Любовь Задорожняя
Речевое развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В работе по развитию речи педагогу приходится учитывать, как объективно существующие закономерности усвоения речи детьми, так и уровень фактического уровня усвоения ребенком определенных языковых навыков. Поэтому каждую предложенную методическую разработку фактически приходится адаптировать под конкретную данную группу детей. (книги)
Так как восприятие и понимание ребенком речи окружающих зависит прежде всего от натренированности мускулатуры его органов речи, в плане воспитательно-образовательной деятельности необходимо предусмотреть максимум речевой активности детей не только на занятиях по развитию речи, но и на всех видах деятельности.
Публикация «Речевое развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Но все же при решении многих задач развития речи ведущими являются фронтальные формы работы, т. е образовательная деятельность.
На НОД по развитию речи в детском саду воспитательная, образовательная и чисто языковая задачи решаются в их единстве. В отличие от других видов НОД живая разговорная речь и художественная литература на НОД является не только средством умственного, нравственного, эстетического воспитания, но и предметом практического освоения. Поэтому при проведении каждой ОД важно на фоне общепедагогических задач особо выделять языковые, которые предстоит решать на данной ОД.
Одной из обязательных частей каждого занятия является формирование грамматического строя речи которое, в дошкольном возрасте, идет одновременно с обогащением словаря и практическим освоением как единицы речи. Осваивая лексические и грамматические языковые значения разной степени обобщенности, ребенок практически постигает логику родного языка, учится мыслить логически. Обучение грамматически правильной речи носит характер упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него в старших группах. Наглядным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки, картинки. Заниматься грамматикой следует непродолжительно, так как материал сложен. Играм и упражнениям отводится 5-10 минут, они составляют лишь часть занятия по развитию речи. ОД должна проходить непринужденно, живо. Причем воспитателю не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию. В младших группах необходимо вводить игровые персонажи, особенно при повторении материала. Для того чтобы заинтересовать детей, можно в предлагаемые связи включать имена присутствующих, давать задания придумать предложения о самих себе. (по Ушаковой показать задачи по всем направлениям)
Планируя ОД по развитию речи, воспитатель должен строить их с опорой на основные принципы методики, помнить, что методы и приемы работы обусловлены как закономерностями осваиваемого языка, так и возрастными психическими закономерностями восприятия, памяти, воображения, мышления детей.
Так в работе с детьми младших групп (когда запас впечатлений представлений еще очень мал, работа речедвигательного аппарата несовершенна, но вместе с тем ярко выражена способность к подражанию) метод имитации, или отраженной речи, будет ведущим. Другие методы (метод разговора-беседы, метод пересказа, метод рассказывания - сочинения) хотя и имеют место в работе с малышами, но используются в качестве сопутствующих.
Методом имитации воспитатель пользуется и в старших возрастных группах- на первоначальном этапе выработки у детей новых, более сложных речевых умений и навыков. Так, знакомя с понятием предложение, воспитатель произносит вслух несколько предложений, говорит, что предложением можно сказать о каждом предмете, находящемся рядом или далеко от нас, и предлагает детям придумать предложения. Подражая примерам, они придумывают предложения об игрушках, предметах мебели, растениях и картинах, украшающих группу, или о предметах и явлениях, находящихся за пределами детского сада.
Обучая придумыванию рассказов, воспитатель вначале демонстрирует свой рассказ-образец. Затем, напомнив детям его структуру, план (где было, когда, с чего начиналось, что было потом, чем закончился рассказ, он предлагает придумать свои рассказы. Дети, составляя рассказ по образцу, с трудом преодолевают тягу к прямому копированию содержания. Воспитатель должен это учитывать, подводить их мысль к «своему» содержанию.
Метод разговора - беседы целесообразен при активизации речевого запаса детей, побуждает их уместно пользоваться словами, конструкциями предложений. При этом в младших группах воспитатель использует прием опоры на натуральные объекты и их модели (игрушки, на картинки, а в старших группах – на словесные дидактические игры.
Метод пересказа широко используется в работе с детьми начиная с пятого года жизни. Если у младших дошкольников требование взрослого запомнить не приводит к выделению ими соответствующей цели, то «старшие» дети уже владеют умением принимать задачу запомнить и припомнить. С помощью этого метода обогащаются все компоненты языка (лексика, грамматика, интонации). Дети практически осваивают связную диалогическую и монологическую речи на лучших образцах художественной литературы. Задача воспитателя при планировании занятий по пересказу художественных произведений- отобрать тексты, доступные по содержанию и стилю изложения детям данной возрастной группы.
Метод сочинения также предполагает использование разных приемов обучения детей творческому рассказыванию: по восприятию (наблюдению) воображению.
Все стороны речи ребенка надо развивать параллельно, одновременно, а не поочередно, так как все они взаимосвязаны. Поэтому на одном занятии приходится решать сразу несколько языковых задач, одна из которых будет основной, а другие-сопутствующими.
Решение нескольких языковых задач требует различных приемов работы и более сложной структуры занятия, но желательно, чтобы весь материал был объединен по содержанию тематически.
Важную роль играют активные приемы обучения, предупреждающие появление ошибки, концентрирующие внимание детей на правильной словоформе, словосочетании. Это такие приемы, как:
1. образец речи педагога (именно поэтому необходимо уделять особое внимание правильности речи самого педагога)
2. указания (разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие)
3. мотивировка учебного материала (Запомните это. Ведь каждый из вас должен научиться говорить правильно и красиво. Это трудное задание, но я знаю, что вы с ним справитесь.)
4. сравнение (сопоставляются окончания прилагательных разного рода, окончания существительных). Сравнение помогает дифференцировать грамматические формы и на основе этой дифференциации вырабатывать условные речевые рефлексы.
5. сопряженная речь (то есть совместное повторение произнесенных фраз, 6. отраженная речь (повторение за педагогом)
7. исправление (здесь важно не повторять за ребенком неправильно произнесенное слово, быть доброжелательным, исправленное слово произносить громко и четко, в беседе и рассказе не требовать повторения)
8. вопросы (Основные могут быть констатирующими – «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями – «почему? зачем? чем похожи?» Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими. Педагогу необходимо овладеть методически правильной постановкой вопросов. Они должны быть четкими, целенаправленными, выражать основную мысль. Необходимо правильно определять место логического ударения в вопросе, направлять внимание детей на слово, несущее основную смысловую нагрузку)
В реальном педагогическом процессе приемы используются комплексно. Так, в обобщающей беседе могут быть использованы разного типа вопросы, показ предметов, игрушек, картин, игровые приемы, художественное слово, оценка, указания. Воспитатель пользуется разными приемами в зависимости от задачи, содержания занятия, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Особое место занимает текстовый дидактический материал - сказки, песенки, стихотворения, рассказы, загадки, пословицы, чистоговорки. Этот материал по тематике должен соответствовать содержанию занятия, его образовательной цели, дидактической задаче, должен обеспечивать возможность упражнять детей в звуковом анализе или произнесении звуков либо в морфологическом анализе слова с целью определения средств выразительности, и т. д. Этот материал должен быть художественным, образным и доступным для понимания детьми данной возрастной группы (объем, сложность содержания, количество новых слов-понятий, их сложность).
При проведении занятия важно предусмотреть закрепление получаемых детьми знаний, умения и навыков, а значит, необходимы повторные упражнения на однородном материале, облегченном или усложненном в зависимости от успехов. Эти упражнения должны быть смежными по времени, чтобы не допускать угасания навыка в процессе его формирования.
Успешность руководства развитием речи детей в повседневной жизни, как и результативность обучения на занятиях, зависит от того, сумел ли педагог установить контакт с каждым ребенком, завоевать его доверие. Видеть всех и каждого, понимая каждое проявление детской мысли и чувства, любить маленького человека – необходимая предпосылка для успешного воздействия на речь, на личность ребенка в целом.
По большому счету цель всей нашей работы по развитию речи – «разговорить» детей, вызвать на общение, услышать отклик на наш посыл. Именно на это направлены все наши старания и ухищрения: мы стараемся в каждое занятие внести что то вызывающее отзыв и бывает, приходится импровизировать и изобретать новое, если что то задуманное не срабатывает. Постоянный поиск интересных приемов в интернете, обмен опытом с коллегами, все это помогает нам в работе.