Папки-передвижки

Развивающая игра в условиях реализации ФГОС

Кондрашова Галина
Развивающая игра в условиях реализации ФГОС

Развивающая игра в условиях реализации ФГОС ДО.

Кондрашова Г. Н.

Успешность процесса введения ФГОС ДО в систему дошкольных образовательных учреждений и реализация закона «Об образовании в Российской Федерации» может быть обеспечена при создании в дошкольном учреждении условий, способствующих полноценному развитию у воспитанников таких качеств, как: любознательность, активность, интерес к новому, неизвестному в окружающем мире, самостоятельность, коммуникабельность, ответственность. При этом надо иметь в виду, что содержание этих понятий в последние годы наполнилось новым смыслом. Сегодня для ребенка важно не только овладеть знаниями и навыками, но и уметь использовать их в своей жизни, ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, разбираться в ситуациях разного типа на основе привитых норм деятельности и жизненного опыта. В соответствии с этими требованиями перед дошкольным образованием возникает вопрос: «Как организовать современный образовательный процесс, чтобы создать оптимальные условия для успешности ребенка в учебе и жизни во всех ее проявлениях без ущерба для здоровья?» Иными словами, сегодня нужны такие прогрессивные инновационные технологии в работе с детьми, которые бы могли помочь педагогу решить поставленную перед ним задачу.

Публикация «Развивающая игра в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах

В условиях реализации ФГОС ДО обучение детей происходит в игре. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребёнок имеет наибольшую возможность именно в игре быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать трудности, связанные с сюжетом игры, её правилами.

Игра – это не только удовольствие для ребёнка. С помощью игры можно развивать внимание, память, мышление. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает свои способности. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществления психологической замены реальных объектов. В развивающей игре создаётся базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому задачей педагога является расширение и обогащение игровой деятельности дошкольника.

Природа щедро одарила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Но в жизни мы часто видим совсем иное: слёзы детей, которым трудно учиться. Практика показывает, что не испытывают трудностей в учёбе те дети, которые уже до школы обладали высоким уровнем развития. Как получается разница в уровне развития? Учёные, исследуя дошкольников, убедились: чем моложе были дети, тем ближе они были по развитию, тем меньше отличались друг от друга.

К сожалению, большинство родителей, уделяя главное внимание в первые годы жизни малыша уходу за ним, питанию, одежде, не придают особого значения тому, какие условия они создают ребёнку для развития. «Придёт время, считают они,- научится всему». В действительности это далеко не так. Возможность развиваться не остаётся неизменной. Мозг ребёнка, составляющий при рождении всего 25% (по массе) мозга взрослого к 7 годам составляет уже 90%. Но количественный рост мозга мало зависит от характера деятельности ребёнка. Качественные же различия в развитии детей бывают огромными. Исследования швейцарского нейробиолога Холгера Хидена говорят о том, что мозг требует для своего полного развития, особенно на ранних стадиях, не только соответствующего питания, но и стимуляции. Нейроны, лишённые любого из этих факторов, особенно стимулирующей «учебной» среды, не могут формировать богатую сеть волокнистых соединений мозга и в конечном счёте атрофируются. (Вот почему не удавалось научить говорить детей, выросших в логове животных).

Развивающие игры детей стимулируют работу головного мозга. Этот процесс влияет на развитие мелкой и крупной моторики, развитие речи, социализации, осознания своей личности, эмоциональное благополучие, творческие способности, решение проблем и способность к обучению. Задача воспитателя – помочь организовать ребёнку свою деятельность, пойти собственным, уникальным путем, реализовать свою природу. Нельзя делать за ребёнка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. Подсказка – распространённая форма «помощи» детям, но она только вредит делу. Не лишайте ребёнка трудности и удовольствия сделать пусть маленькое, но открытие.

Для организации игры с ребёнком необходимо оценить его индивидуальные особенности. Если он легко и быстро справляется с заданиями, можно предлагать более сложные. Если затрудняется, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать ребёнка в том, что он что-либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники. Важно не только научить ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение.

Уже с первых лет своей жизни ребенок должен уметь играть. Об этом сегодня забывают многие родители и педагоги, которые используют современные методики раннего развития малыша. Они стараются пораньше научить его читать и считать, думая, что их ребенок вырастет умным и смышленым. Однако доказано, что речь, память, способность концентрироваться, внимание, наблюдательность и мышление развиваются именно в играх, а не в процессе обучения.

Обучение ребёнка вообще не может проходить вне игры, а любая детская игра, спокойная или активная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная, в итоге становится развивающей. Для этого лишь нужно, чтобы родители и воспитатели определили, какие способности, навыки ребёнка может развить игра и какой дидактический материал может эти навыки закрепить.

Развивающие игры основаны на таких принципах:

- сочетания игры и обучения;

- перехода от игры к активной познавательной деятельности;

- поэтапного усложнения игр и заданий;

- активации умственного развития ребёнка.

Характерные особенности развивающих игр:

1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью различных предметов (кубики, различные детали и т. д.).

2. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, чертежа, устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

3. Задачи имеют широкий диапазон трудностей и поэтому могут возбуждать интерес в течение многих лет.

4. Нельзя подсказывать ребенку способ и порядок решения задач ни словом, ни жестом, ни взглядом.

Главная особенность развивающих игр – объединение одного из основных принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности «самостоятельно по способностям».

А теперь о правилах, которые надо стараться соблюдать, чтобы игры осваивались успешно.

Первое условие успеха – улыбка, радость, похвала, искренняя заинтересованность в прогрессе ребёнка. При этом нельзя забывать, что перехваливание – похвала не по заслугам - может навредить, особенно в более старшем возрасте. Нужно уметь показать ребёнку резерв его возможностей, что можно делать ещё лучше. Развивающие игры требуют от взрослого не только похвалы, а конкретной оценки действий ребёнка (ты сегодня выполнил задание быстрее, чем вчера). К оценке важно привлекать и самого ребёнка (что сегодня тебе удалось, что не совсем получилось).

Второе условие – никогда не следует доводить занятия играми до пресыщения, до того, что ребёнку не хочется играть. Всякое давление вызывает у детей сопротивление, нежелание играть в те игры, которыми заставляют заниматься. Но это вовсе не означает, что надо просто ждать, когда у ребёнка возникнет желание играть. Надо создать условия для его возникновения.

Третье условие – ребёнок самостоятельно выполняет задание, нельзя во время выполнения задания делать замечания типа «Верно, не верно, молодец».

Вначале, когда ребёнок только знакомится с игрой, такие реплики даже помогают: окрыляют, побуждают работать внимательнее. Но потом ребенок начинает больше судить о своих действиях не по результатам своей работы, а по реакции окружающих. А это приведёт к тому, что у ребёнка не будет развиваться самоконтроль. Даже при оценке сложных работ не следует торопиться с указание на ошибки. Лучше сказать: «проверь ещё разок» или «я, кажется, вижу ошибку», но сразу не называем где и какая, а даем ребенку возможность исправить её самостоятельно.

Четвёртое условие – нельзя развивающие игры превращать в обычные, всегда доступные игрушки. Если игра становится доступной и привычной, то она теряет свою привлекательность. У детей очень многое зависит от случайностей: попалась игра на глаза – захотелось взять и поиграть, а не попадается – может надолго забыть о ней. Задача взрослых состоит в организации таких «случайностей».

Пятое условие – начинать игру с лёгких заданий. Когда ребёнок добирается до задания, которое не может выполнить, игра останавливается. В следующий раз начинаем игру с уже преодолённых (более лёгких) заданий и только в конце подойти к трудному, пока неодолимому. Если всё-таки и в этот раз не получается выполнить – пропустите неподатливое задание, возьмите следующее, оно не обязательно будет более трудным.

Обучение ребёнка вообще не может проходить вне игры, а любая детская игра, спокойная или активная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная, в итоге становится развивающей. Для этого лишь нужно, чтобы родители и воспитатели определили, какие способности, навыки ребёнка может развить игра и какой дидактический материал может эти навыки закрепить.

Уделяя развивающим играм достаточное количество времени, не перегружайте ребёнка. Использование развивающих игр помогает развить индивидуальные качества ребёнка, но не воспитать гения. Перегружая ребёнка заданиями можно отбить у него охоту учиться. Пусть игра будет источником пользы и удовольствия.

Используемый материал:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. (Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.) – М. : Мозаика-Синтез, 2014.

3. Б. П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры» Москва, «Просвещение», 1990

Публикации по теме:

Развитие речи дошкольников в условиях реализации ФГОС Развитие речи дошкольников в настоящее время является одной из приоритетных задач, стоящих перед ДОУ, так как современное общество предъявляет.

Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС до «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся.

Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОССистемно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС В условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена.

Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС Подготовила: воспитатель Муравлёва Галина Алексеевна Одним из требований к реализации основной образовательной программы является условие.

Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС является неотъемлемой частью процесса его профессионального совершенствования.

Предметно-развивающая среда. Развивающие игры Б. П. Никитина как средство познавательного интереса в условиях реализации ФГОСПредметно-развивающая среда. Развивающие игры Б. П. Никитина как средство познавательного интереса в условиях реализации ФГОС Центр ПДД. MG]/upload/blogs/detsad-914927-1511957021.jpg[/IMG] Развивающие игры Б. П. Никитина как средство.

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОСПреемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС Подготовила выступление МДОУ «Шелангерский детский сад «Родничок» Звениговского района Республики Марий Эл Аканаева Л. Г. Преемственность.

Работа с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Вишняк Наталия Работа с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Чепелева С. Л., Вишняк Н. А. С введением ФГОС ДО.

Театрализованная деятельность в условиях реализации ФГОС из опыта работы Одним из важных и главных условий развития личности ребёнка является развивающая среда. В каждой группе нашего детского сада оформлены и.

Здоровьесбережение дошкольников в условиях реализации ФГОС до Здоровьесбережение дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающая игра в условиях реализации ФГОС
Опубликовано: 7 апреля 2018 в 22:15
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД