Папки-передвижки

Цикл занятий по развитию речи «Дикие и домашние животные»

Анжела Набокова
Цикл занятий по развитию речи «Дикие и домашние животные»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Актуальные задачи речевого развития.

Работа над звуковой культурой речи. Продолжать работу над автоматизацией звука /ш/; упражнять в умении дифференцировать в речи звуки /ш/ и /с/, правильно использовать эти звуки в словах, предложениях, в рассказе; упражнять в умении определять место заданного звука в слове; продолжать работу над интонационной выразительностью.

Публикация «Цикл занятий по развитию речи „Дикие и домашние животные“» размещена в разделах

Обогащение словаря. Учить детей точно называть предмет, его качества и действия; упражнять в умении дифференцировать домашних и диких животных; активизировать в речи слова-обобщения, названия животных.

Формирование грамматического строя речи. Способствовать формированию лексико-грамматических обобщений: упражнять детей в умении образовывать притяжательные прилагательные, использовать их в речи; упражнять в образовании слов с помощью суффикса –ниц-. Упражнять в умении правильно изменять слова, ставить в родительный падеж множественного числа. Продолжать работу над синтаксической конструкцией: учить правильно строить предложение, используя подчинительный союз потому что.

Развитие связной речи. Закреплять умение составлять описательный рассказ (загадку) о предмете, пользуясь составленным планом-схемой; продолжать учить детей составлять описательный рассказ из личного опыта, придерживаясь плана; продолжать учить связно и последовательно пересказывать текст без помощи взрослого.

2. План серии занятий.

Тема занятий

Задачи

1. Пересказ рассказа «Серый плутишка»

- Развитие звуковой стороны речи : упражнять в умении определять место заданного звука в слове; в умении дифференцировать звуки /ш/ и /с/ в словах; учить правильно произносить звуки во время рассказывания; продолжать работу над интонационной выразительностью.

- Обогащение словаря: упражнять в умении подбирать к слову подходящие по смыслу слова определения.

- Развитие связной речи : продолжать учить связно и последовательно пересказывать текст без помощи взрослого.

2. Составление описательных рассказов (загадок) о животных.

- Обогащение словаря. Учить детей точно называть предмет, его качества и действия; упражнять в умении дифференцировать домашних и диких животных; активизировать в речи слова-обобщения, названия животных.

- Развитие звуковой культуры речи. Продолжать автоматизировать звук /ш/; упражнять в умении дифференцировать в речи звуки /ш/ и /с/; упражнять в умении четко произносить эти звуки в предложениях; учить использовать разную интонацию для передачи настроения.

- Формирование грамматического строя речи. Упражнять детей в умении образовывать притяжательные прилагательные, использовать их в речи.

- Развитие связной речи. Закреплять умение составлять описательный рассказ (загадку) о предмете, пользуясь составленным планом-схемой.

3. «У зайца день рождения»

- Формирование грамматического строя речи. Способствовать формированию лексико-грамматических обобщений, упражнять в образовании слов с помощью суффикса –ниц-; упражнять в умении правильно изменять слова, ставить в родительный падеж множественного числа. ; продолжать работу над синтаксической конструкцией: учить правильно строить предложение, используя подчинительный союз потому что.

- Обогащение словаря. Активизировать словарь детей за счёт слов-определений, передающих особенности внешнего вида и характер персонажа.

- Развитие звуковой культуры речи. Учить интонацией, голосом передавать характер персонажа.

4. Составление описательных рассказов из личного опыта «Если бы у меня был…» Итоговое занятие.

- Развитие связной речи. Продолжать учить детей составлять описательный рассказ из личного опыта, придерживаясь плана.

- Работа над звуковой культурой речи. Упражнять в умении дифференцировать в речи звуки /ш/ и /с/, правильно использовать эти звуки в словах.

3. Примерные конспекты занятий.

1.

Тема: пересказ рассказа «Серый плутишка».

Ход занятия:

1. Игра «Кто на каком поезде поедет?». Дифференциация звуков /ш/ и /с/, определение места звука в слове.

Воспитатель предлагает детям изображение двух поездов для звуков /ш/ и /с/. В каждом поезде по 3 вагона с изображениями схем слов: 1 – для слов, в которых заданный звук в начале слова, 2 – в середине слова, 3 – в конце слова.

- Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на двух поездах. А вот наш багаж (картинки). В один поезд погружаем предметы со звуком /ш/, а в другой – со звуком /с/. Обратите внимание на вагоны, на них изображены схемы слов. Что они обозначают? (Ответы детей).

Набор картинок: шапка, шуба, подушка, рубашка, карандаш; санки, сапоги, бусы, маска, поднос, глобус.

- Кто из наших детей поедет на поезде? (Паша, Гоша, Саша)

- А как же быть с Катей, Митей, Ильёй? Давайте изменим их имена так, что бы появился звук /ш/ (Катюша, Митюша, Илюша).

2. Подбор слов определений, подходящих по смыслу.

Воспитатель показывает детям картинку с изображением кота.

- Посмотрите, кто преградил нам дорогу. Кот тоже же хочет ехать на поезде, но можем ли мы его взять? (Нет звуков ш, с) Давайте изменим слово так, чтобы звук появился. Попробуем назвать кота ласково (котик, котенька, коток, котишка) Если дети затрудняются, вариант котишка предлагает воспитатель.

- Про какого кота можно сказать котишка? Какой у него может быть характер? (маленький, ласковый, хитрый, озорной, баловник, плутишка)

- Вот про такого котишку послушайте рассказ.

3. Первое чтение рассказа.

Серый плутишка.

Был у Миши котишка — серый плутишка. У котишки хвост пушистый, шёрстка мягкая. Сам он серенький, полосатенький. Голос у котишки ласковый.

Миша давал ему молока и каши. Котишка кашу не любил, просил мясо. Котишка был ленивый и мышей не ловил. Мыши его совсем не боялись. Хорошо было мышам. Хорошо было и плутишке. Поспит сладко, молока полакает. Прыгнет на окошко и греет спинку на солнышке.

- Какой был у Миши котишка? Как он выглядел? Какой у него был голос? Постарайтесь использовать слова из рассказа

- Чем кормил котишку Миша?

- Какой у котишки был характер? Как себя чувствовали мыши? Почему?

- Хорошо ли жилось котишке?

4. Второе чтение рассказа.

- Послушайте рассказ ещё раз, постарайтесь его запомнить.

5. Рассказы детей. Анализ рассказов.

Воспитатель обращает внимание на правильное произнесение звуков /ш/ и /с/.

- Всё ли рассказала Саша? Какие слова из её рассказа были удачными? Что вам особенно понравилось? Какие слова Саша не использовала? Что забыла сказать про котишку?

6. Чтение поговорки.

- Послушайте поговорку: «Кошка спит, а мышку видит».

- Относится ли эта поговорка к нашему котишке? Почему? Какой характеру кошки из поговорки?

- Скажите поговорку так, чтобы была понятен хитрый характер кошки. Старайтесь произносить звуки правильно.

7. Итог занятия.

- Подумайте, за что вы себя можете похвалить, что вам удалось, что понравилось делать.

( Дети начинают ответы со слов: «Я – молодец, потому что…», «Мне понравилось…», «У меня получилось…»).

2.

Тема занятия : составление описательных рассказов (загадок) о животных.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Уточнение артикуляции и автоматизация звука ш.

- Отправляемся на поезде в путешествие. Наши кулачки – это колёса. Короткий стук – звук т, длинный – ш.

Отражё нное повторение ритма за воспитателем: т-т-ш-ш-ш, т-т-т-т-ш-ш-ш.

2. Упражнение «Кто какой голос подаёт?»

- Мы приехали на полянку. Что за шум, что за гвалт. Это животные собрались и кричат на все лады:

кошка… (мяукает, собака (лает, волк… (воет, лиса… (тявкает, корова (мычит, мышь (пищит, медведь… (рычит, свинья… (хрюкает, еж… (фыркает).

3. Упражнение «Чьи хвосты?»

-Что же они не поделили? Из-за чего такой шум? Да тут посмотрите, фотографии, но на них только уши, хвосты, носы, колючки. Какой-то неумелый фотограф так сфотографировал зверей. Поможем им разобраться: уши… (собачьи, этот хвост… (волчий, эта морда… (лисья, уши… (мышиные, лапа… (медвежья, пятачок… (поросячий, иголки… (ежиные).

4. Упражнение «Где чей дом?»

- Ну вот, фотографии всем раздали, но звери не унимаются. Не ужиться им на одной полянке! Почему? (Ответы детей). Диких животных отправим в лес, а домашних – в деревню.

5. Составление загадок о животных.

- Я загадаю вам загадку о каком-то из этих животных. Попробуйте догадаться. Но есть одно правило: надо дослушать загадку до конца, до вопроса «Кто это?»

Это домашнее животное. У неё на спинке – шетинка, ушки – торчком, нос – пятачком, хвостик – крючком. Она хрюкает. Ест то, что даст хозяйка: овощи, фрукты, кашу, хлеб.

- Конечно же, это свинья. Какие слова в моей загадке помогли вам найти правильный ответ?

6. Составление плана-схемы описательных рассказов.

- Что в загадке надо рассказать о животном?

Для каждого этапа рассказа дети вместе с воспитателем придумывают обозначение.

Домашнее или дикое животное.

Как выглядит, какие характерные особенности.

Какие издаёт звуки.

Чем питается.

7. Анализ описательных рассказов.

- Как вы догадались? Какие слова в загадке помогли вам найти правильный ответ?

- Почему было трудно отгадать эту загадку? Посмотрите на схему. Что ещё можно было сказать о волке?

8. Проговаривание чистоговорки.

Мишка шапкой шишку сшиб.

Задания детям:

- Скажите чистоговорку с разным выражением: радостно, грустно, вопросительно, удивлённо, с гордостью.

3.

Тема занятия : «У зайца день рождения».

Ход занятия:

1. Упражнение «Накроем на стол».

- У зайца сегодня день рождения. Он пригласила гостей и теперь готовится к их приходу. Давайте поможем ему накрыть на стол. Назовите, что заяц ставит на стол: предмет, в который кладут салфетки… (салфетница); предмет, в который кладут хлеб… (хлебница); посуда для сахара… (сахарница); посуда для конфет… (конфетница); предмет, в который можно положить сухари и печенье… (сухарница).

2. Упражнение «Похвалюшки»

- А вот и гости подошли (игрушки) : медведь, лиса, белка, и ёжик. Тут начались поздравления и разные приятные, ласковые слова. Давайте вместе с гостями похвалим именинника. Выберите себе гостя, и постарайтесь от его имени, его голосом похвалить зайца (сказать, как медведь, низким голосом; как лиса – хитро, ласково; как белка – весело, звонко; как ёжик – тихо, рассудительно)

- Зайчик, ты такой пушистый, добрый, озорной, весёлый, дружелюбный, доверчивый…

Воспитатель помогает детям образовывать новые слова, если те затрудняются: длинные уши… (длинноухий, быстрые ноги… (быстроногий, короткий хвост… (короткохвостый, всем доверяет… (доверчивый) и т. п.

3. Игра «Чего у меня нет»

- Гости принесли много подарков имениннику.

Воспитатель раздаё т детям по 2 картинки с изображением предметов во множественном числе: мячи, карандаши, книги, кубики, скакалки, машины, цветы и т. п.

Заяц говорит, какие предметы он выбирает, а ребёнок отвечает, чего у него теперь нет.

- Я выбираю карандаши.

- Теперь у меня нет карандашей.

4. Упражнение «Закончи предложение».

- А потом заяц, и все его друзья отправились гулять. И вот послушайте, что с ними произошло. Только в моём рассказе не хватает некоторых объяснений, почему так получилось. Ну да, вы мне, конечно, поможете.

Стали друзья решать. во что же им поиграть. Заяц очень хотел бегать на перегонки, (почему)потому что… А ёжику и медведю эта игра не нравилась, (почему) потому что… Белка предложила прыгать через скакалку, (почему) потому что… Но лиса сказала, что эта игра ей не подходит, (почему) потому что… Ёжик подумал и предложил игру в прятки, и все обрадовались, (почему) потому что… Друзья весело играли. Лучше всех удавалось спрятаться лисе, (почему) потому что… А медведь дольше всех водил, (почему) потому что… Но тут заяц заметил, что игру пора заканчивать, пора расходиться по домам, (почему) потому что… Друзья попрощались, и договорились встретиться завтра, (почему) потому что…

5. Итог занятия.

- Подумайте, за что вы себя можете похвалить, что вам удалось, что понравилось делать.

( Дети начинают ответы со слов: «Я – молодец, потому что…», «Мне понравилось…», «У меня получилось…»).

4. Итоговое занятие.

Тема занятия : составление описательного рассказа из личного опыта «Если бы у меня был…»

Предварительная работа: нарисовать любимое животное.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Игра "Наведи порядок”.

- Прежде чем начать занятие, надо навести порядок со звуками. Расшалились звуки /ш/ и /с/. Получилась путаница.

Положили в плошку каску.

Надевал пожарный кашку.

Сочинял писатель башню.

Рисовал художник басню.

Сладко спит в берлоге миска.

На столе с салатом мишка.

На лицо надета Машка.

Имя нашей кошки маска.

На глазах у детворы.

Крысу красят маляры.

Дети исправляют ошибки после каждого двустишья.

2. Составление описательных рассказов из личного опыта детей.

- На этой неделе мы с вами говорили о разных животных : и о диких, и о домашних. Все они интересны, у каждого есть свои особенности, характер. Наверняка каждому из вас нравится какое-то животное, и вам хотелось бы с ним подружиться. И я знаю, что вы их даже нарисовали. Давайте представим, что ваша мечта сбылась, и у вас появился такой друг.

а) Составление плана рассказа.

- Подумаем, что должно быть в рассказе, что бы он получился интересным?

Рассказ будет состоять из трёх частей. (Воспитатель предлагает детям круг, разрезанный на 3 части, зеленого, красного и синего цвета). Первая часть, зелёного цвета, начинается со слов «Мне нравится…» Как вы думаете, что в ней будет? В ней вы расскажете о том, кто вам нравится и почему.

Вторая часть, красного цвета, называется «Я знаю, что…». О чём вы расскажете? Здесь можно будет рассказать что-то интересное о том, что вам известно о животном.

Третья часть, синего цвета, начинается со слов «Если бы у меня был…». Тут нужно будет пофантазировать. Может быть, вы будете за ним как-то по-особенному ухаживать, играть с ним. Может быть, что-то особенное сделаете для своего друга.

б) Рассказы детей. (Записываются на диктофон для дальнейшей работы).

в) Анализ рассказов.

После каждого рассказа предлагаем детям дать оценку рассказу:

- Было ли интересно слушать?

- Все ли части использовал рассказчик?

- Что особенно понравилось, запомнилось? Какие интересные слова использовал рассказчик?

Воспитатель оценивает положительные моменты, достижения, отмечает темп рассказывания, отсутствие длительных пауз, правильность построения предложений.

3. Итог занятия.

Предложить детям создать книгу, используя их рисунки и рассказы. Придумать название для книги.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Домашние и дикие животные и птицы»Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Домашние и дикие животные и птицы» Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Домашние и дикие животные и птицы» во 2 младшей группе.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Дикие и домашние животные»Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Дикие и домашние животные» Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие и домашние животные». Совершенствование грамматического.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в первой группе раннего возраста на тему «Дикие и домашние животные»Конспект интегрированного занятия по развитию речи в первой группе раннего возраста на тему «Дикие и домашние животные» Цель: развитие всех компонентов устной речи детей, ознакомление детей о жизни домашних и диких животных. Задачи: Образовательные: формировать.

Конспект НОД по развитию речи «Дикие животные» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Дикие животные» в средней группе Цель: расширение представления о диких животных. Задачи: Образовательные: использовать в речи предлоги и описательные прилагательные;.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Дикие животные» Цель: Расширение словарного запаса и закрепление знаний названий диких животных у дошкольников. Задачи: 1. Закрепление в речи названий диких.

Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы «Дикие и домашние животные»Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы «Дикие и домашние животные» Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы «Дикие и домашние животные» Образовательная область: «Познавательное развитие»,.

Дидактическое пособие из ткани для развития речи и мелкой моторики «Домашние и дикие животные» для детей 2–3 летДидактическое пособие из ткани для развития речи и мелкой моторики «Домашние и дикие животные» для детей 2–3 лет НОД: Развитие речи. Познавательное развитие. Возраст:2 года - 3 года Ожидаемые результаты:сформированное представление о домашних и диких.

ННОД по развитию речи «Дикие животные Сибири» ННОД по развитию речи «Дикие животные Сибири» Тема: «Дикие животные Сибири». Задачи: - Углублять знания детей о диких животных наших лесов,.

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Дикие и домашние животные»Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Дикие и домашние животные» Цели: 1. Закрепление представлений о диких и домашних животных. 2. Образование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Цикл занятий по развитию речи «Дикие и домашние животные»
Опубликовано: 12 марта 2024 в 13:57
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Цикл занятий по развитию речи «Дикие и домашние животные»» (включая файлы) размещена пользователем Анжела Набокова (УИ 3262795) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД