Оксана Прусакова
Развивающая предметно-пространственная среда. Центр сенсорного развития. Младшая группа с ЗПР (3–4 года)
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о важнейших свойствах предметов. Сенсорный, чувственный опыт является источником познания.
Сенсорное развитие. Задачи - вторая младшая группа ЗПР (от 3 до 4 лет):
1. Научить ребенка действовать с предметами по образцу педагогического работника.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда, Центр сенсорного развития, Младшая группа с ЗПР (3–4 года)» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Уголки и центры в группах
- Темочки
2. Научить узнавать и самостоятельно или при небольшой помощи педагогического работника находит основные цвета, формы, величины в процессе действий с предметами, и соотносить их по этим признакам.
3. Научить действовать с предметами, используя метод целенаправленных проб и практического примеивания.
4. Освоить умение пользоваться предэталонами ("как кирпичик", "как крыша", понимать и находить: шар, куб, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
5. Научить называть самостоятельно некоторые цвета и фигуры.
6. Проявлять интерес к играм и материалам, с которыми можно практически действовать: накладывать, совмещать, раскладывать.
Цели и задачи центра:
Основной целью создания Центра сенсорного развития является помощь детям с ЗПР в улучшении их сенсорных навыков и общих когнитивных функций. Дети с задержкой в развитии часто имеют трудности с восприятием окружающего мира, что затрудняет их взаимодействие с окружающими и обучение.
Наш центр направлен на:
- Стимуляцию сенсорных систем: создание условий для развития всех пяти органов чувств ребенка.
- Социальную адаптацию: поддержка детей в налаживании контактов со сверстниками и взрослыми, что важно для их социализации.
- Индивидуализированный подход: разработка и реализация индивидуальных программ обучения и развития, учитывающих потребности каждого ребенка.
В нашей группе для детей с ЗПР создан "Центр сенсорного развития". При организации центра учитывались следующие критерии: доступность, безопасность, эстетичность, соответствие возрастным особенностям.
В нашем центре находятся различные игры для обогащения сенсорного опыта детей:
• Зона тактильного восприятия: тактильные карточки, тактильный куб, сенсорные коробки с крупами и т. д., сенсорные мешочки, мячи Су-Джок, природный материал – шишки, камешки.
• Зона осязания и слуха: шумовые игрушки (бубны, колокольчики, шумовые коробочки с различными наполнителями (горох, фасоль, песок).
• Зона визуального восприятия: шнуровка, сортер, мозайка «Сложи квадраты», объемные пазлы, формочки для лепки.
Центр сенсорики в младшей группе предназначен для формирования представлений о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина).
• Для развития представлений о цвете. Игра «Цветные грибочки», сортеры.
• Для знакомства с формами. Плоскостные фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал).
• Для формирования понятия величины. Пирамидками, ёмкости разной величины и цвета.
• Для развития общей моторики рук. Шнуровка, мозаика (различной величины и формы, игры с прищепками стимулируют сенсорно-моторное развитие, развивают зрительное восприятие и мелкую моторику рук.
Работа в центре строится на основе современных подходов, включая методы арт-терапии, игротерапии и сенсомоторной интеграции. Педагоги, специалисты по раннему развитию и психологи работают в тесном сотрудничестве, чтобы создать благоприятную атмосферу для обучения и развития. Обучение в Центре сенсорного развития проходит в игровой форме, что позволяет детям чувствовать себя комфортно и раскованно. Интересные задания и активности не только развлекают, но и обучают, что особенно важно для детей с ЗПР.
Создание Центра сенсорного развития стало важным событием для нашего образовательного учреждения. Это не только пространство для развития, но и место, где каждый ребенок, независимо от своих навыков и способностей, может почувствовать себя комфортно и уверенно. В будущем мы планируем расширять наши программы и методы работы, чтобы сделать обучение еще более доступным и увлекательным для всех детей.