Получи документы

Консультация для воспитателей «Развивающая педагогика оздоровления в дошкольной организации»

Нина Федулова
Консультация для воспитателей «Развивающая педагогика оздоровления в дошкольной организации»

Развивающая педагогика оздоровления в дошкольном

образовательном учреждении.

В настоящее время, в период совершенствования и обновления системы дошкольного воспитания, гуманизации педагогического процесса, особое значение придается охране и укреплению физического и психического здоровья детей, полноценному развитию личности ребенка. Это связано с угрожающим снижением уровня здоровья детей и подростков и крайне неудовлетворительной разработанностью системы его формирования, укрепления и сохранения.

Публикация «Консультация для воспитателей „Развивающая педагогика оздоровления в дошкольной организации“» размещена в разделах

Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. У дошкольника высокая чувствительность к воздействию факторов внешней среды. Состояние здоровья дошкольников России вызывает обоснованную тревогу. По данным Минздрава РФ, уже в дошкольном возрасте у значительной части детей (68%) возникают множественные нарушения функционального состояния, 17% детей имеют хронические заболевания и только один ребенок из трех остается здоровым.

Наряду с неблагоприятными воздействиями социально-экономических и экологических условий на рост, развитие и здоровье детей отрицательное воздействие оказывает и ряд педагогических факторов.

1. Интенсификация образовательного процесса.

2. Стрессовая педагогическая тактика.

3. Нерациональная организация учебной деятельности.

4. Несоответствие методик и технологий возрастным особенностям организма ребенка, его функциональным и адаптационным возможностям.

5. Недостаточная грамотность педагога в вопросах роста и развития, охраны и укрепления здоровья.

6. Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

7. Недостаточное использование возможностей физического воспитания в целях охраны и укрепления здоровья.

Решение этих задач требует реализации концептуальных идей.

1. Реализация основных положений Декларации прав ребенка, направленных на защиту здоровья и получение полноценного образования и воспитания.

2. Включение охраны здоровья детей в число приоритетных направлений деятельности органов образования, здравоохранения, социальной защиты при их тесном взаимодействии с общественностью и родителями.

В современных условиях лишь 13% молодых семей по своему экономическому, образовательному стажу, подготовке к выполнению родительских обязанностей способны обеспечивать необходимые условия для воспитания здоровых детей. Дошкольные образовательные учреждения помогают нивелировать часть неблагополучных факторов социальных, определяющих развитие и здоровье детей – дошкольников. Чрезвычайно важно внедрять новые образовательно-оздоровительные программы в работу дошкольного звена, поскольку в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья. Через организацию целенаправленной оздоровительной работы с дошкольниками появляется возможность воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи.

Важнейшая социально-педагогическая перспектива оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях связана с разработкой особого междисциплинарного научно-практического направления, которое называют развивающей педагогикой оздоровления. Это направление оформляется на «стыке» возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии. Внедрение развивающей педагогики оздоровления позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.

Основные черты, характеризующие направление:

-ключевым принципом оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход;

-в центре лежат представления о здоровом ребенке, понимаемом как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития;

-здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма;

-оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей;

-применение медицинских и психолого-педагогических методов.

Основанием единого телесного и духовного в жизни ребенка является совместная творческая деятельность педагога и детей, протекающая в форме живого эмоционального контакта.

Педагогу дошкольного учреждения необходимо в работе с детьми руководствоваться принципами оздоровительно-развивающей педагогики.

Принципы оздоровительно-развивающей педагогики.

1. Индивидуально-дифференцированный подход. Положение о необходимости комплексного применения оздоровительных мер с детьми дошкольного возраста общеизвестна. Стремление к комплексному подходу оправдано и понятно, тем более в оздоровительной работе.

2. Развитие творческого воображения – внутреннее условие при построении и проведении оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. Ребенок условно предстает лишь объектом тех или иных медицинских и педагогических воздействий, поскольку в действительности такого не бывает. Связь между этими воздействиями, состоянием здоровья и уровнем физического развития в принципе не может быть прямой и однозначной, она всегда носит опосредованный характер. И опосредует эту связь развивающаяся психика ребенка, ядром которой служит воображение.

3. Формирование осмысленной моторики. Выдающийся ученый А. В. Запорожец показал, что движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным. В развивающейся педагогике оздоровления следует придерживаться принципа «осмысления», т. е. вначале необходимо наблюдение за позой различных животных, людей, как «выразительной характеристикой» положения тела в пространстве. Это способствует освоению нужной позы, воспитанию здоровой осанки. Эффект развития осмысленной моторики может быть усилен, если ребенок вступает в своеобразный диалог с органами собственного тела как самостоятельно действующими «лицами». Упражнения помогут ребенку научить слушать свои органы, любить их, а они помогут ему стать здоровым, ощущать здоровье, не как словесную декларацию, а как изнутри осмысленную жизненную норму.

4. Создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности.

На нефизических занятиях педагог должен научиться вводить методы творческой оздоровительной работы : включать элементы массажа рук, называя это «лепкой скульптуры». Массаж следует применять на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, овладению навыками письма и т. д. Уверенность в том, что ребенок сам творит нечто новое, «лепит» свое тело, способствует развитию у ребенка чувства любви к своему телу, внимательного и бережного отношения к нему.

5. Формирование у детей способности к содействию и переживанию. Дети могут делать массаж не только себе, но и друг другу. Массаж становится формой невербального общения, где каждое прикосновение, каждое движение носит смысл адресованного обращения одного ребенка к другому.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений, следуя принципам при организации развивающей педагогики оздоровления, могут преодолеть противостояние медицинского и педагогического подходов к рассматриваемой проблеме.

Публикации по теме:

«Работа по организации здоровьесберегающей среды в старшей дошкольной группе» Организация здоровьесберегающей среды в группе строится через взаимодействие с родителями воспитанников и через различные формы работы с.

Использование информационно-коммуникационных технологий учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий, а особенно детей с ограниченными.

Моделирование маркетинговой деятельности в дошкольной образовательной организации Анализ возможностей и перспектив развития дошкольной образовательной организации в условиях рынка Оба корпуса ДОУ расположены в центре города,.

Музейная педагогика при организации предметно — пространственной среды в соответствии с ФГОС ДОУ.Музейная педагогика при организации предметно — пространственной среды в соответствии с ФГОС ДОУ. Музейная педагогика в ДОУ является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности.

Народная педагогика как основной источник дошкольной педагогики Проект «Народная педагогика как основной источник народной педагогики» Миссия проекта Проект предназначен для педагогов и родителей, психологов.

Организация методической работы с педагогическим коллективом дошкольной образовательной организации Несомненно, выбор формы и методов, обеспечивающих развитие профессиональных компетенций педагогов, зависит от решаемой задачи Организация.

План мероприятий в дошкольной образовательной организации посвященных «Дню неизвестного солдата» 1. Просмотр фильма «Неизвестный солдат». Просмотр документального фильма с детьми 6-7 лет 2. Беседы с детьми: «О неизвестном солдате» для.

Порядок организации целостного образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС до Знакомясь с публикациями авторов и разработчиков Стандартов, мы не раз находили материалы, касающиеся моделей организации образовательного.

Разработка и внедрение индивидуального образовательного маршрута воспитателя дошкольной образовательной организации «Разработка и внедрение индивидуального образовательного маршрута воспитателя дошкольной образовательной организации как модели построения.

«В детский сад с радостью». Родителям об адаптации детей к дошкольной организации Цель: Повышение уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах адаптации к дошкольной организации. Что необходимо.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развивающая педагогика оздоровления в дошкольной организации»
Опубликовано: 21 сентября 2015 в 22:55
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД