Папки-передвижки

Реализация личностно-ориентированной образовательной технологии в группе младшего дошкольного возраста

Пантилеева
Реализация личностно-ориентированной образовательной технологии в группе младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Реализация личностно-ориентированной образовательной технологии в группе младшего дошкольного возраста

Здравствуйте. Уважаемые коллеги! В рамках городского семинара, представляла опыт работы по применению личностно-ориентированной образовательной технологии в работе с детьми 3-4 лет.

При организации образовательного процесса перед педагогом ДОУ стоит основная и очень ответственная задача - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Часто, педагогу сложно построить образовательный процесс так, чтобы психолого-педагогические условия группы позволяли работать с каждым ребенком в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, их потребностей и интересов.

Публикация «Реализация личностно-ориентированной образовательной технологии в группе младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Поэтому в нашей группе возникла актуальность в построении образовательного процесса, направленного на раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения, обеспечении личностно-ориентированного образования.

На сегодняшний день в отечественной и зарубежной педагогике и психологии определен ряд концептуальных положений, принципов и подходов, которые могут быть положены в основу личностно-ориентированного обучения. Теоретические подходы реализации данной технологии рассматривались такими известными учеными, как: А. Маслоу, К. Роджерс, Р. С. Гуревич, В. В. Давыдов, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, и многие другие. Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр всего образовательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве. Основная цель личностно-ориентированного воспитания – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Для того, чтобы в полной мере реализовать личностно-ориентированную технологию, необходимо создание развивающей предметно-пространственной среды группы, которая позволит ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя, свои возможности и интересы. Развивающая среда должна быть вариативна, динамична, трансформируема, постоянно обновляться. Это обеспечивается доступностью материала, его разнообразием и постоянным обновлением. Внесение новых, совершенно незнакомых материалов, побуждает детей к творческому поиску.

Личностно-ориентированная технология основывается на следующих принципах:

1. Принцип индивидуальности. Процесс обучения строится на основе учета индивидуальности каждого ребенка: индивидуальных особенностей развития, способностей, возможностей, имеющегося жизненного опыта и навыков. Индивидуальность в ребенке должна быть сохранена и развита.

2. Принцип самоактуализации. Процесс обучения должен способствовать удовлетворению потребности ребенка в саморазвитии, проявлению себя и своих возможностей, раскрытию своих природных задатков и творческому развитию.

3. Принцип выбора. Процесс обучения носит избирательный характер т. е. воспитанник может выбрать его содержание, формы и способы детской деятельности, ресурсную базу.

4. Принцип доверительных отношений. Между педагогом и воспитанниками должны быть установлены партнерские отношения. Ребенок должен чувствовать поддержку в развитии своих начинаний. Необходимо доверять ему, предоставляя право выбора деятельности.

5. Принцип творческого развития. Процесс воспитания и обучения должен базироваться на развитии творческого потенциала детей, раскрытию своих талантов и формированию позитивного отношения к собственному «Я».

По нашему мнению, наиболее полно реализовать принципы личностно-ориентированной технологии позволяет методика «Говорящие стены». Здесь нельзя не вспомнить высказывание одного из классиков отечественной педагогики, который утверждал, что «воспитывает все» : и люди, и книги, и понятия, а также и окружающая ребенка среда - игровое пространство.

Суть «Говорящих стен» заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет широкий выбор для своей деятельности, может по своему усмотрению конструктивно использовать подготовленный педагогом информационный ресурс. Цель «Говорящей стены» заключается в создании условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО.

Основные задачи, которые мы решили при внедрении «Говорящих стен» :

- создать условия для проявления детской активности;

- создать условия для творческого самовыражения;

- создать атмосферу эмоционального комфорта;

- оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его внутреннего мира, представление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении всесторонне развитой личности.

Достижение цели и поставленных задач невозможно, без грамотного построения развивающей предметно-пространственной среды, которая составляет большую часть пространства жизнедеятельности ребенка во время пребывания в детском саду.

Нужно отметить, что пространство нашей группы имеет достаточно центров детской активности с интеграцией в них методики «говорящие стены».

Начать представление нашей РППС хотелось бы с центра «Информационное поле», рядом с которым находится «Доска выбора». За счет используемого демонстрационного материала детям рассказываем о теме недели детского сада, тем самым пополняя словарный запас детей, что особенно актуально в работе с детьми, имеющими нарушения речи, так осуществляется индивидуальный подход реализуемой нами личностно-ориентированной технологии. Благодаря «говорящей стене», дети определяют, где и в каком центре нашей группы им хотелось бы сегодня поиграть, проявить себя, это помогает им чувствовать себя свободно, комфортно, они могут воплощать все задуманные идеи на день. Педагогу «говорящая стена» помогает планировать образовательный процесс с учетом выбранных детьми интересов на день, а также выстроить индивидуальную работу с ними. Здесь мы разработали кармашки с картинками-маркерами развивающей среды, которые помогают детям проявить самостоятельный выбор в интересующем их деле на предстоящий день. Наблюдения за детьми в процессе дня помогают лучше узнать привычки и особенности каждого ребенка, какие они испытывают трудности, как можно помочь ему, если это требуется. Применяя индивидуально - дифференцированный подход, педагог имеет возможность разделить воспитанников на условные группы с учетом особенностей развития психических процессов, степенью освоения программного материала, интереса к изучению нового. Стараемся в течение дня общаться не только с группой в целом, но и с каждым ребенком индивидуально. В результате использования личностно - ориентированных технологий, педагоги имеют возможность построить индивидуальный образовательный маршрут воспитанников.

С целью проявления индивидуальных творческих способностей, выражения эмоционального состояния, стимулирования самостоятельности в деятельности, нами оборудован следующий элемент «говорящих стен» «Сказкин дом». С учетом реализации образовательной технологии, мы продумали размещение в данном центре магнитной доски, которая имеет широкий спектр использования при организации педагогом образовательного процесса. Магнитная доска используется нами как для самостоятельной игровой деятельности, так и совместной со сверстниками. Нами разработаны различные виды театров, которые ребята обыгрывают на магнитной доске, при этом соблюдая последовательное изложение сказки или другого произведения. Картотека пальчиковой гимнастики с проговариванием позволяет работать над четким произношением слов, также нужно отметить, что подбор картотеки осуществлялся согласно темам недели, что является требованием реализации программы детского сада. Дети могут самостоятельно и с помощью взрослого разыгрывать театры, при этом педагог оказывает каждому ребенку помощь в раскрытии его внутреннего мира, предоставлении ему дополнительной помощи в поисках новых творческих открытий. Возможность применения магнитной доски для игр с мозаикой и пазлами помогает в совершенствовании процесса развития и коррекции речи во вторую половину дня при планировании индивидуальной работы с детьми.

Нами создан фотоальбом «По страницам любимых игр», что позволяет настроить детей на предстоящую деятельность, вспомнить, что нам нужно будет для выполнения той или иной роли (например, не забыть, какой костюм у лисички, какая она по характеру и т. д., также, рассматривание альбома помогает педагогу настроить детей на успех в предстоящей творческой деятельности, уверить их, что все получится. Надо отметить, что в процессе бесед с ребятами стараемся выбирать позицию «на уровне глаз» - общаясь с ребенком, присаживаясь рядом, чтобы он чувствовал поддержку взрослого и был уверен в своем успехе. Организуя совместные игры или организованную образовательную деятельность, не заставляю участвовать в них всех детей: если ребенок отказывается слушать сказку или смотреть спектакль, разрешаю ему заняться чем-либо другим, не мешая остальным детям.

«Говорящая стена» «Мудрая сова» направлена на развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста. Представляет собой настенное панно в виде шкафчика с секретом, внутри которого располагаются кармашки, наполненные различными играми и картинками на липучках, например: «Высокий - низкий», «Животные леса», «Времена года». С помощью данного пособия закрепляем знания об особенностях времен года, математических представлениях, при этом не забывая об индивидуальном подходе в беседах. Внутри шкафчика с секретом на задней стене расположена фетровая основа, на которой мы располагаем картинки по теме недели. Например; размещаем картинку с собранным урожаем, говорим детям, что овощи и фрукты перепутались, предлагаем две корзинки, в одну из них собрать овощи, а в другую фрукты. Работая с данным пособием осуществляем индивидуальную работу по развитию познавательных способностей и речевой активности. Для детей здесь подобраны различные дидактические игры на липучках, подходящие для расширения кругозора по темам детского сада («Транспорт», «Добрые и плохие дела», «Время суток» и др.) размещены и материалы, направленные на развитие логики, мышления, речевых способностей. Также «Мудрая сова» способствует проявлению детской самостоятельности в выборе дидактических игр, развивает сотрудничество со сверстниками группы. Работа с данными пособиями помогает педагогу видеть потенциал ребенка и верить в возможность его развития, поддерживать его. Стараемся с помощью наводящих вопросов, напоминания, поисковых вопросов по типу: а что было бы, если…направить ребенка, ориентируя его на достижение конкретного результата.

Следующий элемент «Говорящей стены» по развитию сенсорных способностей, представляет собой деревянную панель с закрепленными на ее поверхности предметами: кнопками, молниями, липучками, звонками, дверными молоточками и так далее - бизиборд. Бизиборд – уникальное пособие, которое успешно используется для игр и развития детей. Ребенок с удовольствием может долго и спокойно играть самостоятельно в бизиборд, игры у бизиборда являются хорошим средством релаксации, это способствует развитию мелкой моторики рук, а так же познавательному развитию, дети узнают, для чего может служить каждый предмет. Чем больше различных элементов закреплено на доске, тем более интересна она будет ребенку. Применение бизиборда «помогает» педагогу в течение дня организовать игру как с одним ребенком, так и небольшой группой детей, избегая при этом конфликтов и ссор между сверстниками.

Детям младшего возраста очень нравится не только познавать, проявлять свои способности, но и развиваться, двигаться. Так, в центре физической активности оформлена стена «Догоняйка», представленная в нашей группе в виде ладоней рук и стоп человека. Дети с удовольствием используют такие упражнения, как: «Кто быстрее», «Посчитай пальчики на ладошках», «Прикоснись к ладошкам определенного цвета своими руками» и др, все эти упражнения помогают детям учиться взаимовыручке, совместной деятельности, направленной на развитие общей двигательной координации. С помощью дорожки из следов на стене мы работаем над профилактикой осанки, плоскостопия, укрепления мышечного тонуса. Использование данного приема способствует развитию у детей навыков самоорганизации, дает возможность воспитателю избегать лишних указаний. При организации совместных подвижных, эмоциональных игр, помогаю детям координировать свои действия, учитывать желания друг друга, выступаю в качестве доброжелательного соучастника игр.

Также нами разработана картотека подвижных игр и физминуток для двигательной активности в «Догоняйке», которую мы используем при планировании непосредственно образовательной деятельности с детьми, во время проведения режимных моментов в течение дня: на прогулке, после сна, в вечернее время.

Следующий элемент «говорящей стены» представлен в центре уединения, в котором имеется настенный «телефон - жалейка», размещен «альбом настроения», «фотогалерея самых родных и любимых», подушки и др., что помогает детям успокоиться, и расслабиться. А педагогу помогает в образовательном процессе разрешить внезапный детский конфликт. Воспитатель не требовательно имеет возможность предложить уединиться и рассмотреть фотографии, предложив подумать: «как ты думаешь, а что сказала бы мама, если бы увидела это?», предлагаем позвонить маме или просто помечтать. Находясь рядом с детьми, я создаю условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками, побуждаю детей к проявлениям сочувствия, жалости, чувства радости за другого.

В центре творческой деятельности «Юные художники» говорящая стена представлена в виде настенной грифельной доски, где дети с интересом рисуют. На ней мы предлагаем поиграть в игры, такие как: «Дорисуй лучики солнышку», «Нарисуй дорожку», «Дорисуй человечка». Изображая различные рисунки, образы, у детей формируется интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении. Нами разработана подборка раскрасок «По любимым сказкам и мультфильмам», с учетом принципа творческого развития и выражения своих предпочтений. Неотъемлемой частью личностно – ориентированного подхода к ребенку является раскрытие его индивидуальных способностей, талантов. Популярной формой работы в нашей группе стали ежедневные выставки детского творчества, которые мы оформляем после проведения НОД, либо в вечернее время, это помогает удовлетворять детское самовыражение, проявляется детская радость от выполненной работы. Здесь мы предлагаем детям разместить свои поделки, рисунки, выполненные в детском саду или принесенные из дома.

Таким образом, каждый педагог вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, развивающее. Индивидуальность педагогическая определяется уровнем осмысления содержания программы, оснащением педагогического процесса, условиями в которых находятся дети. Результат применения личностно-ориентированной технологии, представленный нами в виде говорящих стен, имеет только положительные аспекты. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Современная педагогика подразумевает применение многих технологий. Но, личностно-ориентированная технология должна быть в приоритете, так как ее применение способствует формированию всесторонне развитой личности, умеющей адаптироваться в современном обществе.

Хотелось бы завершить свое выступление словами одного из классиков отечественной педагогики, Антона Семеновича Макаренко: «воспитывает всё : люди, вещи, явления…».

А в дошкольных образовательных организациях могут воспитывать и стены.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Рыбки» по технологии ТРИЗ для детей младшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Рыбки» по технологии ТРИЗ для детей младшего дошкольного возраста Дидактическое пособие "Рыбки" - это многофункциональное пособие, позволяющее развивать речь, воображение, логическое мышление, внимание.

Реализация здоровьесберегающей технологии по ФГОС ДО «Дорожка здоровья» в младшей группеРеализация здоровьесберегающей технологии по ФГОС ДО «Дорожка здоровья» в младшей группе Для реализации здоровьесберегательной технологии в соответствии с ФГОС ДО в младшей группе смастерила дорожку здоровья. Для ее изготовления.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возрастаЗдоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста "Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста" Цель: обеспечить дошкольнику возможность.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Программное содержание. Учить детей рисовать пальчиками вертикальную линию, состоящую из точек. Учить понимать и анализировать содержание.

Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации на основе произведения Нины Павловой «Земляничка» Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми третьего года жизни на основе произведения Нины Павловой «Земляничка».

Личностно-ориентированные технологии: создание ситуации успеха у ребёнка при выполнении творческих работЛичностно-ориентированные технологии: создание ситуации успеха у ребёнка при выполнении творческих работ Успешный ребёнок- какой он? Все родители хотят видеть детей успешными, а мы, педагоги, стремимся в этом помочь своим воспитанникам. В.

Мастер-класс «Игровые технологии с детьми младшего дошкольного возраста»Мастер-класс «Игровые технологии с детьми младшего дошкольного возраста» Государственное дошкольное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Краснолучский ясли- сад № 46 «Василек» МАСТЕР- КЛАСС.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста в образовательной деятельности. Консультация. Консультация для педагогов. Здоровье - это одна из главных ценностей жизни человека. Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения.

Тематическая неделя «Птицы» по личностно-ориентированной технологии в первой младшей группеТематическая неделя «Птицы» по личностно-ориентированной технологии в первой младшей группе Тематическая неделя в первой младшей группе «Птицы» по личностно-ориентированной технологии. Воспитатель Арутюнян Л. А. Цель: Воспитать любовь.

Экологизация образовательной развивающей среды групп младшего дошкольного возрастаЭкологизация образовательной развивающей среды групп младшего дошкольного возраста Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Реализация личностно-ориентированной образовательной технологии в группе младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 10 июня 2022 в 08:05
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация личностно-ориентированной образовательной технологии в группе младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Пантилеева (УИ 2458931) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД