструктором, мозаикой. Очень нравится игра с платочком – медленно засовываем платочек в кулачок и с силой его вытягиваем. Помогают «разговарить» детей различные потешки, прибаутки, загадки, сказки. Русские народные игры и потешки способствуют развитию интеллекта и речи. Малышам полезно напевать песенки, делая массаж каждому пальчику, загибать их, повторяя слова снова и снова. Слова напеваются ритмично, выполняя движения руками в такт песенки. Очень важно играть весело, интересно меняя скорость и тембр голоса. Скоро дети запомнят связь между словами и движениями и сами будут повторять их со взрослыми. Сказки – эффективный фактор речи. Я всегда рассказываю, а не читаю детям сказки. При таком подходе я как бы разговариваю с каждым ребёнком, глядя ему в глаза, воспитывая тем самым важное умение – слушать и понимать речь. А инсценируя сказку, дети превращаются из слушателей в героев сказки с различными характерами. Концентрируя внимание ребёнка на игровое действие или персонаж, мы не заметно для него подталкиваем его к активной разговорной речи. Стараюсь использовать фольклорные произведения в различных режимных моментах: в самостоятельных играх –детям нравится, когда я укладываю куклу беру игрушку на руки начинаю ласково петь: баю бай, дети дружно повторяют и после таких обыгрываний малыши быстрее запоминают песенку и переносят её в повседневную игру. При умывании – водичка –водичка, при приёме пищи – курочка поела уточка поела а ты ещё нет? где твоя ложка съешь хоть немножко, при одевании – маша варежку надела. При укладывании спать. Работа по речевому развитию у наших малышей ведётся в течении всего дня пребывания ребёнка в группе. Кроме нод, работа в этом направлении проводится и на прогулке, в различных играх, беседах, наблюдении. Дети любят играть в подвижные игры с забавными стишками, которые активно стимулируют речь детей. Чем веселее и интереснее речевое сопровождении, тем больше игра нравится детям и эффективна в развитии речи. Стараюсь поговорить с каждым ребёнком в течении дня. Даю образец правильной, грамотной речи. Беседую о прошедших событиях в жизни малышей, рассматриваем сюжетные картинки, учу строить предложения из 3 -4 слов, что способствует развитию фразовой речи у детей. Предметно развивающая среда является необходимым условием для речевого развития ребёнка. Ведь для развития речи малышей имеет огромное значение организация интересной содержательной деятельности, в которой ребёнок приобретает опыт общения с взрослым и своими сверстниками. В нашей группе создана комфортабельная, уютная, рациональная обстановка, насыщенная разнообразными дидактическими средствами и игровым материалом и является основой для развития речи и действия ребёнка.

Работа по речевому развитию ведётся в тесном контакте с родителями. Ведь родители часто не знаю особенностей развития своих детей, соответствует ли их речевое развитие данного возраста и поэтому на первом родительском собрании о развитии детей раннего возраста такие сообщения вызывают открытие у многих родителей. Работа с родителями в этом направлении ведётся в разнообразных формах. Помимо родительских собраний, провожу различные индивидуальные беседы, консультации. В уголках для родителей помещаю различную информацию с рекомендациями по данному вопросу. Особенно большой интерес у родителей вызывает напечатанный материал с картотекой и правилами игры с пальчиками, дыхательной гимнастикой, игры на звукопроизношение. Часто берут домой, для себя копируют, потом рассказывают, как детям нравится дома играть в эти игры. Помогаю родителям разъяснить – чтобы заинтересовать ребёнка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, чтобы эта игра приносила радость малышу и была для него интересной, в противном случае, он откажется от игры, объясняю всю важность этих игр для речевого развития малыша. Рекомендую больше разговаривать с ребёнком, объяснять назначение предметов и действий с ними, говорить правильно, по –взрослому.

Итак, в процессе такой работы, пришедшие, не говорящие крохи начинают говорить сами, доставляя удовольствие родителям и педагогу. В конце учебного года провожу диагностику речевого развития и как результат речевое развитие заметно улучшилось : сопровождают речью игровые действия, по просьбе взрослого проговаривают слова, небольшие фразы, отвечают на простейшие вопросы, могут рассказать об изображённом на картинке, об игрушке, о событиях из личной жизни, знают стишки и подпевают песенки.

Публикации по теме:

Развиваем пальчики-развиваем речь «Развиваем пальчики – развиваем речь» У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени моторная недостаточность,.

Консультация для воспитателей «Играем пальчиками и речь развиваем»Консультация для воспитателей «Играем пальчиками и речь развиваем» В. А. Сухомлинский:Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. Пальчиковые игры и упражнения. Пальчиковые игры и упражнения.

Консультация для родителей «Играем — речь развиваем» В семье появился малыш! Всем хочется, чтобы он был самым умным, здоровым, красивым, учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли сделано.

Консультация «Развиваем мелкую моторику-развиваем речь» Моршанский район Консультации для родителей. Развиваем мелкую моторику - развиваем речь. Воспитатель.

Памятка для родителей «Тренируем руку — развиваем речь» У детей довольно часто наблюдается задержка развития речи, хотя они здоровы, не страдают нарушением слуха или поражением центральной нервной.

Папка — передвижка «Развиваем речь»Папка — передвижка «Развиваем речь» "Развитие речи детей в домашних условиях" Семейный опыт. Любим с папой мы читать, много нового узнавать. Чтобы очень умной стать,.

Развиваем речь детей с помощью мнемотаблицРазвиваем речь детей с помощью мнемотаблиц Прочитав много статей о мнемотехнике в детском саду,я решила их использовать в своей работе с детьми. Сейчас очень много детей с нарушением.

Режимный момент «Играем с пальчиками — развиваем речь»Режимный момент «Играем с пальчиками — развиваем речь» Режимный момент «Играем с пальчиками развиваем речь» Цель: Познакомить детей с пальчиковой гимнастикой, научить играть в неё, развивая при.

Родительская встреча «Играя пальчиками, развиваем речь» Цель: • Вооружить родителей первоначальными знаниями о значении пальчиковых игр в развитии речи ребёнка; • Заинтересовать проблемой. Участники:.

Фотоотчет «С куклами играем, речь развиваем»Фотоотчет «С куклами играем, речь развиваем» Дидактическая игра "Наряди куклу" Цель создания игры: -закрепление, уточнение и активизация словаря по лексической теме "Одежда"; -развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развиваем речь малышей
Опубликовано: 20 ноября 2015 в 22:57
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД