Приложение МААМ

Развивающие игры для развития речи для детей 2–3 лет

Любовь Терещенко
Развивающие игры для развития речи для детей 2–3 лет

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ для детей 2 – 3 лет

Моя одежда

Цель. Расширять у ребенка активный словарь по теме «Одежда».

Ход игры. Во время сборов на прогулку, одевания после сна называть предметы одежды (рубашка, трусы, колготки, майка и т. п.).

Разложить перед ребенком предметы одежды и попросить назвать каждый из них. При этом задавать малышу вопросы: «Что это?»

Покажи носик (Части тела)

Публикация «Развивающие игры для развития речи для детей 2–3 лет» размещена в разделах

Цель. Помочь ребенку запомнить слова, обозначающие части лица, способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук.

Ход игры. Показать и назвать части лица самого ребёнка, а также игрушек: куклы, собачки, медвежонка.

Попросить ребенка показать на себе, где находятся разные части тела: глаза, лоб, нос, волосы, спина, живот, руки и ноги.

Затем дать задание малышу показать эти же части лица на кукле, на игрушке зверюшке.

Кукла Ляля

Цель. Помочь ребенку расширить запас понимаемых слов, обозначающих разные действия.

Ход игры. Потребуются кукла, кукольная кроватка, тарелочка, ложечка, коляска для куклы.

Показать ребенку разные варианты игровых действий: уложить куклу спать, покормить с ложки, покатать в коляске. Все свои действия комментировать.

Предложить ребенку: «Покорми куклу», «Положи куклу в кроватку», «Покатай куклу в тележке».

Вытри Ляле носик

Цель. Учить отображать в своей игре часто наблюдаемые в жизни действия, расширить словарь понимаемых слов.

Ход игры. Взять куклу и носовой платок. Указав на куклу, сказать ребенку: «У Ляли грязный носик. Вот платок. Вытри Ляле носик».

Ребёнок будет сам прикладывать носовой платок к носу куклы.

Сборы на прогулку

Цель. Расширять активный словарь ребёнка, учить употреблять слова-признаки.

Ход игры. Перед прогулкой разложить уличную одежду ребенка на стульчике. Сказать: «Сейчас мы пойдем гулять. Где у нас лежит шапка? Вот она. Какая она пушистая – потрогай ручками! Давай наденем шапку на головку. Вот так! Посмотрись в зеркало. Какая шапочка красивая – синяя синяя! А это – ленточки у шапки. Мы сейчас завяжем ленточки, чтобы ушкам было тепло. Вот так! Тепло? Тепло!»

Обед для зверей

Цель. Развивать понимание ребенком обращенной к нему речи.

Ход игры. С помощью игрушек зверюшек, игрушечного столика и посуды организовать игру с кормлением зверей. Сказать детям, что звери проголодались. Предложить накормить их обедом. При этом вести диалог:

– Вот кошечка бежит – топ топ топ! (Двигать игрушечную кошечку.) Что она говорит?

– Мяу мяу! Кушать хочу!

– Садись, кошечка, за стол! (Посадить кошку за игрушечный столик.)

– Это кто идет вперевалочку? Мишка шагает – топ топ, топ топ! Что он говорит?

– Э э э! Кушать хочу!

– Садись, мишка, за стол! (Посадить мишку за игрушечный столик.)

Можно посадить за стол собачку, зайчика, обезьянку и дать всем по тарелочке и ложечке, обсудив предварительно, что в тарелке «налит суп».

Кто что делает?

Цель. Учить понимать вопросы, обращённые к ребёнку.

Ход игры. Взять сюжетные картинки, например: мальчик ест, девочка спит, дети играют с мячом. Показать детям эти простые картинки и рассказать ему, кто на них изображен и что делает.

По этим картинкам задать детям вопросы: «Кто это?» и «Что делает?»

Волшебный мешочек (Что в мешочке)

Цель. Расширять активный словарь.

Ход игры. Потребуются мешочек из яркой ткани и небольшие игрушки. Показать детям мешочек и сказать, что он не простой, а волшебный: сейчас из него появятся разные игрушки. Вынимать из мешочка игрушку, например, лисичку, называть ее, а затем передавать малышу.

Доставая из мешочка следующую игрушку, например, кубик, назвать и его. Так одну за другой достать из волшебного мешочка 3–4 игрушки, назвать их и отдать ребенку для рассматривания.

Когда дети рассмотрят все игрушки, попросить его убрать игрушки в мешочек. При этом называть одну за другой, а ребенок пусть кладет их по очереди в волшебный мешочек.

Кто это?

Цель. Расширять активный словарь, развивать память.

Ход игры. Взять картинки с изображениями мальчика, девочки, мужчины, женщины. Разложите их перед детьми и называть каждую: «Это тетя», «Это дядя», «Это мальчик», «Это девочка».

Попросить показать сначала мальчика, потом девочку и т. д. Когда дети правильно покажут картинку, отдать ее ему.

Можно продолжить игру, попросив ребенка вернуть вам картинки: сначала мальчика, потом девочку, затем тетю и дядю. Получив картинки, разложить их в два ряда на столе, а затем скажите: «Спрячу девочку!» и перевернуть картинку обратной стороной кверху; «Спрячу мальчика!» и перевернуть следующую картинку и т. д.

Попросить детей вспомнить : «Где спрятался мальчик?», «Где тетя?» и т. д. Дав ответ, дети могут сами перевернуть картинки рисунками кверху. Если они ошиблись, надо самим правильно назвать картинку. Если же ребенок выберет картинку правильно, похвалить.

Аналогично проводить игры с картинками, на которых изображены домашние (кошка, собака, корова, лошадка) или дикие (медведь, лиса, волк, заяц) животные.

Что делает?

Цель. Расширять активный словарь за счёт глаголов

Ход игры. Взять сюжетные картинки: кошка спит, кошка ест из миски, кошка играет с мячиком. Разложить их перед детьми и попросить показать, где кошка спит, где играет, а где ест.

Можно предложить детям показать картинки с мальчиком: мальчик бежит, прыгает, плавает, ест ложкой из тарелки, пьет из чашки, едет на машине, рисует, играет с воздушным шариком, умывается, плачет и т. п. (для одной игры – не более пяти картинок).

Слушай и выполняй

Цель. Закрепить в активном словаре слова, обозначающие действия, развивать память.

Ход игры. В повседневном общении, в играх называть и показывать самые разные действия. Так, показать, как можно кружиться на месте, прыгать, поднимать и опускать руки, приседать и т. п.

Затем попросить детей выполнить ваши команды. Команды могут быть следующими: «Сядь встань попрыгай»; «Встань подними руки вверх опусти руки сядь»; «Попрыгай покружись присядь»; «Топни ножкой похлопай в ладошки беги ко мне».

Покажи и спрячь

Цель. Развивать у детей понимание грамматических форм слов: родительного падежа множественного числа существительных, значение предлога «в», вопросительного слова «где».

Ход игры. Взять два кубика, два мячика, две матрешки, две машинки. Разложить игрушки на столе и попросить ребенка выбрать те из них, которые вы назовете, а затем спрятать их в коробку. Например, сказать: «Спрячь в коробку кубики», а когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте: «Нет кубиков. Где кубики? Там – в коробке».

Такие же действия произведите с остальными игрушками.

Игрушки шалуны

Цель. Развивать понимание предлогов

Ход игры. Использовать для игры любую мягкую игрушку, например, кошечку. Взять игрушку и сказать ребенку, что сегодня кошечка расшалилась:

Скачет, прыгает, играет,

А куда – сама не знает.

Посадить кошку ребенку на плечо (при этом придерживайте ее) и спросите: «Где киса?», а затем сами ответьте: «На плече». Затем посадите игрушку на голову ребенка и вновь спросите: «Где киса? На голове». Кошку можно посадить ребенку на колени, на ладошку.

Точно так же кошечка прячется под разные предметы мебели, а вы комментируете ее действия: «Киска под столом, под стулом, под кроватью» и т. д.

В следующий раз кошечка будет прятаться за какие либо предметы: за шкаф, за кресло, за спину, за дверь, за занавеску.

И наконец киска устала шалить и легла отдохнуть. Вот она лежит у воспитателя, у Лены, у Кирилла и у самого ребё нка на коленях и поет песенку: «Мур мур мяу! Мур мур мяу!»

В следующий раз проведите игру с птичкой, подвешенной на нитке, которая «летает» по комнате и садится на разные предметы, игрушки и людей.

У нас машины разные

Цель. Помочь выучить стихотворение.

Ход игры. Возьмите для себя и для ребенка по кольцу от большой пирамиды или игры «Серсо» – это будут рули ваших автомобилей.

«Поезжайте» по кругу, вращая в руках руль. При этом читайте стишок:

У нас машины разные – би би, би би, би би,

И желтые и красные – би би, би би, би би!

Машины за машинами – би би, би би, би би!

Шуршат машины шинами – би би, би би, би би!

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Игры для развития речи у детей второй группы раннего возраста Два года – это критический период в речевом развитии ребёнка. От того, как в этот сензитивный период (этап возрастного развития ребёнка,.

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

Автор публикации:
Развивающие игры для развития речи для детей 2–3 лет
Опубликовано: 18 апреля 2025 в 17:04
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развивающие игры для развития речи для детей 2–3 лет» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Терещенко (УИ 90425) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 мая 2025 среда
15 мая 2025 четверг
Всероссийская акция с 15 мая по 15 июня!
Купить готовые конспекты: конспекты по экологии с дидактическими играми и наглядным материалом для проведения занятий.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных