Айгиза Байтурина
Речевые игры для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Речевые игры для детей раннего возраста
Ранний возраст это — стадия психического развития ребенка от 1 года до 3 лет, которая характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий. Ранний возраст – это период активного исследования ребенком окружающего мира.
Публикация «Речевые игры для детей раннего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Раннее развитие – это организованный процесс обучения ребенка в возрасте до 3 лет, который позволяет получить ему определенные знания, овладеть новыми навыками, необходимыми для успешного процесса взросления.
Когда начинается раннее развитие?
Раннее развитие начинается с самого рождения. С первых месяцев жизни ребенок активно взаимодействует с окружающим миром и начинает осваивать основные навыки. С рождения до года проходит целая эпоха в жизни малыша. За это время он учится самостоятельно переворачиваться, сидеть, ползать, ходить, есть, улыбаться, выговаривать первые слова. Поэтому самым важным на этом этапе для него является физическое развитие. То, насколько окрепли его мышцы, позволяет ему скорее встать и увидеть самому, что же находится в этой большой для него квартире. А вот после года большое значение имеют методики, развивающие мышление, память, кругозор, а также речь.
Почему ребенок начинает говорить?
Потребность и необходимость говорить предполагает два главных условия:
1) потребность в общении со взрослым;
2) потребность в предмете, который нужно назвать.
Ни то, ни другое в отдельности к слову еще не ведет. И только ситуация предметного сотрудничества ребенка со взрослым или содержательного, делового общения с ним создает необходимость назвать предмет и значит произнести свое слово.
Значит, главное — это не просто говорить, но играть с ребенком и разговаривать по поводу совместной игры. Для этого подходят кубики, пирамидки, мячики, машинки, картинки и многие другие предметы, с которыми можно заниматься вместе.
Важно, что речевую задачу, т. е. задачу передать что-то словами, впервые ставит перед ребенком именно взрослый. Дети начинают активно произносить слова только под влиянием настойчивых воздействий взрослого, который превращает слово в предмет внимания ребенка. Поэтому очень важно в этом возрасте больше разговаривать с малышом, обсуждать повседневные действия, рассказывать и читать детские стишки, потешки и т. д.
Первые активные слова ребенка появляются во второй половине второго года жизни. В этом возрасте происходит «речевой взрыв», который проявляется в резком нарастании словаря и повышенном интересе ребенка к речи. Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребенка. Дети уже не только могут слушать и понимать обращенную к ним речь, но и прислушиваются к словам, которые к ним не обращены. Они уже понимают содержание простых сказок и стихов и любят слушать их в исполнении взрослых. Они легко запоминают небольшие стихотворения и сказки и воспроизводят их с большой точностью. Они уже пытаются рассказать взрослым о своих впечатлениях и о тех предметах, которые отсутствуют в непосредственной близости. Это значит, что речь начинает отделяться от наглядной ситуации и становится самостоятельным средством общения и мышления ребенка.
Все эти достижения становятся возможными благодаря тому, что ребенок осваивает грамматическую форму речи, которая позволяет связывать между собой отдельные слова, независимо от реального положения тех предметов, которые они обозначают.
Психолого-педагогические условия, необходимые для решения задач по речевому развитию малышей:
-развитие активной речи; развитие пассивной речи (ее понимания);
-приобщение к детской художественной литературе;
-развитие регулятивной функции речи (выполнение речевых инструкций как основы произвольного поведения);
-развитие мелкой моторики.
Речевые игры для детей: играем и развиваемся.
Игра для детей — это всегда увлекательное занятие. Малыши могут часами строить башню, наряжать кукол или собирать конструктор. Но знаете ли вы, что играть можно со словами? Такие игры называются речевыми — они необходимы для развития речевой деятельности ребёнка.
Роль игры в развитии речи ребёнка.
Игра и речь ребёнка тесно связаны между собой. С одной стороны, в игре развивается и совершенствуется речь ребёнка, а с другой — игра становится интереснее и разнообразнее, когда ребёнок овладевает речевыми навыками.
Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, учится общаться со взрослыми и сверстниками, старается говорить и мыслить в нужном направлении.
Чем полезны речевые игры?
Они стимулируют познавательную активность ребёнка, активизируют мышление, обогащают словарный запас, закрепляют правильное произношение звуков, развивают внимание и память, улучшают коммуникативные навыки. В такие игры можно играть дома, по дороге в детский сад или на прогулке. Чем раньше начата работа, тем быстрее в речи малыша появляются первые слова и фразы, а вместе с ними — и интерес к произношению слов.
Ниже мы подобрали для вас самые популярные дидактические игры, которые используют педагоги на своих занятиях по развитию речи детей.
Речевые игры для самых маленьких.
Игры развивающие речь малышей от рождения до 1 года.
1.«Узнай своё имя». Играть от рождения до 3 месяцев.
Цель игры: развитие слухового сосредоточения на своё имя, развитие зрительного сосредоточения на лице мамы.
2.«Музыка». Играть от рождения.
Цель игры: развитие слухового сосредоточения, внимания, зрительной памяти, развитие ориентации в пространстве, развитие вестибулярного аппарата.
3.«Прикоснись ко мне». Играть с момента рождения.
Цель игры: развитие тактильной чувствительности, знакомство с частями тела.
4.«Игры со звучащими предметами». Играть с момента рождения.
Цель игры: развитие зрительной памяти, зрительного сосредоточения на объекте.
Игрушки: разные звучащие игрушки, погремушки, колокольчики, шумелки (плотно закрытые баночки с разными наполнителями -крупой, орехами и т. д.)
5.«Прятки». Играть с 2 месяцев.
Цель игры: развитие тактильного, слухового, зрительного, вестибулярного анализаторов, развитие навыков взаимодействия.
Игрушки: одеяло, платок, в будущем для разнообразия можно использовать не только платок, но и шляпы, лист бумаги, салфетки.
6.«Найди игрушку». Играть с 3 месяцев.
Цель игры: развитие зрительных реакций, целенаправленности действий, развитие навыков взаимодействия.
Для игры: платок и небольшая игрушка, которую удобно хватать ручками (погремушка, любая мягкая или резиновая игрушка).
7.«Познавай мир на руках у мамы». Играть с 4 месяцев.
Цель игры: развитие чувства пространства, анализаторов, стимулирование к познанию окружающего мира и развитие эмоционального восприятия.
8.«Кто к нам пришёл?». Играть с 5 месяцев.
Цель игры: выработка положительной реакции на встречу со знакомыми людьми, формирование доверия к миру и людям, развитие навыков взаимодействия.
9.«Кто в зеркале?» Играть с 5 месяцев.
Цель игры: развитие зрительного анализатора, формирование умения узнавать себя в зеркале.
Для игры: разные головные уборы: кепка, панама, шапочка и прочее.
10.«Что звенит? Где звенит?». Играть с 5 месяцев.
Цель игры: развитие слухового внимания, развитие навыков взаимодействия, развитие равновесия и двигательных навыков.
Для игры: браслеты с колокольчиками, с бубенчиками (можно сделать из детской резинки для волос, прикрепив к ней колокольчик, звенящий бубенчик).
11.«Папа, мама, я — весёлая семья» Играть с 5 месяцев.
Цель игры: Развитие зрительного и вестибулярного анализаторов, чувства пространства, развитие навыков взаимодействия.
12.«Поём слоги вместе». Играть с 5 месяцев.
Цель игры: стимулирование лепета (длинных цепочек слогов, тренировка артикуляционного, голосового аппарата.
Для игры: маме рекомендуем накрасить губы яркой помадой, для фиксации взгляда малыша на них. Создать тишину: закрыть окна, выключить радио, телевизор, убрать шумы от бытовых приборов.
13.«Схватика!». Играть с 6 месяцев.
Цель игры: развивать умение ползать, умение устойчиво сидеть, развивать зрительный анализатор, развивать ориентировку в пространстве, развивать координацию движений.
Для игры: разные игрушки, чистый пол, хорошее настроение.
14.«Я внимательный». Играть с 6 месяцев.
Цель игры: развивать моторику кистей рук, зрительную и слуховую память, слуховое внимание.
Для игры: связать две погремушки на расстоянии десяти сантиметров.
15.«Я исследователь». Играть с 7 месяцев.
В 7 месяцев ребенок умеет хорошо сидеть. У него свободны две ручки. Уже можно предлагать ему предметы, которые он будет учиться открывать, закрывать, толкать, бросать и так далее. Это могут быть погремушки, неваляшки, пластиковые баночки, различной формы коробочки, различных размеров кубики, мячики. Мама обязательно должна показывать малышу и сопровождать нужными словами свои действия, как открывать, как закрывать предметы, куда, что положить.
Помните!
— Дети учатся по подражанию! Маме стоит уделить время объяснению и демонстрации нового предмета и его функций.
— При общении, обязательно располагайтесь лицом к лицу, садитесь напротив малыша. Это позволит хорошо вас видеть, слышать и запоминать.
16.«Найди игрушку». Играть с 8 месяцев.
Цель игры: формировать представления о форме предметов, развивать моторику кистей рук, развивать мотивацию к общению, развивать зрительную память, знакомить ребёнка с названиями предметов.
Для игры: тряпочки размером 30 на 30 различной фактуры или разной фактуры полотенца, 3 игрушки.
17.«Моя куколка». Играть с 9 месяцев.
Цель игры: познакомить с частями тела на кукле, развивать навыки общения, слуховое внимание.
Для игры: кукла или пупс.
18.«Где игрушка?». Играть с 10 месяцев.
Цель игры: развитие внимания, навыков взаимодействия.
Для игры: 3 прозрачных стакана, 3 непрозрачных стакана или чашки, игрушки, помещающиеся под стакан.
19.«Поливай-ка». Играть с 11 месяцев.
Цель игры: познавать свойства воды и предметов, расширять словарный запас слов-действий, развивать навык общения.
Для игры: место для игр с водой, воронки, дуршлаг, баночки пластмассовые разных объёмов, чашки, мельница и прочие предметы для игр с водой.
Игры для развития речи ребенка второго года жизни.
1. Что делает малыш? (с 1 года)
Покажите малышу, как можно обозначить хорошо знакомые ему действия с помощью определённого сочетания звуков. Например, кормя ребенка, говорите: «Ам-ам!», купая: «Куп-куп!», а укладывая спать: «Бай-бай!» Играя с малышом в подвижные игры, не забывайте озвучивать ваши действия. Танцуя, запевайте: «Ля-ля-ля!», топая ногами, произносите: «Топ-топ-топ!», хлопая в ладоши: «Хлоп-хлоп!», прыгая: «Прыг-скок!». Играя с ребёнком в мяч, повторяйте звуковые комплексы и слова: «Опа!», «На!», «Дай!». Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.
2. Голоса животных (с 1 года).
Покажите ребёнку игрушечную корову и скажите: «Му-у-у!», затем покажите кошечку: «Мяу!», собачку: «Ав-ав!», лошадку: «Иго-го!» и т. д. Можно по очереди прятать этих зверюшек в домик из кубиков, за ширму (большую книгу, занавеску или под стол и просить малыша отгадать, кто подает голос. Пусть малыш загадает звуковые загадки, а вы будете их отгадывать. Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания. 3. Кто в сказке живет? (с 1 года)
После того как ребёнок научится узнавать и копировать голоса животных, просмотрите книги со знакомыми сказками и стихами. Попросите малыша показать известных ему персонажей и озвучить их. Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.
4. Музыкальные игрушки (с 1 года)
Продемонстрируйте малышу игру на игрушечных музыкальных инструментах и дайте поиграть ему самому. Покажите, как звучат музыкальные игрушки: дудочка: «Ду-ду-ду!», гармошка: «Тра-та-та!», колокольчик: «Динь-динь!», барабан: «Бум-бум!» После этого произносите соответствующие звукоподражания и, не беря музыкальные инструменты в руки, изобразите, как играют на дудочке, гармошке и колокольчике (см. описание пальчиковых игр). Стимулируйте малыша повторять за вами движения и звукоподражания. Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.
5. Что делает Ляля? (с 1 года)
Полезно организовать игру с куклой, продемонстрировав ребенку знакомые действия с ней, и, конечно же, озвучить их. Пусть кукла смеется, плачет, шалит, падает, удивляет малыша своим умением танцевать. В процессе игры называйте ее лепетным словом «Ляля». Озвучьте, как куколка плачет: «Уа-уа!» Покажите ребенку, как укачивать куклу, напевая ей песенку: «А-а-а!», а когда она уснет, скажите: «Бай-бай!» Вместе с ребенком кормите куклу (ам-ам, учите ходить (топ-топ, а когда кукла упадет, произнесите «Бух!», «Ляле бобо!» Пусть Ляля научится петь (ля-ля-ля, танцевать (тра-та-та, хлопать в ладоши (хлоп-хлоп, прощаться (пока-пока). Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.
6. Ку-ку! (с 1 года)
Возьмите яркий платок. Держа его перед собой за два уголка, спрячьтесь за ним от ребенка. Выглядывайте из-за платка и говорите малышу: «Ку-ку!», а затем вновь прячьтесь. Теперь дайте платок ребенку. Стимулируйте его повторять не только действия, но и звукоподражания. В следующий раз проведите игру иначе: прячась за занавеску или за дверь, произносите: «Ку-ку!» Еще один вариант игры: закройте свое лицо руками, а затем, убрав их, скажите: «Ку-ку!» Повторите движения и звукоподражания несколько раз подряд. Игра стимулирует ребенка произносить звукоподражание.
7. Что вокруг тебя? (с 1 года)
Научить ребёнка повторять звуковые комплексы можно, используя предметы быта. Сначала дайте малышу послушать разные шумы, издаваемые окружающими предметами, а затем свяжите их в сознании малыша с речевыми звуками. Вот ключ поворачивается в замочной скважине: «Чик-чик!», дверь открывается и скрипит: «Скрип!», на стене тикают часы: «Тик-так!», а теперь они бьют: «Бом-бом!» Вот зазвонил телефон (дверной звонок): «Дзинь-дзинь!», кто-то говорит по телефону: «Алё-алё!» Молоток стучит: «Тук-тук!», упала башня из кубиков: «Бах!», камешки падают в воду: «Буль-буль!», капает вода из крана: «Кап-кап!». А теперь включили лампу – выключатель щелкнул: «Щелк!», кто-то стучится в двери: «Тук-тук!» Вот как много звуков можно услышать вокруг, если быть внимательным. Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.
8. Что в мешочке? (с 1 года 3 месяцев)
Положите в мешочек из яркой ткани четыре хорошо знакомых ребёнку игрушки. На глазах малыша достаньте одну из игрушек и спросите у малыша: «Что это?», затем – вторую, третью и четвертую игрушки и задайте тот же вопрос. Стимулируйте ребёнка называть предметы. Слова могут быть упрощенными – лепетными или в форме звукоподражаний (например, би-би, ля-ля, ав-ав). Если ребёнок ничего не говорит, то после небольшой паузы сами произносите упрощенное слово, а затем называйте игрушку: «Би-би – машина» Игра стимулирует ребенка называть предметы звукоподражаниями и лепетными словами.
9. У нас машины разные (с 1 года 3 месяцев)
Возьмите для себя и для ребенка по кольцу от большой пирамиды или игры «Серсо» – это будут рули ваших автомобилей. «Поезжайте» по кругу, вращая в руках руль. При этом читайте стишок: У нас машины разные —Би-би, би-би, би-би, И желтые и красные —Би-би, би-би, би-би! Машины за машинами —Би-би, би-би, би-би! Шуршат машины шинами —Би-би, би-би, би-би! В ходе игры учите ребенка повторять звукоподражание. Игра стимулирует ребенка повторять звукоподражание.
10. Тук-тук! (с 1 года 3 месяцев)
Сядьте за стол напротив малыша. Покажите, как можно сложить над головой ладони в виде крыши. Когда ребенок повторит движение, постучите по столу и спросите: «Тук-тук, кто в домике сидит?» и сами же отвечайте: «Ваня в домике сидит и в окошечко глядит!» Поставьте на край стола перед собой игрушечную кошку и сложите над ней руки в виде крыши. Предложите малышу постучать по столу и сказать: «Тук-тук!», а сами продолжайте: «Кто в домике сидит?» и отвечайте: «Киса в домике сидит и в окошечко глядит! Что киса говорит?» Если малыш сможет, он ответит: «Мяу!» Теперь уберите кошку и посадите собачку. Игра может продолжаться и дальше. В «домике» могут оказаться любые зверушки (корова, лошадка, курочка, мышка). Игра стимулирует ребенка произносить знакомые звукоподражания.
11. Кто как голос подает? (с 1 года 6 месяцев)
Каждое животное «разговаривает» по-своему: кошка говорит: «Мяу!», собака: «Ав!», корова: «Му!», лошадь: «И-го-го!», свинья: «Хрю!», коза: «Ме!», овца: «Бе!», курица: «Ко-ко!», петух: «Ку-ка-ре-ку!», цыпленок: «Пи-пи!», гусь: «Га-га!», утка: «Кря-кря!» Сначала сами произносите все звукоподражания, сюда ребенок пусть повторяет их. Затем, когда малыш запомнит голоса животных, он сможет самостоятельно вращать круг и произносить все звукоподражания. Игра стимулирует ребенка подражать голосам разных животных.
12. Кто в окошечко глядит? (с 1 года 3 месяцев)
Для игры потребуется пособие в виде объемного домика с четырьмя окошечками. В окошечки видны корова, собака, лошадь и кошка. (Домик можно изготовить из картонного пакета из-под кефира или молока, наклеив на его грани изображения окон с выглядывающими из них животными.) Покажите ребенку пособие «Домик». Поворачивайте домик каждой из сторон к малышу и сначала называйте животных, сидящих у окон, а затем произносите соответствующее звукоподражание, например: «Это корова. Коровка мычит: „Му!“» или «Это лошадка. Лошадка кричит: „И-го-го!“ Покажите ребенку, как можно вращать домик на гладкой поверхности стола (придайте ему движение, как волчку). Когда домик остановится, малышу нужно будет с помощью звукоподражания назвать животное, которое окажется перед ним. Можно сделать второй домик и «поселить» в нем мышку (пи-пи, лягушку (ква-ква, ворону (кар-кар) и воробышка (чик-чирик). Игра стимулирует ребенка подражать голосам разных животных.
13. Кто по лесенке идет, громко песенку поет? (с 1 года 6 месяцев)
Возьмите кубики или бруски для строительства лесенки и игрушки-зверюшки. Постройте вместе с ребенком лесенку из трех ступеней. Когда лесенка будет готова, помогите по ней пройти разным игрушкам. Вот по лесенке идет кошечка и мяукает: «Мяу-мяу-мяу!» (Кошка мяукает, наступая на каждую ступеньку.) А теперь идет собачка и говорит: «Ав-ав-ав!», а вот поднимается медвежонок и говорит: «Э-э-э…» А теперь спешит курочка: «Ко-ко-ко – забралась так высоко!» Поднимая игрушку по ступенькам, звукоподражания произносите сами. Затем передайте игрушку-зверюшку ребенку, пусть он поможет ей спуститься вниз по лесенке, произнося при этом знакомые звукоподражания. Игра стимулирует ребенка подражать голосам разных животных.
14. Кто как говорит? (с 1 года 6 месяцев)
Учите малыша копировать голоса животных. Для этого вложите в фотоальбом картинки с изображением разных животных и птиц: кошки, курицы, собаки, коровы, лошади, козы, вороны, свиньи. Периодически показывайте их малышу и озвучивайте. Затем предложите малышу самостоятельно перелистать странички альбома, показывая и называя животных и птиц с помощью звукоподражаний. В следующий раз, показывая ребенку эти картинки, умышленно иногда допускайте ошибки при их озвучивании. Малыш сначала удивится «неправильным» голосам, но вскоре поймет, что это ошибка, и он сам начнет вас поправлять. Игра стимулирует ребенка самого произносить звукоподражания.
15. Найди игрушки (с 1 года 9 месяцев)
Прячьте игрушки в разных местах комнаты, а ребенок пусть наблюдает за вами. Например, собачку поставьте на столик, петушка посадите на стул, мячик подложите на подоконник, а пирамидку спрячьте под столом. Игрушки ставьте так, чтобы они были видны малышу, ведь в этом возрасте ребенок еще не способен искать по-настоящему. Попросите малыша найти собачку, принести и назвать ее. После этого дайте задание отыскать пирамидку, потом петушка и, наконец, мячик. Игра стимулирует ребенка самого произносить названия знакомых игрушек.
16. Я начну, а ты закончи (с 1 года 9 месяцев)
Попросите ребенка помочь вам вспомнить знакомый стишок. При этом показывайте малышу соответствующую картинку в книжке. Произносите строчки стихотворения, замолкая на последнем слове. Последнее слово-рифму малышу предлагается вспомнить и произнести самому. Примеры двустиший: Солнышко-ведрышко, Выгляни в… (окошечко! Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на (дубу). Игра активизирует слуховое внимание и память, стимулирует ребенка договаривать слова.
17. ПЕРВЫЕ ФРАЗЫ Позови (с 1 года 9 месяцев)
Усадите ребенка за стол. На некотором расстоянии от него поставьте на стол новую игрушку – например, кошечку. Обратитесь к ребенку: «Ваня, позови кису. Скажи „Киса, иди!“». Одновременно сделайте жест рукой, как бы маня к себе кошечку. Если ребенок молчит, вновь повторите жест и фразу, чуть подвигая игрушку к ребенку. Когда малыш позовет кошечку, дайте игрушку ему в руки, чтобы ребенок мог погладить игрушку и поиграть с ней. Игра стимулирует ребенка произносить фразу из двух слов.
18. Сюрприз (с 1 года 9 месяцев)
Положите в красивую коробку с крышкой игрушку, например, мишку. Покажите ребенку коробку и скажите, что в ней лежит сюрприз для него. Попросите малыша открыть коробку. Когда малыш снимет крышку с коробки и увидит игрушку, спросите: «Кто это?», и сами же дайте образец ответа: «Это мишка». В следующий раз положите в эту же коробку другую игрушку, чтобы малыш открыл коробку и назвал игрушку, используя фразу: «Это …». Игра помогает ребенку научиться произнесению фразы из двух слов типа: «Это мишка», «Это машинка».
19. Тут и там (с 1 года 9 месяцев)
Сядьте вместе с ребенком за стол. Покажите малышу игрушечного зайчика и скажите: «Это зайка. Зайка скачет – прыг-скок, прыг-скок!» (Прыжками перемещайте зайца до края стола, а затем быстро уберите игрушку под стол.) Скажите ребенку: «Нет зайки. Где зайка?» После небольшой паузы радостно сообщите: «Там зайка!» и загляните под стол. (Ребенок тоже посмотрит под стол.) Достаньте игрушку из-под стола и скажите малышу: «Тут зайка!» Продолжая игру, несколько раз подряд то прячьте, то доставайте игрушку из-под стола. При этом каждый раз произносите фразы: «Тут зайка!» или «Там зайка!» Когда в очередной раз зайчик будет спрятан под стол, спросите малыша: «Где зайка?» На что малыш, скорее всего, ответит: «Там зайка!» Затем достаньте игрушку и вновь спросите: «Где зайка?» Ребенок ответит: «Тут зайка!» Действия и вопросы повторяйте несколько раз, после чего отдайте малышу игрушку, чтобы он сам продолжил игру. Игра способствует произнесению фразы из двух слов.
В возрасте 2-3 лет ребёнок совершает первые попытки соединить несколько слов и построить предложение. Он ещё не чувствует, что слова состоят из отдельных звуков, поэтому речевые игры в этот период направлены на придание смысла тем словам, которые у него уже есть в речи и которые он часто слышит от взрослых.
В качестве материала для игр рекомендуется использовать игрушки, фигурки, кукольную посуды и мебель. Картинки подойдут для более старшего возраста.
1. Угадай игрушку.
Вам понадобятся: мягкие игрушки, изображающие животных.
Взрослый ставит перед ребёнком 3-4 игрушки, затем начинает рассказывать об одной из них: «Эта игрушка серая, с коротким хвостиком и большими ушками. В лапках у неё кусочек сыра. Покажи, где она». Ребёнок должен найти загаданную игрушку и правильно её назвать. Затем взрослый задает вопросы об игрушке: «Какая она? Какой у неё хвостик? Что она держит в лапках?» и т. д.
2. Кто как говорит?
Вам понадобятся: игрушки или фигурки животных.
Взрослый поочередно ставит перед ребёнком игрушку или фигурку животного, просит назвать его и вспомнить, как это животное подаёт голос (кошка — мяу-мяу, собака — гав-гав и т. д.).
3. А у тебя?
Вам понадобятся: игрушки, изображающие животных.
Взрослый берёт себе одну игрушку, например, медведя, а ребёнку даёт другую, отличающуюся по внешним признакам, например, лису. И выстраивает с малышом диалог:
— У меня мишка. А у тебя?
— Лиса.
— У мишки шубка коричневая. А у лисы?
— Рыжая.
— У мишки хвостик маленький. А у лисы?
— Большой.
И т. д.
4. Задуй свечу
Это упражнение необходимо для тренировки правильного речевого дыхания и выработки воздушной струи. Его можно делать, начиная с трёх лет. Взрослый ставит перед малышом ладошку и говорит, что это свеча, которую нужно задуть, но для этого нужно сложить губы трубочкой и аккуратно дуть, чтобы огонь от свечи не стал причиной пожара. Ребёнок начинает дуть, а взрослый при этом медленно складывает ладонь в кулак. Всё, свеча погасла.
Другие способы развития речи ребёнка.
Кроме речевых и логопедических игр существуют и другие способы, помогающие ребёнку овладеть навыками связной речи.
К ним относятся:
1. Хороводные игры и игры с пением.
Развивают у детей чувство ритма, выразительность речи, а также координацию слов с движениями. В основе большинства таких игр лежат народные тексты.
Самый популярный хоровод это, конечно же, «Каравай», который любят петь на день рождения и детям, и взрослым.
2. Пальчиковая гимнастика.
Развивая мелкую моторику рук у ребёнка, мы стимулируем развитие речи.
Когда ребёнок делает ритмичные движения пальцами, у него усиливается работа тех отделов мозга, которые отвечают за речь. Кроме того, с помощью пальчиковых игр улучшается концентрация внимания, развивается ловкость и умение управлять своими движениями.
3. Чтение детской литературы.
Детская литература знакомит маленького слушателя, а позднее – и читателя с красотой родной речи, с её богатством и многообразием. Знакомясь с произведениями разных жанров, дети накапливают определённый запас слов, овладевают основными грамматическими формами.
4. Наблюдение за объектами окружающего мира, живой и неживой природой.
Умение наблюдать за животными и растениями развивает у ребёнка способность логически мыслить и анализировать предмет со всех сторон. Ребёнок учится рассуждать, рассказывать о предмете, описывать его.
5. Настольные игры.
Настольные игры помогают развивать у ребёнка связную речь, фонематическое восприятие, грамматический строй речи, а также внимание, мышление и воображение. К ним относятся различные «ходилки», домино, лото, кубики и звуковые дорожки.
6. Посещение детских спектаклей, зоопарка, цирка, экскурсии и путешествия
Насыщенная и разнообразная жизнь ребёнка будет способствовать не только получению новых впечатлений, но и обогащению его словарного запаса и развитию мыслительной деятельности.
В процессе игры развивается не только речь, но и формируется характер ребёнка, происходит становление его личности. Не забывайте активно использовать в вашей повседневной деятельности речевые игры, и тогда ваш малыш быстрее научится грамотно и чётко выражать свои мысли и будет радовать вас красивой и благозвучной речью.
Литература
Е. О. Смирнова. «Дети раннего возраста в детском саду»: лекции 1–4. М. : Педагогический университет «Первое сентября» 2010. — 104 c.
«Электронный ресурс»