Луженкова Надежда
Развивающая предметно-пространственная среда группы раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Создавая развивающую предметно-пространственную среду, я учитывала требования ФГОС. Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы раннего возраста :
- содержательно - насыщенна, развивающая; - трансформируема;
- полифункциональная; - вариативна; - доступна; - безопасна;
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных развивающих центров, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда группы раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» май 2017
А также старалась сделать развивающую предметно-пространственную среду разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка.
Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
1. Центр двигательной активности:
Особое внимание уделяется развитию потребности в движениях. Для этого отведено большое пространство в группе, имеется различное оборудование:
Для развития таких основных видов движений как ходьба, бег, равновесие
Оборудование для ходьбы, бега, равновесия:
• гимнастическая скамейка, бревно (ширина 20-25 см. ,
• дорожка, коврик (ширина 20см, длина 2-3м. ,
• модуль «Змейка» (длина 100см, высота 15 см. ,
обруч большой (диаметр 95 см).
• Прыгалки, обручи, каталки, резиновые ослы, машины каталки,
Для развития таких основных видов движений как ползание, лазание, прыжки, катания, бросания, метания
Оборудование для ползания, лазания:
• воротца (высота 30-40 см. ,
• горка со ступеньками и пологим спуском,
• гимнастическая лесенка.
Оборудование для прыжков:
• мат детский напольный.
Оборудование для катания, бросания, метания:
• набивные мешочки, тряпичные мячи, комочки,
• мячи крупные, надутые,
• мячи небольшого размера,
• мячи маленького размера.
Также имеется оборудование для выполнения общеразвивающих упражнений - флажки, султанчики, платочки, гимнастические палки;
для профилактики плоскостопия - массажные дорожки,
для проведения утренней гимнастики, для организации подвижных и самостоятельных игр детей – снежки, грибочки, морковки, цыплята, шишки.
Все оборудование подобрано с учетом возрастных особенностей детей, ярко оформлено, доступно руке ребенка. Дети самостоятельно могут менять содержание центра, выбирать то или иное оборудование для игр, использовать его в других центрах группы.
С помощью Многофункционального Напольного сухого бассейна реализуем несколько задач, для развития общеразвивающих упражнений как ползание, прыжки, равновесия; для снятия эмоционального напряжения; сенсомоторного развития
2. Центр конструирования
•
Строительный деревянный конструктор: из разных конфигураций (кубик, кирпичик, пластина, цилиндр, конус, со схемами для создания несложных построек (башенки, домики, дорожки,
• Конструкторы пластмассовые,
• Комплект больших мягких модулей,
• Набор пластмассового конструктора,
• Конструктор ЛЕГО среднего размера.
• Наборы игрушек: предметные игрушки, соразмерные масштабам построек: маленькие машины, животные и т. д. для обыгрывания постройки,
С помощью этого оборудования в центре конструирования мы решаем следующие задачи:
В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр, с вариантами расположения строительных форм на плоскости.
Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно.
Способствовать пониманию пространственных соотношений.
По окончании игры приучать убирать все на место.
Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами.
Учить совместно с взрослым конструировать башенки, домики, машины.
Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.).
3. Центр игровой деятельности
Оборудования для кукол:
Мебель для игр с куклами (кухня, стол, стульчики, кроватки, шкаф для белья, трюмо, сидячая коляска из пластмассы, сидячая коляска из текстиля – 2 шт., набор овощей и фруктов, набор кукольной аптечки, гладильная доска, утюги, швейная машинка.
Куклы игровые:
Пупсы из мягкого материала,
Кукла в одежде по сезонам
Резиновые пупсы для купания
Одежда для кукол:
Комплекты одежды для кукол, головные уборы, платье,
В центре игровой деятельности мы решаем следующие задачи:
Формировать умение действовать с игрушками, предметами ближайшего окружения в соответствии с их особенностями и назначением; подражать игровым действиям взрослого, отображать в игре по подражанию, образцу знакомые жизненные ситуации.
Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость (обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, поощрять умение пожалеть, посочувствовать).
Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предмета
4. Центр художественно-эстетического развития
В этот центр мы разместили:
• Музыкальные инструменты: металлофон, барабан, колокольчики, музыкальные молоточки, трещотки, погремушки;
• Атрибуты:, платочки, ленточки, султанчики, флажки, листочки, погремушки;
• Магнитофон, СD и аудиоматериалы для организованной образовательной деятельности,
С помощью этого оборудования мы решаем такие задачи:
Учить детей называть музыкальные инструменты.
Развивать умение различать звуки по высоте и динамике.
Упражнять в подпевании, выполнении несложных танцевальных движений.
Ряженья используем как для обыгрывания сюжетных игр («Парикмахерская», «Дом», так и для инсценирования сказок, потешек, музыкальных игр. Элементы костюмов, аксессуары позволяют ребенку направленно изменять свой облик и наблюдать эти изменения.
Куб с эмоциями - Учить детей передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики. Воспитывать способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
• Материал для ООД:
• Листы бумаги, карандаши, фломастеры, краски, кисти, пластилин, клеенки, дощечки для лепки,
• Мольберт для рисования мелками, фломастерами, белые обои;
• Шаблоны:
• Шаблоны для рисования, контуры для обведения;
• Раскраски:
• Рисунки для раскрашивания карандашами, фломастерами, листы бумаги для рисования,
С помощью этого оборудования мы решаем такие задачи:
Учить детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные,
Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать: по окончании рисования класть их на место
Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов
5. Центр речевого развития
Ярко красочные книги предметные и сюжетные картинки, речевые кубы. В этом центре наблюдая за детьми можно сказать что дети очень любят рассматривать предметные речевые картинки :
Транспорт, дикие - домашние животные, игрушки;
Речевые кубы:
По сказке «Репка»; транспорт, игрушки, домашние животные и их детеныши, собери картинку, картинки с действиями отвечает на вопрос что делает?
Художественные произведения, книги:
Книги (народные песенки, сказки, авторские произведения, потешки) с яркими красивыми иллюстрациями для рассматривания;
Музыкальные книги, речевые книги,
Альбомы для рассматривания картин:
«Овощи»,
«Фрукты»,
«Птицы»,
«Насекомые».
«Деревья»
Все это нам помогает реализовать следующие задачи:
Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах.
Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.
Любимые сказки, потешки, прибаутки мы обыгрываем при помощи видов театра: Театр «Би-ба – бо», пальчиковый театр, театр игрушек, платковый театр, плоскостной театр; театр на резинках
Атрибуты для театра:
Костюмы: кошка, дракончик, светлячок, различные шапочки для создания образов сказочных героев;
Для этого мы реализуем следующие задачи:
Учить детей с помощью воспитателя инсценировать сказку, передавая характер героев.
Снятие эмоционального напряжения.
Удовлетворение потребности в речевой, двигательной активности
6. Центр для самостоятельной деятельности детей
Оборудован набором машин:
Маленькие машины, машины среднего размера, большие машины, инструменты для починки машин, заводные игрушки, игрушки - забавы
Веселая карусель
Это оборудование нам необходимо для реализации таких задач:
Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним. Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами.
7. Центр детского экспериментирования
Дети очень любят игры с водой и песком для этого у нас оборудован стол для игр песком и водой
Атрибуты для игр песком и водой:
Набор игрушек: ведерки, лопатки, совочки, грабли, различные формочки; рыбки, сачки, формочки (замораживание, различные емкости (наливание, переливание, лодочки, заводные игрушки (для игр с водой, утята, черепашки
Природные материалы: песок, камушки (крупные, ракушки.
Материал: фартуки
Картины: «Зимний пейзаж», «Зимние забавы»
Все это нам необходимо для реализации следующих задач:
Учить детей наблюдать за объектами живой и неживой природы.
Стимулировать любознательность.
Учить называть свойства песка и воды, играть с ними.
Способствовать проявлению положительных эмоций, снятию мышечного и эмоционального напряжения, через игры с песком и водой.
8. Центр настольно печатных и развивающих игр
Большое значение мы уделили центру настольно печатных и развивающих игр, где дети очень любят находится и играть в различные виды игр.
Сенсомоторный стол
Пирамидки:
пирамидки разной величины (деревянные, пластмассовые, пирамидка конструктор, пирамидки – матрешка, пирамидки по форме (квадрат, круг, треугольник)
Большая напольная пирамидка 1м.
Напольная пирамидка 50 см.
Рамки и вкладыши: овощи, транспорт, игрушки, сказочные герои,
Кубики 4шт. для складывания целостной картины,
Шумовой ранец,
Дидактический домик,
Шнуровки, застежки, пуговки,
Вкладыши с геометрическими фигурами, «Волшебные мешочки наборы фигурок в мешочках из текстиля для узнавания на ощупь»,
Коврограф
Крупные, средние мозаики,
Сортеры для сравнения по величине, различия количества «один - много»
Цветные прищепки,
Пирамидки – вкладыши,
Все это оборудования нам помогает решить такие задачи:
Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей.
Развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков — цвет, форма, величина).
Развивать мелкую моторику
9. Центр уединения
Для снятия эмоционального напряжения, удовлетворять потребность в желании побыть одному
Мягкие игрушки, ширма, фотоальбом
Дидактическое полотно со шнуровками, застежками, молниями.
Мягкие сенсорные игрушки:
«Крокодил», «Пирамидка», «Цветок»