Лучший педагог года

Опыт работы по реализации этнокультурного компонента в деятельности ДОУ

Роза Симонова
Опыт работы по реализации этнокультурного компонента в деятельности ДОУ

Красоту, чистоту мы у старших берем,

Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому, что добро остается добром

В прошлом, будущем и настоящем

В. Высоцкий

В настоящее время этнокультурный компонент стал острой и актуальной проблемой в образовании, имеющий широкое общественное, межкультурное, международное и образовательное значение. Он обеспечивает связь процессов социализации, социально-психологической адаптации, социокультурной интеграции личности обучающегося с его потребностям в осознании культурных корней, психологически прочных родственных связей, стремление к познанию и освоению мира.

Публикация «Опыт работы по реализации этнокультурного компонента в деятельности ДОУ» размещена в разделах

При составлении образовательных программах дошкольного учреждения второй частью рекомендован этнокультурный компонент. Этот компонент каждое учреждение для себя определяет самостоятельно, учитывая тип учреждения, специфику организации образовательно-воспитательной деятельности педагогического коллектива. В связи с этим проблемы, связанные с определением содержания и путей реализации этнокультурного компонента представляется весьма важной как с теоретической, так и с практической точки зрения.

Как показывает, исторический опыт, потребность организации воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях на этнокультурной основе осознавалось отечественными педагогами с самого начала их создания в России.

Этнокультурное воспитание – это такая система, в которой все цели, технологии и содержание направлены на развитие и социализацию личности ребенка как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание подразумевает внедрение в образовательный процесс знаний детей о родной народной культуре: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством мордовского народа; с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Мордовии; с историко-географическими и природоведческими особенностями народов, живущих в Мордовии [1, с. 78].

Выделяют следующие принципы введения этнокультурного компонента в воспитание детей дошкольного возраста:

• Достоверность – сведения этнокультурной направленности должны быть достоверными.

• Занимательность – включение этнокультурного компонента должны вызывать интерес и эмоциональный отклик, удовлетворяя потребность в познании себя и окружающего мира.

• Доступность – информация должна быть доступна к восприятию детьми определенного возраста и иметь четкую логику изложения;

• Вариативность – преподносимая информация должна допускать вариативность точек зрения, основанное на аргументах, доказательности, включать антистереотипные элементы.

Комплексностьпознавательный материал представляется разними средствами: демонстрации, вербальный рассказ, беседа, наглядными иллюстрациями, практическими опытами, организация наблюдения, исследовательская деятельность, показ способа действий.

• Полихудожественность – предполагает участие ребенка в различных видах творческой деятельности и обучения многим видам промыслов.

• Эгоцентричность – подаваемая информация должна затрагивать интересы ребенка, удовлетворять его потребности в этнокультурной сфере, быть значимой для него, способствовать его саморазвитию, самосознанию и самосовершенствованию.

• Принцип преемственности и последовательности изучения культур. Важно понять, что дети не могут полно познавать все множество этнических культур России и мира. Прежде всего, дети должны хорошо знать культуру своего народа и региона [2, с. 110].

Соблюдение указанных принципов, учитывающих этнокультурную проблематику содержания образования, в наибольшей степени отвечает реалиям настоящего времени и перспективному развитию общества и каждой личности.

В нашем детском саду мы работаем по программе «Мы в Мордовии живем» под редакцией коллектива авторов (О. В. Бурляева, Л. П. Карпушина, Е. Н. Киркина и др.) [4]. Работая над темой «Воспитание национальной культуры» большое внимание уделяется приобщению детей к истокам региональной культуры, развитию интереса к национальным традициям. Огромную роль в воспитании интереса к национальной культуре играет содержание предметно-развивающей среды в группе и детском саду в целом.

В группах детского сада созданы национальные уголки, с помощью материалов которых мы расширяем представления детей об истории Мордовии и мордовского народа, который издавна проживает на этой территории, даем детям общее представление об образе жизни мордовского народа в прошлом и в современности. В национальном уголке имеются национальные костюмы. Здесь же мы знакомим дошкольников с частями национальной одежды и с особенностями мордовского костюма (эрзянского, мокшанского).

В уголках присутствуют так же российский и мордовский флаг, фотографии с достопримечательностями города Саранска, книги соответствующей тематики, с целью наглядного ознакомления детей с родным городом.

Художественно-эстетическое развитие мы осуществляем путем ознакомления детей с произведениями мордовского декоративно-прикладного искусства, мордовских народных игрушек (птичка-свистулька, домовой, иллюстрациями к произведениям мордовской детской литературы.

На занятиях по изо-деятельности мы стараемся вызвать у детей эмоциональный отклик на яркость цветовых образов и оригинальность форм этих изделий, с детьми вырезаем и украшаем мордовскими узорами, полотенце маме, на рисование так же знакомим детей с национальными узорами мордвы. В процессе ознакомления с мордовскими узорами у детей развивается способность различать и называть объемные геометрические элементы мордовского орнамента («крест», «галочка», «елочка», «ромб», ритмично располагать их. Дошкольники знакомятся с цветовой гаммой, характерной для мордовских узоров (красный – черный – белый, а так же учатся гармонично сочетать цвета.

В работе с детьми на прогулках и в свободной деятельности воспитатели детского сада используют мордовские подвижные игры: «В волков» («Верьгизнесэ» – эрз., «Врьгазса» – мокш., «В шарагу–варагу», «В круги» («Кругсо» – эрз., «Кругса» – мокш., «В журавлей» («Каргинесэ» – эрз., «Каргоса» – мокш., «В петушка» («Атякшкесэ» – эрз, «Атякшса» – мокш., «В ворону» («Варакасо» –эрз., «Варсиса» – мокш., «В платочки» («Пацинесэ» –эрз., «Руцяняса» – мокш., «В слепую старуху» («Сокорбабасо» – эрз., «Сокорбабаса» – мокш.) и т. д. В процессе игр дети учатся самостоятельно организовывать знакомые игры и выполнять роль ведущего и водящего в подвижной игре.

На музыкальных занятиях дошкольники знакомятся с народной музыкой (народов, населяющих Мордовию – эрз. нар. песня; «Ак калач» («Белый калач»); тат. нар. песня; «Нармоннятне, лиеда» («Птички, прилетайте» и др.) и музыкой композиторов Мордовии (Слушание – «Земля моя любимая», муз. А. Аверкина, сл. П. Черняева; «В солнечной Мордовии», муз. Ген. Сураева-Королева, сл. А. Громыхина; «Тютю-балю», муз. Л. П. Кирюкова, сл. Ф. Атянина; «Умарина» («Яблонька», муз. Н. Бояркина; пение – «Баю, баю, баю, бай», эрз. нар. песня; мокш. нар. песня; «Сеельне» («Ежик», муз. и сл. Г. И. Сураева-Королева и др.).У детей развивается фонематический слух, совершенствуется интонационная выразительность мокшанской (эрзянской) речи.

Совместно с Мордовской республиканской детской библиотекой регулярно проводятся тематические мероприятия («Мордовские сказки и игрушки»). На мероприятии организуются тематические выставки, где представлены красочные иллюстрированные книги, старинные мордовские игрушки: глиняные свистульки, куклы и т. д. Сотрудники библиотеки проводят различные тематические игры («Ворон и цыплята», мордовские танцы, проходят и показы мультфильмов («Куйгорож). Детям очень нравятся такие мероприятия.

Через экскурсии, произведения литературы продолжается знакомство с достопримечательностями родного города. Формируется первичное представление о народах, населяющих Мордовию, об их языках; закрепляется название города, в котором живут дети, знакомятся с названиями улиц, на которых они живут, с достопримечательностями, расположенными недалеко от детского сада или места жительства ребенка (памятники, школы, поликлиники, кинотеатры, магазины и пр.).

Одним из важных педагогических условий формирование этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Использование потенциала семьи мы осуществляем путем включения следующих мероприятий в перспективное планирование работы с родителями :

– участие родителей (в праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой);

– консультации для родителей, темы которых «Русские или мордовские традиции в воспитании детей»; «Как смастерить народную игрушку со своими малышами»;

– минута общения с ребенком;

– стенгазета «Мордовиянь эйкакштне».

Вся работа, проводимая по этнокультурному воспитанию, направлена на развитие у ребенка чувства прекрасного, толерантного отношения и уважения к людям, живущим рядом. Ребенок будет любить, и по- настоящему ценить свой край, если мы, педагоги, научим его этому.

Публикации по теме:

Опыт работы «Организация непосредственно-образовательной деятельности с участием родителей детей»Опыт работы «Организация непосредственно-образовательной деятельности с участием родителей детей» Тресина Лариса Юрьевна, воспитатель Шишова Светлана Викторовна, воспитатель «Организация непосредственно - образовательной деятельности.

Проект по реализации регионального компонента «Самотлор — черная жемчужина России!»Проект по реализации регионального компонента «Самотлор — черная жемчужина России!» Проект: "Самотлор - черная жемчужина России!" Актуальность Город Нижневартовск – молодой, северный, нефтяной город. В июле 2015 года город.

Опыт работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников»Опыт работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников» Из опыта работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников» «У каждого человека под шляпой – свой театр,.

Конспект занятия по реализации национального компонента в изодеятельности «Балхарская керамика»Конспект занятия по реализации национального компонента в изодеятельности «Балхарская керамика» Цель: Совершенствовать навыки росписи балхарской посуды (кувшинов). Задачи: Научить детей совмещать различные способы украшения, способствовать.

Опыт кружковой работы по организации театрализованной деятельности в ДОУОпыт кружковой работы по организации театрализованной деятельности в ДОУ Ребёнок в дошкольном возрасте обладает удивительной фантазией и воображением. Педагогу необходимо только разбудить его фантазию, направить.

Опыт кружковой работы по экспериментальной деятельности «Познаю мир» в ДОУОпыт кружковой работы по экспериментальной деятельности «Познаю мир» в ДОУ Опыт работы: по кружковой работе экспериментальной деятельности «Познаю мир» в МБДОУ "Причины встречающейся интеллектуальной пассивности.

Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности»Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности» Современные требования к организации игровой деятельности. “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное.

Организация и оформление вариативности центров по реализации регионального компонента в холлах ДОУОрганизация и оформление вариативности центров по реализации регионального компонента в холлах ДОУ Дошкольный возраст – благоприятный период для потенциальных возможностей развития малышей. На нас, педагогов-дошкольников, возложена великая.

Перспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группеПерспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группе Сентябрь 1 неделя Социально-коммуникативное Знакомство с народными игрушками 2 неделя Художественно-эстетическое Лепка мордовской народной.

Опыт работы по проектной деятельности в старшей комбинированной группеОпыт работы по проектной деятельности в старшей комбинированной группе Выступление на педсовете: "Опыт работы по проектной деятельности в старшей комбинированной группе «Ромашка».Описание материала: данная работа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по реализации этнокультурного компонента в деятельности ДОУ
Опубликовано: 23 ноября 2021 в 20:32
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД