Ольга Филиппова
Школа для родителей: «Ребенок с ограниченными возможностями. Развитие движений, обучение действиям с предметами».
▼ Скачать + Заказать документы
Появление в семье ребенка – одна из самых больших радостей в жизни. С детьми родители связывают свои самые светлые надежды. Однако рождение ребенка с отклонениями в развитии ставит его родителей перед неожиданными проблемами. Обычные дети от природы «запрограммированы» на развитие и обучение. У детей с особыми нуждами все обстоит иначе. Чтобы учиться и развиваться, им необходима дополнительная стимуляция, помощь и поддержка взрослых.
Публикация «Школа для родителей: „Ребенок с ограниченными возможностями, Развитие движений, обучение действиям с предметами“,» размещена в разделах
Бытует мнение, что с педагогической работой можно подождать, а ребенок с возрастом самостоятельно научиться одеваться, играть, говорить. Это ошибочная точка зрения. Начинать регулярные занятия с малышом нужно как можно раньше и проводить их регулярно, изо дня в день, а не эпизодически. Однако практика показала, что необучаемых детей нет : если ребенку не под силу натянуть колготки, то он, возможно, самостоятельно наденет панаму; если он не сможет выложить из палочек простую фигуру, то их и сложит в коробочку.
Дети с недостатками в развитии отличаются грубыми нарушениями всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы. Сегодня мы остановимся на движениях ребенка.
Движения ребенка с ограниченными возможностями неуклюжи, не координированы, их точность и темп нарушены. Чаще всего, ребенок бывает медлителен и неловок. Особенно плохо удаются малышу движения пальцев рук : ребенок с трудом учится шнуровать ботинки, застегивать пуговицы. Он не может бросить и поймать мячик, надеть кольца на стержень, чтобы собрать пирамидку. Из-за нарушений координации движений дети с трудом себя обслуживают, они требуют постоянного ухода. Поэтому с самого раннего возраста необходимо уделять внимание коррекции движений ребенка.
Иногда у ребенка возникают непроизвольные движения, например покачивания туловищем. Заметив появление таких навязчивых движений, взрослый должен чем-нибудь занять своего ребенка : предложить убрать игрушки в ящик, что-то принести, переставить и т. п. Нельзя оставлять ребенка бездеятельным долгое время.
Далее я хотела бы предложить ряд заданий, развивающих движения ребенка и обучающих действиям с предметами.
Прежде всего, хотелось бы вспомнить основные принципы работы с детьми, имеющими нарушения развития.
Занятия следует проводить в игровой форме. Вносите в жизнь ребенка положительные эмоции, хвалите, поддерживайте любую его инициативу. На занятиях с ребенком необходимо использовать наглядно – практические средства, вовлекать в практическую деятельность самого малыша. Показывайте ребенку, как выполнять то или иное задание, затем вместе с ним повторяйте необходимые действия. В результате у него вырабатываются несложные умения и навыки.
У большинства детей наблюдается недоразвитие моторики. Такие двигательные нарушения, как частичные парезы, параличи, являются средством поражения центральной нервной системы. Имеются и другие дефекты двигательной сферы, в основе которых нет органических поражений, что является следствием образа жизни таких детей, так как многие дети вялы, апатичны, малоподвижны.
Для усвоения малышом элементарных движений необходимы многократные повторения, сочетающиеся с показом. Научите ребенка вставать, держась за какую-нибудь опору, покажите, как садиться на стул, сгибая ноги в коленях. Особые трудности вызывает спуск и подъем по лестнице. Начните с того, что, переставляя ноги малыша необходимо двигаться со ступеньки на ступеньку. Затем объясните назначение перил.
Большое внимание уделяйте действиям с предметами. Одно из таких действий, обязательных для усвоения – хватание, обучение умению удерживать предмет. Часто, имея в руках игрушку, малыш тянет ее в рот, бросает на пол, поэтому много времени уделяйте осмыслению подобных действий.
Прежде всего, научите малыша захвату действий предметов, отличающихся друг от друга по форме, величине, весу. Пусть он упражняется в перекладывании с одного места на другое, в катание мяча от себя к вам и обратно, в переносе игрушек на определенное расстояние и др. Научите его брать мелкие предметы и класть их в коробки или банки. Научите опускать предмет, который он держит на твердую поверхность или в вашу ладонь. Поощряйте бросание предметов, издающих привлекательные звуки. Научите ребенка выделять свойства предметов (твердый, мягкий).
Учите ребенка играть на детском пианино, нажимать выключатели, кнопки. Учите ребенка набирать номер на телефоне «старого образца» с вращающимся диском. При пускании мыльных пузырей пусть ребенок трогает и протыкает их пальцем.
Когда ребенок станет постарше, нацеливайте его деятельность в практическое русло. Учите его пользоваться ключом, открывать двери с различными ручками, включать и выключать бытовые приборы. Учите играть его с тестом, раскатывая его скалкой; вырезать с помощью формочек различные фигурки.
Обучайте ребенка пространственной ориентировке в квартире, во дворе. Например, попросите его показать и по возможности назвать предметы мебели, расположенные впереди, сзади, справа от него, показать потолок, пол. Попросите его: «Покажи шкаф», «Подойди к дивану». Если вы показываете окружающие предметы, и если объект находится вверху, малышу нужно поднять руку, а если внизу – присесть.
Выполняйте с ребенком и другие упражнения. Так натянув веревку, командуйте: «Мяч наверху!», - ребенок перебрасывает мяч через веревку; по команде «Мяч внизу!» - прокатывает мяч под веревкой.
Учите малыша наблюдательности во время прогулок, обращайте его внимание на то, что его окружает, постоянно проговаривайте ваши действия, ведите беседу с ребенком.
Приведенные выше упражнения не являются единственными и абсолютными. Не бойтесь полагаться на интуицию! Концентрируйтесь на успехах ребенка, не обращайте внимание на его неудачи! Успехов вам!