МААМ-картинки

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в детском саду: опыт работы

Наталья Макарова
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в детском саду: опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы

Андреева Наталья Ивановна

Воспитатель первой квалификационной категории

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в детском саду : опыт работы.

Дошкольное детство является самым важным и благоприятным периодом в развитии ребенка. Успешность развития ребенка напрямую зависит от пространства, которое организует вокруг него взрослый. Ответственность за организацию развивающей среды лежит на двух социальных институтах, которыми являются семья и дошкольная образовательная организация. Основная проблема, с которой сталкивается родитель особенного ребенка – это адаптация ребенка к детскому саду, а проблема со стороны детского сада – создание условий для полноценного развития ребенка с ОВЗ.

Публикация «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в детском саду: опыт работы» размещена в разделах

Появление заявление от родителей ребенка с диагнозом ДЦП заявления о поступлении в детский сад вывело на первый план проблему важности реализации инклюзивного образования в МБДОУ д/с «Ручеек». В первую очередь была разработана и принята к реализации модель методического сопровождения педагогов МБДОУ д/с «Ручеек» по реализации инклюзивного образования. Согласно предложенной модели педагогический коллектив повысил компетентность в области готовности и способности работать с воспитанниками и обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Следующим этапом работы стало создание условий для развития и социальной адаптации ребенка с особыми образовательными потребностями и их сверстников. В ДОУ работа проводилась в соответствии с несколькими группам условий:

• Организационные условия, включающие нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования в ДОУ (собран пакет необходимых документов); материально-техническое оснащение для реализации инклюзивного образования (закуплено оборудование для кабинета ЛФК); медицинское обеспечение (наблюдением штатного мед. работника, врача-педиатра из подгогороднепокровской врачебной амбулатории, лечащего врача ЛПУ); питание ребенка в соответствии с СанПин, так как особых рекомендаций лечащего врача не постулило; информационное обеспечение педагогов и родителей ребенка (библиотека, содержащая специальную литературу для педагогов и родителей на бумажных и электронных носителях); социальное партнерство (взаимодействие с Подгороднепокровской СОШ по созданию условий для успешной адаптации ребенка с ОВЗ к новой ступени образования и новым условиям)

• Психолого-педагогические условия, подразумевающие комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях детского сада необходимыми специалистами и разработку Адаптированная образовательной программы по лечебной физической культуре с детским церебральным параличом (спастический тетрапарез с акцентом справа) в дошкольном возрасте).

Кадровые условия обеспечивались наличием квалифицированных специалистов: для реализации Адаптированная образовательной программы специалист по адаптивной физической культуре для лиц с отклонениями в состоянии здоровья; проведение коррекционной работы учитель-логопед, педагог-психолог; для мониторинга состояния здоровья медицинский работник; воспитатели, работающие с ребенком.

Третьим этапом в работе по внедрению инклюзивного образования в детском саду стало проектирование педагогами способов и форм инклюзивного образования детей с ОВЗ.

Специалистами была разработана Адаптированная образовательная программа, которая выступила составной частью основной образовательной программы детского сада, и послужила основой для создания индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ДЦП.

Для обеспечения комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях детского сада спланированы регулярные занятия со специалистами (учитель-логопед, педагог-психолог, специалист по адаптивной физической культуре для лиц с отклонениями в состоянии здоровья).

Внесены в план работы педагогического совета вопросы динамики развития ребенка.

Ведение портфолио ребенка, в котором воспитатели, родители и другие специалисты работающие с ребенком отмечают динамику его развития.

Тьюторское сопровождение ребенка в процессе обучения. В качестве результатов такой работы педагогами отмечено обращение ребенка к творчеству, исследовательскому поиску, активизация общения со сверстниками, стремление к самостоятельности, а так же успешность в публичных выступлениях и конкурсах внутри детского сада.

Создание адаптивной образовательной среды детского сада включающей в себя помещение групповой комнаты, в котором устранены все барьеры, мешающие передвижению ребенку, устранены острые углы и пороги, мебель (полки, шкафы) закреплены к стенам, что создает дополнительную опору для ребенка; образовательный процесс оснащен средствами релаксации («сухой дождь» разноцветные атласные ленты, которые струятся дождём, приятно касаются ребёнка, стимулируя тактильные ощущения, тактильная дорожка, которая развивает у ребенка, координацию движений и помогает профилактике плоскостопия, панно со шнурками «Лужок» для развития моторики ребенка, уголок уединения для восстановления психоэмоционального состояния и др., а так же для ребенка создана коррекционно-развивающая предметная среда, которая включает оборудование спортивного зала.

Использование педагогами таких видов деятельности, которые направлены на сплочение детского коллектива развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи, и толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса (настольные игры, конструктор ЛЕГО, детский настольный театр – позволяют детям с разными возможностями активно взаимодействовать друг с другом).

Еще одним этапом в реализации инклюзивного образования в детском саду было установление контакта с родителями ребенка, а так же работа с родителями других детей по их подготовке к принятию в группу особого ребенка.

Работа проводилась по четырем направлениям:

1. Информационно – аналитическое, в рамках которого выявляются интересы, потребности, запросы родителей, уровень их педагогической грамотности. В качестве основной формы работы в данном направлении выступает «Почтовый ящик». Данная форма достаточно востребована у всех родителей детского сада, при этом родители имеют возможность в удобное время задать письменный вопрос, а педагог при этом имеет время на формулировку компетентного ответа.

2. Познавательное направление предполагает ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, а так же формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Родительское собрание – является классической и самой распространенной формой. Два раза в год в группе, которую посещает ребенок с ОВЗ проводятся, родительские собрания под единой тематикой «Мы разные, но мы вместе!», на которые приглашаются все родители, педагог-психолог и поднимаются вопросы адаптации ребенка в группе сверстников, подготовке детей к принятию особого ребенка. Так как в детском саду только один ребенок с ОВЗ, то проведение массовых, специально организованных консультаций не предусмотрено. Консультации индивидуальны и производятся по требованию родителей. Консультации возможны с привлечением специалистов, так и силами самих педагогов. Востребованной формой работы в д/с «Ручеек» выступает педагогическая библиотека для родителей. Педагогический коллектив подбирает информационные источники для родителей и для педагогов. Воспитатели совместно с родителями ведут Портфолио ребенка, в котором фиксируют все изменения. Новой для педагогов нашего сада формой взаимодействия с родителями выступает «Родительский лекторий». В связи с тем, что в саду только один ребенок, то субъектами взаимодействия была выбрана виртуальная форма общения по средствам электронной почты.

3. Досуговое направление используется с целью установления эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Воспитатели разрабатывают сценарии досуговых мероприятий с учетом возможностей ребенка с ОВЗ, планируют участие ребенка и его родителей в массовых праздниках.

4. Наглядно-информационное направление дает возможность родителям ознакомиться с работой детского сада. Для родителей ребенка с ОВЗ проводятся регулярно открытые занятия, с целью демонстрации видимых изменений в поведении ребенка, а так же демонстрации возможных форм работы с ним в домашних условиях, например в период реабилитации в ЛПУ.

Таким образом, комплексный подход к решению сложной для всего педагогического коллектива проблемы позволил получить положительные результаты. Педагоги на достаточном уровне овладели знаниями, умениями и трудовыми функциями, а родители ребенка отметили положительную динамику как в физическом состоянии ребенка, так и в психоэмоциональном.

Публикации по теме:

Аннотация к проекту по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья Аннотация Подготовка детей к школе — одна из актуальных проблем российского образования, а особенно детей с ограниченными возможностями.

Инклюзивное образование в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья Инклюзивное образование – прогрессивный шаг в развитии образования детей с ограниченными возможностями здоровья и становится широко распространенной.

Методические рекомендации по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья Пояснительная записка Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен,добродушен.

Проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России Кочеткова Анастасия Геннадьевна, Барыленко Татьяна Сергеевна, Аннотация: в статье раскрываются основные проблемы образования в контексте.

Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья Из опыта работы Козиковой Елены Васильевны, воспитателя I категории СП «Детский сад Солнышко «ГБОУ СОШ им. А. М. Шулайкина с Старый Аманак.

Роль игры в жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Из опыта работы Гудковой Юлии Александровны, воспитателя I категории СП «Детский сад Солнышко» ГБОУ СОШ им. А. М. Шулайкина с. Старый Аманак.

Школа для родителей: «Ребенок с ограниченными возможностями. Развитие движений, обучение действиям с предметами». Появление в семье ребенка – одна из самых больших радостей в жизни. С детьми родители связывают свои самые светлые надежды. Однако рождение.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровьяСоциальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Мир «особого» ребенка интересен и пуглив. Мир «особого» ребенка безобразен.

Специфика психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Под термином «задержка психоречевого развития» понимаются синдромы временного отставания развития моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых.

Взаимодействие специалистов и воспитателей в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Мир, в котором живёт современный ребёнок, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в детском саду: опыт работы
Опубликовано: 21 сентября 2016 в 12:50
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в детском саду: опыт работы» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Макарова (УИ 459347) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД