Наталья Прончатова
Реализация программы воспитания детей младшего дошкольного возраста: проблемы, пути решения
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Публикация «Реализация программы воспитания детей младшего дошкольного возраста: проблемы, пути решения» размещена в разделах
Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша, именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от его физического состояния и настроения. На современном этапе развития научных знаний о раннем детстве получила подтверждение идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента формирования его личности. Закладываемое в этот период эмоциональное отношение к людям, миру, самому себе запоминается малышом и реализуется на протяжении долгих лет.
Начало учебного года - трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей.
Подобные реакции на детский сад наблюдаются у большинства детей уже на 2-3 день его посещения, однако они могут проявиться и через неделю или даже через месяц, когда, как думают родители, ребенок уже успешно и без проблем привык к садику.
Адаптация ребенка к детскому саду – период, вызывающий немало тревог и переживаний у родителей, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нежелание идти в садик, капризы и плач по утрам, чрезмерная возбужденность, раздражительность или подавленность вечером, беспокойный сон, частые простуды – признаки переживаемого ребенком сильного стресса и трудностей адаптации.
Они испытывают огромные трудности в привыкании к детскому саду:
- нарушения режима дня, т. е. в домашних условиях режим дня не соответствует режиму детского сада;
- проблемы в развитии элементарных навыков самообслуживания, т. е. ребёнок не научен родителями самостоятельно одеваться - раздеваться, пользоваться горшком, самостоятельно есть и т. п. ;
- отсутствие правильной речи;
- отсутствие навыков общения со сверстниками и взрослыми.
Как сделать период адаптации ребенка кратковременным и менее болезненным? Как помочь ребенку быстрее и легче привыкнуть к садику?
Нужно создать благоприятные условия социальной адаптации ребенка и их родителей к условиям детского сада.
Для достижения цели, нужно реализовать следующие задачи :
1. Установить с ребенком доверительные отношения.
2. Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, создание ситуации единства требований к ребенку в семье и детском саду - «родитель-ребенок-педагог»;
4. Расширение информационного поля родителей по проблеме адаптации детей к условиям ДОУ.
Чтобы помочь ребенку адаптироваться к детскому саду воспитатель должен обсудить с родителями следующие вопросы еще до поступления малыша в детский сад:
- каков распорядок дня ребенка и как проводятся в семье режимные процедуры?
- какой тип общения предпочитает малыш?
- стремиться ли к самостоятельности?
- как относится к посторонним взрослым?
- как себя чувствует в обществе сверстников и умеет ли с ними общаться?
Для формирования эмоционального контакта и доверия детей к воспитателю и общения детей со сверстниками, использую различные приемы взаимодействия с детьми. Основой для накопления детьми положительного опыта является игра. Ежедневно использую игры, на сплочение группы, хороводные игры.
В работе используем различные игры и упражнения, которые позволяют детям интенсивно двигаться, свободно выражать возникающие эмоции, взаимодействовать с окружающими
С помощью игр быстро переключается внимание детей с дружного плача на прыжки, хлопанье, топанье, подражание, таким образом, объединяет детей и создает положительный эмоциональный настрой для этого.
В период адаптации устанавливаем индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша.
Параллельно осуществляем работу по вовлечению родителей в образовательный процесс.
Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Только соблюдая такие направления ценности как: патриотизм, социальное воспитание, физическое воспитание, познавательное, трудовое, этико-эстетическое мы сможем добиться всех поставленных целей.