Татьяна Новикова
Речевые игры со звучащими жестами
▼ Скачать + Заказать документы
Речевые игры со звучащими жестами
Методики:
Т. Тютюнниковой
Т. Боровик
К. Орфа
Цель: развитие музыкально - речевого творчества детей.
Задачи:
1. Коррекционные: развивать артикуляционный аппарат, свойства голоса (высота, темп, динамика, ритм);
Публикация «Речевые игры со звучащими жестами» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
2. Оздоровительные: развивать мышечное чувство (способность снимать эмоциональное и физическое напряжение);
3. Образовательные: обучать речевым, певческим навыкам;
4. Развивающие: развивать внимание, память;
5. Воспитательные: воспитывать общую музыкальную, речевую культуру;
Описание материала: речевые игры предназначены для детей старших, подготовительных групп детского сада, учеников начальной школы и для детей занимающихся в музыкально - хоровой школе. Данный материал будет интересен музыкальным руководителям, воспитателям, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, работающим в области музыки, родителям.
Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма – являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.
Речевые игры и упражнения проводятся на музыкальных и театрализованных занятиях, в свободной самостоятельной деятельности детей, на прогулке.
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ К. Орфа
"ИМЕНА"
Лена, Катя, Миша, Вова и Иван
Забрались с ногами на диван.
Лёша и Петя, Натали и Глеб
Уплетают свежий белый хлеб.
Уплетают вместе белый хлеб.
Начинают работу над этой моделью с установления метрического пульса самыми простыми способами: вместе с детьми выполняем шлепки по коленям. На этом фоне начинаю выразительно и ритмично декламировать текст. Затем предложить детям повторять текст по фразам, как эхо. При повторениях ревой игры предлагаю детям декламировать текст по-разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда; писклявым голосом; басом ит. д. Когда текст будет выучен и произноситься детьми свободно и легко, можно добавить движения: метрические шаги по залу врассыпную, по кругу с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов и т. д.
"РАБОТНИКИ"
Катя и Мишенька встали с утра
Сразу у них закипели дела:
Кошку помыть и постричь воротник,
Катя успела и брат озорник.
Данная модель позволяет детям почувствовать трёхдольную пульсацию. Начинаем с простого - тихих хлопков. На их фоне выразительно рассказываем историю про шалунов, чтобы дети поняли шуточный характер текста. Добавляем лёгкое покачивание вправо-влево на каждый такт. Затем выполняем лёгкие шаги по кругу, подчёркивая паузы двумя хлопками, не останавливая при этом движения. Можно двигаться змейкой, обходя поставленные стулья, кегли.
"КОЛОКОЛЬЦЫ"
Колокольцы-бубенцы раззвонились удальцы
Диги-диги, диги-дон, угадай, откуда звон
Для исполнения этой русской народной потешки желательно иметь маленькие колокольчики, бубенчики. Потешку можно представить как игру: выбирают водящего, который сидит в центре с завязанными глазами. Дети бегут с колокольчиками по кругу и поют первую строфу. Затем останавливаются, исполняют конец потешки, звеня колокольчиками, прячут их за спину. По безмолвному знаку педагога один из детей звонит в свой колокольчик, водящий пытается найти его по звуку.
"МЫШКИ"
Вышли мышки как-то ра
Поглядеть который час:
Раз, два, три, четыре!
Мышки дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон:
Бом, бом, бом, бом!
Убежали, убежали, убежали мышки вон!
Потешку можно разучивать сразу с движением как маленькую театрализованную сценку. Сюжет очень прост: мышки крадутся тёмной ночью к часам, останавливаясь и прислушиваясь к шорохам (шорохи можно изобразить бумагой, тканью, голосом и т. д.) Бесстрашные мышки смело дёрнули за гири… Ужас, который они пережили от громкого звона часов, вполне соответствует скорости, с которой они убегают с места происшествия… Проиграв эту сценку несколько раз со всей группой, включаем аккомпанемент. Для боя часов подойдут немузыкальные предметы: сковорода, крышка от кастрюли и т. д.
"РЁВА"
Не плачь, не плачь.
Куплю калач
Не вой, не вой,
Куплю другой
Не реви. Не реви,
Куплю сухари!
Модель даёт возможность разнообразно и плодотворно поработать над звучащими жестами. Каждую строфу лучше повторить дважды ( вначале как эхо: педагог-дети) Дразнилка может разыгрываться по разным сценариям: плакса сидит в кругу и заливается горючими слезами. Предлагаю детям подобрать инструмент, который будет "плакать". Другой вариант: дети жалеют плачущего.
"ФОКУС-ПОКУС"
Фокус покус, трали-вали,
Едет мышь на самосвале
Ты чего же это, мышь,
Сверху вниз на нас глядишь?
Кыш! Кыш! Кыш!
Потешка может быть использована с детьми младшего возраста. Сюжет прост: мышка ездит внутри круга с рулём в руках и убегает, когда её пугают. Слова "Кыш, "Кыш!" можно озвучить каким-нибудь инструментом, например бубном.
"ТУТТИ-ФРУТТИ РОНДО"
Фини, лимо, банакос,
Киви, персик, абрикос
Тутти-фрутти ти-ри-ти-ри-та, ти-ти!
Скажите детям, что они должны отгадать, какие фрукты спрятались в стихах. Для игры и движения можно использовать детские стульчики, кегли и другие предметы.
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ
Т. ТЮТЮННИКОВОЙ
Т. БОРОВИК
Позволяют детям овладеть всеми выразительным средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, т. к. музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст поется или ритмично декламируется хором, соло и дуэтом. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи и двигательной активности.
«Дождь»
Дождь, дождь, дождь с утра.
(Хлопки чередуются со шлепками по коленкам)
Веселится детвора!
(Легкие прыжки на месте)
Шлеп по лужам, шлеп – шлеп
(Притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп – хлоп.
(Хлопки)
Дождик, нас не поливай,
(грозят пальцем)
А скорее догоняй!
(Убегают от дождика)
«Снег»
Как на горке – снег, снег,
Поднимают руки вверх, два хлопка.
И под горкой – снег, снег.
Приседают на корточки, два шлепка по коленям.
И на ёлке – снег, снег,
Поднимают руки вверх, два хлопка.
И под ёлкой – снег, снег.
Приседают на корточки, два шлепка по коленям.
А под снегом спит медведь
Притопы, покачивания корпуса с ноги на ногу.
Тише, тише – не шуметь!
Произносят шёпотом, указательный палец к губам.
Можно в качестве музыкальной озвучки «хрустящего снега» использовать мешочки, наполненные крахмалом. При надавливании на него получается звук, похожий на хруст снега. Сначала надавливать громко, потом всё тише-тише. Как бы человек уходит.
«Дождик: кап!»
Птица: кар, кар, кар! (крылья)
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)
Дождик: Кап, кап, кап (щелчки пальцами)
Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! (шлепают по коленям)
Дети: ха-ха-ха!
(вытягивают руки вперед ладонями вверх)
Мама: Ах, ах, ах!
(качают головой, держась за нее руками)
Дождик: кап, кап, кап! (щелчки пальцами)
Туча: бах, бах, бах! (топают ногами)
«Обезьянки»
Чи-чи-чи! Чи-чи-чи! Хлопки
Обезьяна на печи. Шлепки по коленям
Чи-чи-чи! Чи-чи-чи! Хлопки
Грызет с маком калачи. Щелчки пальцами
Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Хлопки
Поиграть я с ней хочу. Притопы
Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Хлопки
Я смеюсь и хохочу! Дети весело смеются.
«Чтобы зубы не болели»
(Авторская разработка С. Григорьевой)
Чтобы зубы не болели
Вам хотим советы дать
(Дети делают пружинку)
Эти правила простые
Надо строго соблюдать.
(Хлопки в ладоши)
По утрам (руки к плечам и вверх) почистить зубы (пальцем имитируем движение «чистить зубы»)
Никогда не забывай (движение «отрицание»)
Перед сном зубную щётку (Ладошки сложены вместе возле уха)
Каждый вечер вспоминай.
Если острые предметы (выставляем указательные и средние пальцы)
Вдруг попались на глаза (указательными пальцами обводим глаза)
То в зубах, запомни строго,
Ими ковырять нельзя (грозим строго пальцем)
Если твёрдые орехи (пальцы двух рук соединить кончиками, сделать шар)
Вдруг решил ты покусать (стучим пальцами друг о друга)
То, запомни хорошенько,
Можно так и зуб сломать. (хлопок)
Если чай горячий очень – (Сложить ладошки «чашечкой»)
Не спеши ты пить его. (правой рукой изобразить дымок из чашечки)
Всем известно, между прочим,
Это вредно для зубов. (погрозить пальцем)
Очень любят все ребятки (хлопки)
Пастилу и шоколадки. (левая рука ладонью вверх, правая сверху)
Если есть их много слишком – (правую руку поднимаем вверх, увеличивая расстояние между ладонями.)
Будут плакать все детишки, (трём под глазами)
Потому, что у ребят
Зубы сразу заболят. (держимся за щёки)
Эти правила просты
Выполнять их должен ты (хлопки, прыжки)
Солнышко
Солнышко, солнышко, (Ритмичные хлопки)
Выгляни в оконышко.
Твои детки плачут, (Притопы)
По камушкам скачут. (Лёгкие прыжки с хлопками)
Листопад
Осень, осень! Листопад! (Ритмичные хлопки)
Лес осенний конопат. (Щелчки пальцами)
Листья рыжие шуршат (Трут ладошку о ладошку)
И летят, летят, летят! (Качают руками)
Матрешки и Петрушка
Вот пришли веселые матрешки. Тук – тук!
Принесли нам расписные ложки. Тук – тук!
Мы на ложках заиграли. Туки – туки! Туки – тук!
Наши ложки заплясали.
Туки – туки! Тук – тук – тук!
Вот бежит приятель наш Петрушка, Трень – трень.
Он принес ребятам погремушки, Трень – трень.
Погремушки зазвенели –
Трень – трень – трень!
Звонко песенку запели –
Трень – ди, трень – ди!
Тук – тук, туки – тук,
Трень – трень – трень – ди – трень!
Будет весело играть
Наш оркестр целый день!
Шур – шур – песенка
В тиши шуршунчики шуршат:
Шур-шур, Шур-шур, Шур-шур.
Они похожи на мышат.
Шур-шур, Шур-шур, Шур-шур.
Дети играют на «шуршунчиках» - султанчиках с бумажными или полиэтиленовыми полосками.
А где-то спит мурлыка-кот.
Мур-мур, мур-мур, мур-мур.
Во сне он песенку поет:
-Мур-мур, мур-мур, мур-мур.
Дети перебирают струны цитры или арфы.
Шур-шур! Мур-мур!
Шур-шур, Мур-мур!
Кухонный оркестр
Наш повар Василий
На кухню пришел.
Он главный, он сильный,
Он – как дирижер!
Огромным половником только взмахнет –
Оркестр посудный тотчас запоет:
Кастрюли огромные – бом-бом!
Бидоны бездонные – дон-дон!
Чашки для чая – тинь-тинь!
Сковородка большая – динь-динь!
Вилки и ложки – там-там!
Тарелки и плошки – бам-бам, бам-бам.
Оркестр играет у нас интересный,
А борщ получается – просто чудесный!
«Зимушка-зима» Т. Боровик
Ах ты, Зимушка-зима, Пружинка с поворотами, руки на поясе
Белоснежная была, Притопы ногами в ритме фразы
Белоснежная была, Шлепки по бедрам в ритме фразы
Все дорожки замела. Качают внизу руками вправо-влево, показывая дорожку
Морозы трескучие, Прыжки с поворотами вправо-влево, руками бьют себя по плечам в ритме фразы
А снега сыпучие, Сверху-вниз махи кистями рук
Ветры завьюжные, Качание рук над головой
И метели дружные. Моталочка через верх вправо-влево