МААМ-картинки

Речевые игры и упражнения как средство формирования ранней профориентации на логопедических занятиях

Марина Остапчук
Речевые игры и упражнения как средство формирования ранней профориентации на логопедических занятиях

Знакомство детей с трудом взрослых является не только средством формирования системных знаний, но и приобщает ребенка к социально-эмоциональному миру взрослых, готовит их к выбору профессии. Но без соответствующего уровня развития речевой системы невозможно сформировать представления о труде взрослых, т. к. речь является средством коммуникации в любой профессии.

Публикация «Речевые игры и упражнения как средство формирования ранней профориентации на логопедических занятиях» размещена в разделах

Разнообразие речевых игр и упражнением позволяют педагогу чередовать различные виды работы, что является эффективным средством активизации мыслительных процессов и всех компонентов речевой деятельноси, а именно: способствуют активизации, уточнению, расширению словарного запаса по теме «Профессии»; происходит развитие и коррекция грамматического строя речи, звуко-слоговой структуры слов и предложений, развитие связной речи; развитие внимания, памятя, мышление; формируется интерес и уважение к людям разных профессий.

В течение года на занятиях в разных возрастных группах происходит знакомство с различными профессиями в соответствии с лексической темой. Знакомство с профессией происходит по блокам и с усложнением в зависимости от возрастной группы:

профессии в магазине (продавец, кассир, грузчик, уборщица);

профессии на почте (почтальон, оператор, заведующий почтой);

профессии на транспорте (шофёр, лётчик, машинист, капитан, контролёр);

профессии в детском саду (заведующая детским садом, воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, преподаватель физкультуры, медсестра, логопед, психолог, повар, прачка, дворник, сторож);

профессии военных (военный лётчик, моряк, пограничник, танкист, артиллерист, пехотинец, десантник);

• строители (крановщик, каменщик, штукатур, маляр, сварщик, стекольщик);

профессии в ателье (приёмщица, закройщица, швея);

• специальные профессии (спасатель, врач, пожарный, полицейский);

профессии в сельском хозяйстве (тракторист, комбайнер, садовод, овощевод, птичница, скотник, доярка, телятница, пастух, пекарь);

• космос (космонавт);

профессии в школе (учитель, директор, библиотекарь, уборщица, повар, врач, медсестра).

Необходимо знакомить детей с современными профессиями : визажист, телеоператор, охранник, телеведущий, озеленитель, менеджер, автомеханик, спасатель, гувернер, фермер и т. д.

На логопедических занятиях с элементами ранней профориентации применяются разнообразные упражнения и задания, направленные на развитие всех сторон речи, вот некоторые из них:

• беседа о профессии;

• отгадывание загадок;

• объяснение пословиц и поговорок;

• речь с движениями

• раскрашивание орудий труда и инструментов;

• разучивание стихотворений;

• различные игры на словообразование;

• пересказ рассказа о профессии;

• составление описательного рассказа;

• составление рассказа по сюжетной картине;

Для обогащения и актуализации словаря используются разнообразные речевые игры, направленные на расширения и уточнения знании о профессиях :

- называем людей, занимающихся делом (профессия)

- называем действия,

- называем место,

- называем предметы необходимые для работы,

- называем признаки предметов тд.

Д/и «Кто это делает?» Д/и «Кто где работает?» Д/и «Кто это делает?» Д/и «Кто это знает и умеет?» Д/и «Кто что делает?» Д/и «Кому что нужно для работы?» Д/и «Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)»

Познакомить детей с профессиями проще и удобнее с помощью стихотворного текста. Заучивание способствует развитию памяти, расширению кругозора и обогащения словарного запаса. Декламируя стихи, ребенок инсценирует действия, показывая, что тот делает в рамках данной профессии, передавая яркие черты характера присущие конкретному герою.

Игра- пантомима

Игра «Угадай, кто я?»

Цель. Развивать пантомимические навыки, воображение;

Занятия по формированию навыка составления описательного рассказа обязательна должна предварять работа по накоплению словаря, включая себя обыгрывание каждой ячейки.

Вопросы по теме:

1. Знаешь ли ты, как называется эта профессия?

2. Эта профессия мужская или женская? И мужская и женская?

3. Где работает человек данной профессии?

4. Что делают люди данной профессии?

5. Какими инструментами, приборами или предметами пользуются люди

На групповых занятиях вызывает интерес игра "Писатель". Ребенку предлагается изобразить писателя, корой придумал " рассказ" или "сказку" о какой-либо профессии или случае, связанном с представителем этой профессии. Можно организовать и провести игру-конкурс на лучший рассказ о профессии с вручением призов и наград.

Игра "Самый главный", "Спор профессионалов" тоже хорошо воспринимается детьми. Педагог раздает детям предметные картинки с изображением конкретной профессии и рассказывает сказку о том, как спорили представители различных профессий : кто из них самый главный? Дети, опираясь на схему, описывают от первого лица специальность по изображенному на картинке человеку и заканчивают свой рассказ словами "Я, самый главный". В конце игры педагог делает вывод о том, что все участники спора нужные и полезные, поскольку помогают людям в жизни.

Игра "Загадки". Эту игру тоже любят дети. Один ребенок описывает профессию, а остальные отгадывают.

Игра "Поговори с профессионалом". Игра помогает научиться вести живую беседу с человеком определенной профессии при помощи уточняющих вопросов. Ребенок, играющий роль профессионала, начинает свой рассказ, а ребята задают ему вопросы, что способствует живому диалогу. Тот, кто задаст больше интересных вопросов, получит приз.

Таким образом, на логопедических занятиях у воспитанников происходит не только развитие и коррекция устной речи, но и формируются представления о профессиональной деятельности взрослых, создается максимально разнообразная палитра впечатлений о мире профессий, что способствует формированию ранней профессиональной ориентации.

Публикации по теме:

«Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать…» Упражнения и игры на логопедических занятиях. Фотоотчёт«Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать…» Упражнения и игры на логопедических занятиях. Фотоотчёт Уважаемые, коллеги, хочу рассказать об играх на логопедических занятиях. С нами в группе, вот уже 10 лет, работает Комарова Елена Валерьевна.

Дидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурахДидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ. (младший и средний дошкольный.

Экскурсия как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возрастаЭкскурсия как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно.

Игровая среда группы по ранней профориентации дошкольниковИгровая среда группы по ранней профориентации дошкольников Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми.

Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.

Конспект НОД по ранней профориентации «Когда я вырасту, я стану…»Конспект НОД по ранней профориентации «Когда я вырасту, я стану…» Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, чтение художественных произведений.

Конспект НОД по ранней профориентации «Знакомство с профессией Повар» .

Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей«Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей« Консультация для педагогов с презентацией «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей».

«Логоритмика, или Как можно играть в подвижные игры на логопедических занятиях»«Логоритмика, или Как можно играть в подвижные игры на логопедических занятиях» Речь– такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для.

Фотоотчет о работе с детьми по ранней профориентацииФотоотчет о работе с детьми по ранней профориентации Наши экскурсии. Наша работа с детьми по ранней профориентации. Наши дети совершили увлекательную экскурсию в Сбербанк. Здесь их познакомили.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевые игры и упражнения как средство формирования ранней профориентации на логопедических занятиях
Опубликовано: 23 мая 2022 в 10:52
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД