Получи документы

Развивающие технологии: модели организации интеллектуально-познавательной деятельности, методы и приемы

Галия Актау
Развивающие технологии: модели организации интеллектуально-познавательной деятельности, методы и приемы

Создание условий для экспериментальной деятельности детей в условиях развивающего образования представляется как задание определенной программы действий ребенка по поиску способов для достижения целей. При этом постановка проблемы может задаваться педагогом, а ее решения предлагаться ребенком и включать в себя прогнозы, оценки и последовательность действий. Познавательная деятельность, принимая экспериментально - исследовательский характер, предполагает создание определенных алгоритмов, которые являются для детей ориентирами для коррекции собственной деятельности.

Публикация «Развивающие технологии: модели организации интеллектуально-познавательной деятельности, методы и приемы» размещена в разделах

В процессе развивающего обучения важно затронуть ценностно-смысловые ориентации детей. Именно включение ценностно-значимых смыслов деятельности поставит ребенка в позицию активности освоения ценностей человеческой культуры, что и обеспечит развитие его личности. В процессе изменения интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы ребенка происходит включение новых содержательных мотивов его учения и кардинальная перестройка основных механизмов регуляции поведения. Это характеризуется тем, что в его сознании меняется картина мира. Она становится более адекватной и целостной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи, взаимообусловленности. В результате происходит непрерывное и постоянное перестраивание, переосмысление и осознание ребенком этого мира, что позволяет ему осуществлять не только воспроизводящую, но и регулирующую и рефлексирующую деятельности.

Авторы программы «Детское экспериментирование» И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир предлагают следующие модели организации детской экспериментальной деятельности : учеБно-игровая, коммуникативно-диалоговая, экспериментально- исследовательская.

Учебно-игровая модель.

Цель данной модели состоит в освоении социальных ролей и деятельности, логичности и творчества. Задачей выступает: обеспечение интенсивного усвоения физических понятий, отражающих природные закономерности посредством наблюдений, рассматривания схем и создания мотивации к учению благодаря самостоятельному овладению способами познавательной деятельности, развитию эмоциональной и интеллектуальной рефлексии.

Алгоритм организации учебно-игровой модели :

1. Обучение на конкретной ситуации

2. Имитационное моделирование

3. Состязательность и соревнование

4. Анализ проблемы.

5. Выявление трудностей.

6. Разложение проблемы на частности.

7. Оценка решений, поиск логически обоснованного решения.

Принципы:

1. Ролевое самовыражение

2. Самостоятельность в решении проблем.

Познавательная деятельность приобретает игровую модель за счет постановки учебной цели в художественном образе (страна ДОКОРУПО - ДО КОторой РУкой ПОдать, живущий в ней дедушка Знай, - владелец экспериментальной лаборатории). Тематика каждого занятия имеет игровую конструкцию и игровой сюжет (путешествие в страну ДОКОРУПО, встреча с дедушкой Знаем, который умеет задавать вопросы и давать ответы, показывать фокусы и раскрывать их тайны, путешествия и экскурсии с дедушкой Знаем и проведение опытов и экспериментов в его лаборатории, ответы на письма дедушки Зная и содержащиеся в них вопросы и загадки).

Деятельность завершается обсуждением процесса (последовательность действий, позволивших достичь результата, игровых и реальных взаимодействий детей и педагога, обеспечивших эмоциональный комфорт участникам деятельности. Данное обсуждение включает составление схемы проведенного эксперимента.

Методы и приемы, обеспечивающие реализацию учебно-игровой модели познавательной деятельности :

- экспериментальные игры «Тонет - не тонет», «Хотела галка пить.», «Мыльные

пузыри»,«Сделаем растворы», «В какой воде легче плавать?» и др. позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей; действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов и др. позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности;

- использование энциклопедических данных в разделах «Знаете ли

вы?» и «В мире интересного» повышает интерес к обсуждаемой проблеме, развивает

интеллектуальную рефлексию;

- драматизация: ребенок берет на себя то роль Незнайки-Почемучки, задающего вопросы, то роль экспериментатора, умеющего все объяснить и ответить на вопрос.

Коммуникативно-диалоговая модель.

Цель данной модели познавательной деятельности заключается в развитии у детей самостоятельности и активной позиции в процессе познания физических законов природы на основе включения в разнообразные по содержанию диалоги и коммуникации с субъектом и объектом. Основными задачами выступают развитие способности к самостоятельному поиску новых знаний и самоопределению в позиции и точках зрения на изучаемые объекты, а также развитие способности к раскодировке знаков и символов, содержащихся в схематическом изображении законов и явлений природы, проводимых опытов и экспериментов, развитие основ критического и рефлексивного мышления, дискуссионной культуры детей.

Алгоритм организации коммуникативно-диалоговой модели :

1. Метод обсуждения.

2. Ряд коммуникативных процедур.

3. Распределение ролей.

4. Ознакомление в коммуникации со сведениями.

5. Сосуществование несовпадающих линий.

6. Возможность критиковать.

7. Побуждение к поиску соглашения.

8. Поощрение разных подходов к одному и тому же;

9. Решение задач конкретно - содержательного плана: осознание противоречий, актуализация знаний, творческое переосмысление.

10. Решение задач организационного взаимодействия : распределение ролей, выполнение коллективных задач, согласованность в обсуждении проблем, соблюдение правил и процедур.

11. Педагог предоставляет возможность: подготовиться к коммуникации, пересмотреть цели, выбирать решения, вырабатывать правила, обмениваться целями, выявлять разногласия, актуализировать сведения, дать выход чувствам, распределять функции, использовать разнообразные средства, дать время для размышления, менять ход коммуникации, уточнять, побуждать

Принципы:

1. «Диалог культур».

2. Самоорганизации; обращенность друг к другу.

3. Упорядочивание.

Следуя представленной логике, педагог в начале занятия предоставляет детям информацию, например, о свете, рассказывая, что при определенных условиях можно увидеть различные цвета радуги, «спрятавшиеся» в белом свете. Дети самостоятельно договариваются, как, используя предложенные педагогом приборы, получить цвета спектра. Выбирая различные варианты, они совместно с педагогом определяют проблему, обсуждают ее, анализируют положительные или отрицательные результаты. Критериями оценки детьми правильности выбранных средств и способов достижения цели являются следующие показатели:

- точность в обозначении конечного результата (что хотим получить);

- последовательность описания действий для достижения этой цели;

- доказательность необходимости этих действий; о обоснованность жизнедеятельности человека и природных явлений.

В данной модели познавательной деятельности конечный результат не обсуждается с детьми. Это происходит в процессе его достижения в форме дискуссий и обмена мнениями о выполняемых детьми действиях, которые и обеспечат достижение результата.

В данной форме организации познавательной деятельности используется следующая логика методов :

- проблемные ситуации, например, «Почему вчера снег лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании»; о метод выбора (наблюдение, беседа, эксперимент, описание и др.);

- вопросы, стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие его успех в познании мира: «Доволен ли ты собой как исследователь?»

В процессе коммуникаций и информационного обмена большое значение приобретает соотношение речи и мышления, так как ребенок усваивает способ познания и использования культурных речевых эталонов в деловом общении. Именно этот опыт начинает складываться на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Следует отметить, что педагогу следует контролировать, насколько аргументированно ребенок выражает свои мысли в процессе коммуникаций, содержащих речевые эталоны, так как учебная деятельность предполагает переход от спонтанной речи к аргументированности.

Экспериментально-исследовательская модель.

Цель данной модели заключается в развитии способностей ребенка работать с исследуемыми объектами в «лабораторных условиях» как средством познания окружающего мира. Задачами являются развитие мыслительных процессов, мыслительных операций, освоение методов познания (учебных, поисковых, причинно- следственных связей и отношений.

Алгоритм организации экспериментально-исследовательской модели :

1. Вводить понятие.

2. Приводить контрастные примеры.

3. Выделять значимые признаки.

4. Типы заданий: формирование понятий, интерпретация и обобщение; использование понятий.

5. Уровни знаний: понятия, идеи, факты.

6. Привлекает собственный опыт.

7. Организация совместной деятельности детей.

8. Учитывать шаги-этапы: столкновение с проблемой —> сбор данных (фактов) —» характеристика объектов —> связь с явлениями —> условия состояния объекта

свойства экспериментирование —> объяснение —анализ исследования.

9. От неизвестного к известному.

10. Создание новых представлений.

Принципы:

1. Постановка проблемы.

2. Поиск фактов.

3. Поиск идей.

4. Поиск решений.

5. Поиск признаков.

6. Самостоятельность.

7. Альтернативность точек зрения.

8. Столкновение идей.

9. Самостоятельное планирование.

10. Связь правила и примера.

11. Альтернативные интерпретации.

12. Учет фазы цикла обучения: конкретный опыт -> рефлексивное наблюдение —> концептуализация —> экспериментирование.

В экспериментально-исследовательской модели познавательной деятельности используется следующие методы :

- вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы (например, вспомните рассказ Л. Н. Толстого «Хотела галка пить.». В какую ситуацию попала галка);

- схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения);

- вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;

- метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»;

- метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий.

Вышеописанные модели экспериментальной деятельности позволяют успешно развивать познавательные способности воспитанников, поддерживать высокую мотивацию, развивать социально-коммуникативные навыки а также формировать первичные навыки учебной деятельности в непринужденно-игровой форме.

.

Публикации по теме:

Активные методы обучения в организации образовательной деятельности дошкольников Введение в действие стандарта по дошкольному воспитанию ставит педагогов перед необходимостью работать «по-новому». Необходимо пересмотреть.

«Методы и приемы по нравственно — патриотическому воспитанию в средней группе» Воспитание нравственно – патриотических чувств и отношений, является одной из главных задач в детском саду, к родному городу, к близким.

Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности детей Систему применения ИКТ в процессе обучения с целью активизации познавательной деятельности воспитанников можно разделить на несколько этапов:.

Мастер-класс «Методы и приемы театрализованной деятельности в работе с детьми» Известно, что голос – природный инструмент каждого человека. В дошкольном детстве важно создать условия для охраны и развития детского голоса.

Методы и приемы развития речи в детском саду. -НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ. Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности.

Преодоление трудностей при организации познавательной деятельности в разновозрастной группе Трудность, прежде всего, в организации занятий, т. к. дети разного возраста. На занятиях постоянно приходится в индивидуальном порядке помогать.

Приемы и методы проблемного обучения в детском саду Технологии проблемного обучения в детском саду Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между.

Развивающие игры в интеллектуально-творческом развитии дошкольника (из опыта работы) Работа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей в детском саду должна пронизывать все сферы жизни и совместной деятельности.

Методы и приемы формирования временных представлений у детей 4–5 лет Время – это одна из важных составляющих реальности, в которой мы существуем. Все, что происходит в жизни, совершается во времени и пространстве.

Использование музыкально-игровой технологии Железновых в организации речевой деятельности детей Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний и мыслей, общение.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развивающие технологии: модели организации интеллектуально-познавательной деятельности, методы и приемы
Опубликовано: 15 августа 2015 в 10:18
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД