Сусанна Остапенко
Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Слайд 2
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Публикация «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Слайд 3
Речевое развитие в ДОУ направлено на совершенствование всех сторон речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование предпосылок обучения грамоте; овладение речью как средством общения, развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой.
Слайд 4
Раздел рабочей программы по речевому развитию детей второй младшей группы (от 3 до 4 лет) составлена в соответствии с ФГОС ДО, на основе образовательной программы государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического пособия:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика – Синтез, 2019.
2. Гербова В. В «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа». – М. : Мозаика – Синтез, 2017.
Основная часть
Реализация программы
Программой предусмотрено:
количество занятий – 1 раз в неделю (36 занятий в учебный год);
длительность занятия – 15 мин. ;
форма организации образовательного процесса – групповая.
Слайд 5
Цель программы:
• овладение детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
• развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
• развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи — диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
• практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Работа по развитию речи детей проходит в определённой последовательности. Она включает в себя:
1. Работу над звуковой культурой речи;
2. Формирование грамматических навыков;
3. Расширение словарного запаса слов;
4. Развитие связной речи.
В работе применяются следующие методы развития речи :
1. Имитационный метод (метод обучения по образцу) :
составление предложений по образцу педагога;
обучение произношению и интонациям;
выразительное чтение стихотворения;
описание, повествование, рассуждение по образцу.
2. Проблемный (поисковый) метод обучения:
речевые логические задачи;
проблемные вопросы;
сравнение;
экспериментирование;
дидактические игры.
3. Коммуникативный метод:
беседы;
ролевые игры;
наблюдения;
любые виды деятельности, которые могут вызвать потребность ребенка высказываться.
4. Анализ высказываний детей:
Делать замечания по существу, вносить конструктивные предложения, всем вместе обдумывать, как было бы сказать правильнее.
Средства развития речи :
• общение взрослых и детей;
• культурная языковая среда;
• обучение родной речи;
• художественная литература;
• изобразительное искусство, музыка, театр и т. п.
Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды.
Создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.
Развивающая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
В качестве основных компонентов речевой развивающей среды выделяютследующие:
- речь педагога;
- методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;
- специальное оборудование для каждой возрастной группы.
Для формирования фонематического восприятия слуха используются шумовые инструменты: звуковые коробочки, музыкальные инструменты: барабаны, дудочка, бубен, погремушки, колокольчик, детское пианино; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков, игры с парными карточками.
Для активизации словаря обобщающих понятий и лексико–грамматических категорий примением предметные картинки по темам «Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Животные», «Бытовые приборы», «Мир вокруг тебя», дидактические игры «Что из чего сделано», «Времена года», «Найди лишнее», «Мама и малыш», «Фигуры» и другие.
Для развития связной речи в группе оформлен кукольный театр. Есть центр «Мир книги», так как развитие активной речи является основной задачей развития детей, то в центрах любимой книги и развития речи подобраны детские книги, соответствующие возрасту, наборы предметных картинок и сюжетных картин для выстраивания ассоциативных связей с уже известными им произведениями. Наши дети любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много книг, имеются фотографии писателей, с творчеством которых дети знакомятся.
В группе имеются маски, которые используются в подвижных играх, которые сопровождаются потешками, диалогами, звукоподражанием.
Развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи ребёнка. Для развития мелкой моторики мы используем вертушки, прицепки, трафареты, пальчиковые игры, мозаики, игры – шнуровки, конструктор, игры, пазлы, липучки и т. д.
Диагностика
Слайд 6
В феврале 2021-2022у. г. была проведена повторная диагностика детей в области речевого развития. В проведении диагностики применялись следующие методы:
наблюдение;
игровые упражнения;
индивидуальная беседа;
тестовые задания.
Диагностика показала, что дети стали более свободно общаться со взрослыми и сверстниками, отвечают на разнообразные вопросы, касающиеся ближайшего окружения, научились слушать текст, рассматривать картинки в книгах. Большинство детей используют в своей речи все части речи. В речи детей появились обобщающие понятия такие как: транспорт, мебель, одежда, профессии. Есть такие дети, которые по сюжетным картинкам могут рассказать сказку (Настя Ц., Хамза, София Т.).
Имеются дети, речевое развитие которых отличается от большинства. Двое детей (Лукас, Лев) имеют смазанную речь, трудную для восприятия, но тем не менее обращенную к ним речь они прекрасно понимают, предлагаемые задания выполняют. Низкие показатели диагностики имеют 3 детей, среди которых ребенок, не до конца понимающий значения слов в силу слабого уровня владения русским языком (Рамазан). Двое детей (София М., Настя Д.) имеютнедоразвитие обоих компонентов детского словаря: количественного (скудный словарный запас) и качественного развитие, т. е. овладение значениями слов.
Заключительная часть
Вывод
По итогам сравнительного анализа показателей начала и данного периода, можно сделать следующие выводы. В целом, результаты большинства детей в пределах возрастной нормы развития, отмечается положительная динамика. Дети с удовольствием рассматривают сюжетные картинки и кратко рассказывают об увиденном; отвечают на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые нераспространенные предложения. Выявлены затруднения у детей в поддержании беседы, в речи отмечаются грамматические ошибки, речь невнятная.
Программный материал в данной образовательной области усвоен на среднем уровне.
В течение учебного года с детьми, имеющими уровень ниже среднего планируется следующая работа: индивидуальные занятия по речевым заданиям, дидактические игры, чтение художественной литературы, индивидуальные беседы, заучивание стихов коллективно и индивидуально; проводить беседы и консультации родителями по данному разделу.
Слайды 7-12