Приложение МААМ

Развивающие игры с использованием приемов ТРИЗ

Ольга Тарасова
Развивающие игры с использованием приемов ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Развивающие игры с использованием приемов ТРИЗ

Пояснительная записка

Часто в беседах мы привычно киваем головой, когда речь заходит

о том, что чей-то ребёнок может часами фантазировать, а другой –

не в состоянии сообразить, как можно одновременно увидеть два солнца.

И тут же звучит объяснение: "Одному дано, а другому – нет". Однако подавляющее большинство людей не сомневается, что способности можно развивать независимо от их исходного уровня.

Публикация «Развивающие игры с использованием приемов ТРИЗ» размещена в разделах

Различают исполнительские и творческие способности. Исполнительские способности – это способности, которые дают возможность и навыки, а творческие – позволяют расширить, углубить, заново переосмыслить имеющиеся знания.

Проблемой развития творческих способностей детей серьёзно занимаются сегодня и психологи, и педагоги, и родители.

Обозначились несколько путей решения этой проблемы. Одни специалисты подробно изучают структуры и качество творческого мышления и воображения. В последние годы выпускается довольно много детских книг, учебников, пособий с логическими заданиями по развитию памяти, внимания, мышления и воображения. Другие педагоги увлеченно творят вместе с детьми - лепят, рисуют, играют, прививая детям вкус

к творчеству.

Основным педагогическим средством развития творческого (системного) мышления правомерно считается дидактическая игра. Развитие творческого воображения и ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) дают уникальные возможности, позволяя улучшать старое и создавать новое. Фундаментом творческих способностей является развитое, хорошо управляемое творческое воображение. Генрих Саулович Альтшуллер, автор разработанной в нашей стране ТРИЗ, утверждает, что творческое воображение развивать просто необходимо, особенно у детей. Дети всё равно сочиняют и выдумывают, так почему бы их не научить, как это делать?

Игра – эффективный способ обучения детей младшего школьного возраста. Через специальные игры, задания можно ознакомить детей

с тризовскими приемами, методами и инструментами творчества.

В качестве обязательных элементов эти игры должны содержать изобретательские задачи.

Данный дидактический материал предлагает описание тризовских игр, которые можно включать в занятия или конкурсные программы. Игры разделены по блокам. Каждый блок преследует определенную цель. Педагог в своем занятии может использовать одну или несколько игр из определенного блока, в соответствии с целью занятия. Возраст обучающихся – от 7 до 10 лет.

Цель - использование дидактического пособия как средства формирования творческого мышления ребёнка.

Сборник игр

Цель: научить систематизировать и выделять существенные свойства предметов, делить объекты на группы по заданному основанию. Сформировать умение выбирать основание для классификации предметов

с противоположными свойствами по заданным признакам.

Игра "Аукцион".

Все обучающиеся стоят. Педагог показывает какой-либо предмет (книгу, цветок, игрушку, др.) и предлагает обучающимся по цепочке называть признаки, отвечая на вопросы какой, что делает?. Если обучающийся повторяет уже сказанное или затрудняется ответить,

он садится. В конце игры остается один обучающийся-победитель.

Игра "Цепочка".

(Проводится в кругу). Педагог бросает мяч и называет любое слово (существительное). Обучающийся возвращает мяч или передает мяч другому, называя признак или действие данного объекта (прилагательное). Следующий придумывает другой объект, обладающий таким же признаком или действием, и бросает мяч следующему обучающемуся. И т. д.

Пример: Облако - белое – вата– мягкая – трава – гладкая – бумага – лёгкая – задача – длинная – верёвка – мокрая – земля – грязная – одежда – дорогая – ваза – стеклянная.

Игра "Поезд".

Обучающиеся называют любые слова. Педагог записывает 10-12 слов в строчку на доске. Это поезд, состоящий из слов-вагонов. Но вагоны должны быть хорошо сцеплены между собой: слова должны иметь сходство.

Задание: записать в тетради общие признаки каждой рядом стоящей пары.

Пример: На доске записаны слова: музыка – игра – лягушка – карандаш – и т. д. Признаки сходства: музыка и игра – их придумывают люди; игра и лягушка – бывают подвижными; лягушка и карандаш – бывают зелеными и т. д.

Цель: научить находить даже самые тонкие, невидимые связи, соединяющие далёкие на первый взгляд предметы и явления.

Игра "Паутинка".

Педагог называет два предмета (явления). Обучающиеся по-очереди объясняют, каким образом эти системы взаимосвязаны. Ответы могут быть в письменной форме.

Пример: Сено и авторучка

Варианты ответов:

а) ручка выпала и затерялась в сене;

б) новая игра: отыскать авторучку в стоге сена;

в) пейзаж со стогом сена, нарисованный авторучкой;

г) идею создания авторучки изобретателю подсказала соломинка

с водой внутри.

Игра "Четвертый лишний".

На доске – рисунки с изображением предметов. Нужно исключить лишнее и аргументировать, почему. (Например, изображены: яблоко, апельсин, банан, помидор. Классический вариант ответа: "Помидор – лишний. Это овощ, а все остальное фрукты).

Возможные основания для сравнения: цвет, стоимость, вкус, где растёт, количество букв в обозначенном слове и др.

Игра "Путаница".

Обучающиеся делятся на две группы. Одна группа записывает

на отдельных листочках имена существительные, другая глаголы. Затем педагог наугад берет листочки из каждой группы и записывает полученное сочетание. Например, "стол летает", "мороженое танцует", "облако стреляет" и т. д.

Нужно:

а) попытаться объяснить последствия получившихся нелепиц;

б) объяснить, как такое может быть на самом деле, используя переносное значение слов и аналогии. Например, объяснить, как дождь может играть – стук капель напоминает игру на барабане, и можно сказать, что дождь играет.

Цель: развивать ассоциативное мышление, привить навыки выхода

за рамки привычных цепочек рассуждений, борьбы с психологической инерцией.

Игра "Теремок".

На что похож предмет? Дать как можно больше обоснованных ответов. Обычно задание такого типа используются для "приобретения билетов в сказочную страну" (или на машину времени, или в страны Загадок).

В теремке живет …. Показывается или называется предмет. Если вы хотите получить билет, нужно доказать, что один из имеющихся у вас предметов похож на хозяина теремка, и рассказать, чем он похож.

Например, в теремке поселился мел. Ответ: Лист бумаги на него похож тем, что тоже белый, ручка – тем, что пишет, пенал имеет такую же форму и т. д.

Игра "Отгадай-ка".

Обучающийся выходит из класса, коллективно загадывается какой-либо предмет. Когда отгадчик возвращается, все по очереди называют, на что похож этот предмет. Нужно отгадать, какой предмет задан.

Игра "Превращение".

Представить, что класс заколдовали и превратили, например, в (море, лес, город, стройка, театр и т. д.). Каждая группа получает название того,

во что превращается класс, и задание по превращению предметов, находящихся в классе.

Например: Дано – лес. Что есть в лесу (трава, деревья, звери, овраги, мох, гнезда птиц, норы животных). Перечисляется, что в классе похоже на перечисленные объекты.

Игры "Ассоциации" или ассоциативные цепочки.

а) Ассоциации по смежности.

Педагог называет предмет или явление, а обучающиеся приводят примеры непосредственно связанных с ним объектов:

в пространстве: глаз – очки, ресницы, брови; туча – молния, дождь.

во времени: утро – восход солнца, роса, подъем и т. д. ; болезнь – высокая температура, кашель, лекарство и т. д.

б) Ассоциации по подобию:

Мяч – солнце, мыльный пузырь, глобус, воздушный шар и т. д.

Море – пустыня, остров, государство.

Подобного цвета – зола, кот, ночь, ручка, волос.

Вызывающие такие же эмоции: радость – пятёрка, каникулы, подарки, праздник

Выполняющие подобную работу: утюг – ветер, расческа, бульдозер.

в) Ассоциации по контрасту (противоположные объекты)

экватор – северный полюс, высокая гора – морская впадина, пустыня – тайга.

Цель: научить видеть хорошие и плохие (полезные и вредные свойства) предмета, явления, их взаимосвязь.

Игра "Суд".

Обучающиеся делятся на две команды. Организуется суд над каким-либо объектом (портфелем, конфетой, морозом и т. д.). Одна команда "прокуроров" указывает на отрицательные стороны объекта, а другая "адвокаты" - на положительные. Ответы оцениваются баллами

или фишками.

Игра "Спор".

Задается ситуация, в которой возник спор между сказочными персонажами о достоинствах чего- либо. Каждая команда представляет свой персонаж. В конце делается вывод, разрешаются найденные противоречия.

Пример: Незнайка спорит со Знайкой, утверждая, что все тучи надо обстреливать специальными снарядами, т. к. от дождя только одни неприятности. Знайка утверждает, что дождь приносит пользу, поливая растительность.

Заключение

Игры, описанные в данной работе – лишь пример того, как можно

на основе некоторых приемов ТРИЗа использовать стандартный учебный материал для формирования нестандартного творческого мышления, научить детей приёмам прикладной диалектики.

Такой подход к обучению повышает интерес обучающихся, формирует творческие способности, рационализаторское мышление. уверенность в себе и в своих силах.

Список литературы

1. Альтшуллер Генрих. Найти идею. Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач/ Г. Альтшуллер. - Москва: Книжный мир

2. Иванов Г. И. Денис-изобретатель. Книга для развития изобретательских способностей детей младших и средних классов (сборник)/ Г. И. Иванов. – Москва: ИГ "Весь",

3. Саламатов Ю. П. Как стать изобретателем. 50 часов творчества. - М. : Просвещение, 1990.

Публикации по теме:

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Фрагмент родительского собрания «Развивающие игры ТРИЗ» Цель: дать родителям представление о технологии и приёмах ТРИЗ Оборудование: презентация. Недавно состоялось первое в этом учебном году.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Конспект НОД для детей средней группы «Что мы знаем о животных?» с применением приемов ТРИЗКонспект НОД для детей средней группы «Что мы знаем о животных?» с применением приемов ТРИЗ «Что мы знаем о животных?» Задачи: - Расширять представления детей о домашних и диких животных с применением графической и символической.

Конспект НОД в старшей группе с использованием ТРИЗ — технологии «Путешествие в зимний лес» Образовательная область: «Речевое развитие» Цель: развивать речь детей, сформировать умение соотносить увиденный на картине зимний пейзаж.

Конспект ООД по ИЗО с использованием ТРИЗ-технологии в старшей группе «Снеговик» Программное содержание: - упражнять в комбинировании двух различных техник при объемном изображении выразительных образов снеговика; - развивать.

Коррекционная работа в старшей группе с ТНР в свете решения ФГОС до с использованием методических приемов Н. Н. ЕфименкоКоррекционная работа в старшей группе с ТНР в свете решения ФГОС до с использованием методических приемов Н. Н. Ефименко Вот уже несколько лет я веду кружковую работу по горизонтальному пластическому балету. Ведь не секрет, что дети с задержкой речевого.

Мастер-класс игры и пособия с использованием методов технологии ТРИЗ — круги Луллия «Кто что ест?»Мастер-класс игры и пособия с использованием методов технологии ТРИЗ — круги Луллия «Кто что ест?» «Кто что ест?» Мастер – класс игры и пособия с использованием методов технологии ТРИЗ - Круги Луллия. Методы теории решения изобретательских.

Мастер-класс коллективного панно с использованием приемов оригами «На морском дне»Мастер-класс коллективного панно с использованием приемов оригами «На морском дне» В рамках реализации тематической недели «Вода вокруг нас» мы с детьми сделали коллективное панно «На морском дне». Цель: продолжать учить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающие игры с использованием приемов ТРИЗ
Опубликовано: 17 декабря 2021 в 11:23
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развивающие игры с использованием приемов ТРИЗ» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Тарасова (УИ 2859482) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД