МААМ-картинки

Реализация проекта по финансовой грамотности «Гномики экономики» в рамках ООП ДОУ

Ирина Аксёнова
Реализация проекта по финансовой грамотности «Гномики экономики» в рамках ООП ДОУ

Проект «Гномики экономики»

Цель проекта : формирование первичных представлений о финансовой грамотности у дошкольников в условиях ДОУ

Вид проекта : познавательно-игровой

Участники проекта : дети, педагоги и администрация, родители

Срок реализации проекта : 1 год

Публикация «Реализация проекта по финансовой грамотности „Гномики экономики“ в рамках ООП ДОУ» размещена в разделах

Образовательная область, интеграция ОО: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Актуальность проекта

Чтобы достойно жить, человек должен обладать определенным набором навыков и знаний, которые передаются от старших к младшим. И этот набор меняется от эпохи к эпохе. В доисторические времена основной задачей людей было выжить. Для мужчин было важным обладать умениями охотника и воина, для женщины – быть хранительничцей очага. Но со временем, с развитием технического прогресса, появилась необходимость в иных знаниях и навыках, без которых человек не мог рассчитывать на более или менее благополучную жизнь.

В современных условиях, в век информатизации, дети оказываются рано вовлеченными в экономическую жизнь своей семьи, овладевая информацией на бытовом уровне. Им покупают еду, одежду, обувь, игрушки, книги, затрачиваются ресурсы. Для них работают фабрики, заводы, детские сады, школы, библиотеки, поликлиники, больницы. И чем раньше ребёнок «приблизится» к реальной жизни, научится планировать, решать экономические задачи, тем успешнее он будет в будущем.

С детства необходимо прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой.

Единого определения финансовой грамотности не существует. Но если вникнуть в суть данного определения, то можно сказать, что финансовая грамотность –это совокупность знаний и навыков в области финансов, которая позволяет правильно оценивать ситуацию и принимать разумные решения; соотносить свои потребности с имеющимися возможностями;.

Финансовая грамотность для дошкольников не сводится лишь к тому, чтобы научить зарабатывать деньги. На первый план ставится экономическая культура личности. Она характеризуется такими качествами как: бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать свои дела, работать в команде, доводить начатое до конца, осуждать жадность и расточительность. Без сформированности данных качеств невозможно формирование финансово грамотного человека.

Пояснительная записка

Данный проект ориентирован в доступной форме формировать у дошкольников начальные представления о финансовой составляющей жизнедеятельности современной семьи, о потребностях человека, о роли труда в жизни общества, о природных и трудовых ресурсах, профессиях. Ребёнок знакомится с экономикой семьи, узнаёт о том, как и когда появились деньги, учится разумно их тратить и объективно оценивать

свои возможности; отличать свои реальные потребности от навязанных.

когда детьми приобретается

первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не

освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями,

путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает

доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его

действительности.

когда детьми приобретается

первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не

освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями,

путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает

доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его

действительности.

когда детьми приобретается

первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не

освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями,

путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает

доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его

действительности.

когда детьми приобретается

первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не

освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями,

путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает

доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его

действительности.

когда детьми приобретается

первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не

освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями,

путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает

доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его

действительности.

когда детьми приобретается

первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не

освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями,

путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает

доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его

действительности.

Чем раньше дети приобретут первичные знания элементарных экономических отношений в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Очень важен для детей и пример родителей. Необходимо донести до ребёнка, что для того, чтобы приобрести то, что хочется, нужно потрудиться.

В современном мире каждый человек должен быть финансово грамотным, а особенно педагог, обучающий детей. Он должен системно, масштабно и критически мыслить, знать смежные области и умело переплетать эти области между собой.

Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, как раз и обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей через различные формы деятельности. Главное – говорить ребёнку о сложном на понятном ему языке!

В связи со всем вышеизложенным, проект разбит на 3 блока : У каждого из этих блоков есть свои этапы и задачи. Этапы блоков проекта идут в неразрывной связи друг другом и их временные рамки могут пересекаться.

Блок «Методическая работа»

Этапы блока:

1этап – Подготовительный:

• Изучение справочной, методической и художественно литературы

• Изучение педагогического опыта, направленного на усвоение основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста

• Подбор необходимого материала, пособий и оборудования, необходимого для реализации проекта

• Разработка плана мероприятий по первому блоку проекта

2 этап – Основной:

• Создание творческой группы по разработке второго блока проекта «Работа с детьми»

Систематизация накопленного материала в различных методических формах: консультация, мастер-класс, педсовет, семинар.

3 этап – Заключительный:

• Формирование методической базы

• Анализ работы по реализации первого блока проекта и определение перспектив дальнейшего развития проекта

• Корректировка проектных материалов

Задачи блока «Работа с педагогами» :

- Способствовать повышению уровня взаимодествия специалистов ДОУ

- Повысить профессиональную компетенцию педагогов в вопросах формирования первичных представлени о финансовой грамотности

- Пополнить педагогическую копилку педагогов и предметно-пространственную среду.

Блок «Взаимодействие с детьми»

1этап – Подготовительный:

• Подбор необходимого материала, пособий и оборудования, необходимого для реализации второго блока проекта

• Разработка перспективного плана мероприятий по второму блоку проекта

• Создание развивающей предметно-пространственной среды по теме

• Информирование родителей о планировании проведения проектной работы с детьми

2 этап – Основной:

Реализация и корректировка проектных мероприятий в форме совместной деятельности детей с педагогами и родителями

3 этап – Заключительный:

• Формирование методической базы

• Анализ работы по реализации второго блока проекта

Задачи блока «Взаимодействие с детьми» :

Образовательные

- Формировать первичные представления о финансовой грамотности и социально-экономических отношениях

- Познакомить с элементарными экономическими понятиями

- Расширять знания детей об истории возникновения денег;

- Расширить и активизировать словарный запас, диалогическую и монологическую речь

- Привить навыки речевого этикета и культурного поведения

- Расширить представления о профессиях, связанных с экономическими отношениями

- Учить понимать, чем отличаются потребности от желаний и возможностей

- Учить ценить окружающий мир, как результат труда людей

- Учить применять на практике полученные знания по основам финансовой грамотности

Развивающие

- Развивать интерес к основам финансовой грамотности посредством разнообразных видов детской деятельности

- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансового характера посредством игровых действий

- Расширить представление детей о необходимости рационального использования трудовых, финансовых и природных ресурсов

- Способствовать развитию внимания, логического мышления

Воспитательные

- Воспитывать бережное отношение и разумный подход к деятельности экономического характера

- Воспитывать у детей уважение к людям, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги

- Воспитывать социально – нравственные качества личности: бережливость, честность, трудолюбие

- Формирование полезных навыков и привычек в быту

сопоставление их с возможностями бюджета семьи

Блок «Взаимодействие с родителями»

1этап – Подготовительный:

• Изучение педагогического опыта, направленного на поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой грамотности ребёнка

• Подбор необходимого материала и пособий, необходимых для реализации третьего блока проекта

• Создание условий для совместного (педагог-ребёнок-родитель) творческого освоения материала и личностного развития

• Выявление уровня педагогической и экономической культуры во взаимодействии с детьми

• Разработка перспективного плана мероприятий третьего блока проекта

2 этап – Основной:

Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности детей, родителей и педагогов

3 этап – Заключительный:

• Формирование методической базы

• Анализ работы по реализации третьего блока проекта

• Презентация результатов работы с детьми

Задачи блока «Взаимодействие с родителями» :

- Активно привлекать родителей к совместной деятельности с ДОУ

- Повышать педагогическую и экономическую культуру во взаимодействии с детьми

Предполагаемые результаты:

Для детей:

-Развитие социально-нравственных качеств личности ребенка

-Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и педагогами

- Формирование интереса к окружающему миру, как результату труда людей

-Развитие самостоятльности и ответственности

-Развитие мышления через решение конкретных ситуаций

-Формирование основ социально-экономических отношениях

-Приобретение первичных основ и навыков финансового опыта в быту

Для родителей:

-Участие в совместной деятельности.

-Повышение педагогической и экономической культуры во взаимодействии с детьми

Для педагогов:

-Расширение знаний в вопросах формирования первичных представлений о финансовой грамотности дошкольников

-Пополнение предметно-пространственной среды

-Повышение уровня взаимодействия специалистов ДОУ

Формы взаимодействия

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации:

С педагогами С детьми С родителями

Педсовет

Консультация

Мастер-класс

Семинар

Методически час

НОД

Беседы, обсуждения, чтение художественной литературы

Дидактические и ситуативные игры

Сюжетно-ролевые игры

Метод проблемных ситуаций

Квест-игра

Викторина

Театрализованная деятельность

Подвижные игры Анкетирование

Консультации

Родительский час

Выставка

Ярмарка

Конкурсы

Сайт

Деловая игра

Данные мероприятия отражены в календарном планировании

и затрагивают такие темы:

• Труд и результат труда

• Денежные истории

• Семейный бюджет

Реклама: правда и ложь

• Потребности человека и ресурсы планеты

Организация РППС

Для более эффективного решения, поставленных во втором блоке задач, большое значение имеют средства обучения. Процесс экономического воспитания должен быть организован таким образом, чтобы помимо регламентированной образовательной и совместной деятельности, он мог продолжаться и в самостоятельной деятельности дошкольников в специально организованной развивающей предметно-пространственной среде.

Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию в ДОУ создаются необходимые педагогические условия.

Педагогический процесс спроектирован на базе единства цели, содержания форм и методов обучения и основан на установлении взаимодействия по типу «педагог – ребёнок – родитель».

Наиболее эффективное воспитание финансовой культуры возможно при правильной организации познавательной деятельности детей.

Заключение

Современный мир стремительно меняется, и те знания и навыки, которое были актуальны в предыдущих поколениях, не являются гарантом стабильности в нынешнее время.

Таким образом, освоение основ финансовой грамотности в дошкольном детстве – это объективная реальность нашего времени.

Предполагаемые результаты, описанные в трёх блоков проекта, были достигнуты и скорректированы. Данный проект показал свою эффективность, системность и целесообразность.

Публикации по теме:

Центр по финансовой грамотности «Экономград»Центр по финансовой грамотности «Экономград» Экономическое образование детей дошкольного возраста - это требование современного общества. Дети с ранних лет знают, что родители ходят.

Игра по финансовой грамотности «Банк»Игра по финансовой грамотности «Банк» Участники: дети подготовительной группы Актуальность игры для экономического развития ребенка: игра знакомит детей с трудом взрослых, дает.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольниковЛэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Экономика поможет нам понять Как решенья принимать, Как ресурсы сберегать И страной.

Многофункциональное пособие по обучению финансовой грамотности «Банкомат» в рамках работы по программе «Юные финансисты»Многофункциональное пособие по обучению финансовой грамотности «Банкомат» в рамках работы по программе «Юные финансисты» Обучение финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста является актуальным направлением современного образовательного процесса.

НОД по финансовой грамотности «Что такое деньги»НОД по финансовой грамотности «Что такое деньги» Конспект НОД по финансовой грамотности «Что такое деньги» в старшей группе Цель: SSS 61482; раскрыть сущность понятия «деньги», «монета»,.

Консультация «Детям о финансовой грамотности»Консультация «Детям о финансовой грамотности» Помню, в детстве, мама оставила мне денег на молоко. Путь в магазин пролегал мимо стихийного базарчика, где торговали всем тем, что вырастили.

Сценарий экономической сказки «Муха-Цокотуха на новый лад» в рамках реализации проекта по финансовой грамотностиСценарий экономической сказки «Муха-Цокотуха на новый лад» в рамках реализации проекта по финансовой грамотности Сценарий и видео экономической сказки "Муха - Цокотуха на новый лад" в рамках реализации проекта по финансовой грамотности Дошкольный.

Сценарий экономической сказки «Банк «Теремок» в рамках реализации проекта по финансовой грамотностиСценарий экономической сказки «Банк «Теремок» в рамках реализации проекта по финансовой грамотности Сценарий экономической сказки «Банк Теремок» в рамках реализации проекта по финансовой грамотности. В рамках реализации проекта по финансовой.

Сюжетно-ролевая игра «Банк» в рамках развивающего курса «Расскажу обо всём» и развития навыков финансовой грамотностиСюжетно-ролевая игра «Банк» в рамках развивающего курса «Расскажу обо всём» и развития навыков финансовой грамотности Осуществляется преемственность со школой. Старшеклассники пришли к детям подготовительной группы и провели игру по финансовой грамотности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация проекта по финансовой грамотности «Гномики экономики» в рамках ООП ДОУ
Опубликовано: 27 декабря 2022 в 08:48
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД