Папки-передвижки

Речевые упражнения для развитие фонетико-фонематических процессов у детей с дизартрией

Елена Барсукова
Речевые упражнения для развитие фонетико-фонематических процессов у детей с дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы

Нарушение звукопроизношения у логопедических детей тесно связано с несформированностью фонематических процессов и, прежде всего фонематического слуха. При этом очень важно педагогам и родителям следить за своим четким, выразительным произношением слов, фраз. Речь взрослого не должна быть торопливой, невнятной, затухающей к концу слов, фраз. Очень важно проговаривать окончания слов, т. к. у детей с нарушенным фонематическим слухом также недостаточно развито слуховое внимание и искаженное восприятие собственной речи и окружающих.

Публикация «Речевые упражнения для развитие фонетико-фонематических процессов у детей с дизартрией» размещена в разделах

Большой этап работы в логопедической работе отводится вызыванию (постановке) звука. А затем, когда звук уже произносится нормировано, начинается длительный период автоматизации (постепенного введения нового звука в речь).

Ответственным этапом работы в этом направлении является автоматизация звука в стихах и чистоговорках. Эта работа всегда вызывает у детей интерес (особенно веселят шутки, небылицы, желание повторять, подражать учителю, проговаривать четко и выразительно, стараться запомнить. И здесь важен правильный подбор речевого материала : с одной стороны насыщенный изучаемым звуком, а с другой стороны, не должен содержать тех звуков, которые у ребенка еще отсутствуют (за единичным, может быть, исключением, когда других вариантов нет) Это вселяет в ребенка уверенность, создает эффект «чистой речи», и в тоже время не отвлекает его от дефектных звуков.

Вот примеры авторских речевых упражнений в виде чистоговорок на закрепление наиболее трудных и часто нарушаемых детьми звуков.

*(Можно использовать к стихам картинный материал, а также сопровождать пальчиковыми играми)

Чистоговорки на СВИСТЯЩИЕ:

са-са-са – вот идет лиса

со-со-со – она видит колесо

са-са-са – и подумала лиса:

су-су-су – «колесо домой снесу»

сы-сы-сы – укатилось от лисы

ас-ас-ас - Саня ест ананас

ос-ос-ос - Соня ест кокос

ус-ус-ус - Соня поливает кактус

ыс-ыс-ыс - Саня пьет кумыс

ус-ус-ус - Соня любит мусс

за-за-за – на лугу коза

зу-зу-зу – вы не видели козу?

зы-зы-зы – много дела у козы

за-за-за – молоко дает коза

ца-ца-ца – пасется овца

цу-цу-цу – мы заметили овцу

цы-цы-цы – есть ягнята у овцы

це-це-це – листик мы дадим овце

ца-ца-ца – не боится нас овца

Речевые упражнения «Повтори моё, добавь своё» (слово)

*(можно с использованием опорных предметных картинок, но при этом, последнее слово ребенок без словесных подсказок отыскивает сам)

– са-са-са у Сони длинная ко….

– сы-сы-сы у лисы есть у….

– ос-ос-ос Стас купил ко…

– сы-сы-сы у мамы на шее бу…

– са-са-са в сад залетела о…

– за-за-за у забора стоит ко…

Чистоговорки на ШИПЯЩИЕ

аш-аш-аш – на поляне шалаш

ше-ше-ше – сидит Даша в шалаше

ша-ша-ша – ест кашу неспеша

ыши-ыши-ыши – заглянули в гости мыши:

шей-шей-шей – «Угости нас Даша кашей»,

ши-ши-ши- – «Ешьте кашу малыши!»

жа-жа-жа – я увидела ежа

жу-жу-жу – молока даю ежу

жи-жи-жи – набежали тут ежи

жу-жу-жу – на ежей я погляжу

жа-жа-жа – есть иголки у ежа

жи-жи-жи – убежали все ежи

ча-ча-ча – на печи стоит свеча

чу-чу-чу – молоточком постучу

чи-чи-чи – в печи пекут калачи

чу-чу-чу – я чайник кипячу

Речевые упражнения «Повтори моё, добавь своё» (слово)

*(можно с использованием опорных предметных картинок, но при этом, последнее слово ребенок без словесных подсказок отыскивает сам)

– ши-ши-ши на болоте камы….

– шка-шка-шка на окошке спит ко…

– шка-шка-шка на диване лежит поду…

– шку-шку-шку кошка поймала мы….

– шок-шок-шок Паша несет ме…

– шу-шу-шу Маша любит ка.

Чистоговорки на СОНОРНЫЕ ЗВУКИ

ла-ла-ла – кукла Мила мала

лу-лу-лу – я одела куклу

ла-ла-ла – с куклой я гулять пошла

ло-ло-ло – в новой шубке ей тепло

ла-ла-ла- – Мила молоко пила

лы-лы-лы – Мила подмела полы

ло-ло-ло – стало в комнате светло

ра-ра-ра – рано встала детвора

ра-ра-ра – горку строили с утра

ры-ры-ры – мы прокатимся с горы

ру-ру-ру - дети играли в игру

ра-ра-ра – очень рада детвора

ор-ор-ор – ворона села на забор

ар-ар-ар – ворону увидел Захар

ро-ро-ро – уронила ворона перо

ар-ар-ар – перо подобрал Захар

ор-ор-ор – Захар украсил ковер

ран-ран-ран – на горе стоит баран

рох-рох-рох – в огороде рос горох

уры-уры-уры – горох склевали куры

ор-ор-ор – в лесу вырос мухомор

ру-ру-ру – будет зонтик муравью

тёр-тёр-тёр – разжигаем мы костёр

бры-бры-бры- хатку строили бобры

ар-ар-ар - мы ходили на базар

ар-ар-ар - мы купили самовар

ор-ор-ор - мы ходили в бор

ор-ор-ор - в бору вырос мухомор

род-род-род - мы ходили в огород

род-род-род - урожай собрал народ

ур-ур-ур - видели я в деревне кур

ран-ран-ран - на горе стоял баран

рот-рот-рот – огород нам вырыл крот

Речевые упражнения «Повтори моё, добавь своё» (слово)

*(можно с использованием опорных предметных картинок, но при этом, последнее слово ребенок без словесных подсказок отыскивает сам)

– ла-ла-ла подметала пол мет…

– ол-ол-ол Гала купила сто…

– лу-лу-лу в нитку вдели иг…

– ло-ло-ло у лодки есть вес…

– ор-ор-ор папа починил за…

– ар-ар-ар пожарный тушил по…

– оры-оры-оры в огороде растут поми…

– фёр-фёр-фёр грузовик ведет шо…

– яр-яр-яр стены покрасил ма.

– ор-ор-ор…. на дороге свето…

– ру-ру-ру в зоопарке кенгу….

– ер-ер-ер по морю плывет ка….

Использование подобных рифмовок, чистоговорок способствует значительному улучшению фонематического слуха ребенка, повышению качества артикуляционных, звукопроизносительных навыков и в итоге, общей эффективности коррекционной работы логопеда с детьми.

Литература:

1. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. : Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От звука к слову».-М. Издательство «Ювента», 2007.

2. Лукина Н. А., Никкинен И. И. «Научите меня слышать» (Развитие слухового восприятия, внимания, памяти, СПб. : «Паритет», 2003.

3. Филичева Т. Б., Чевелёва Н. А., Чиркина Г. В. «Основа логопедии», М. : «Просвещение», 1989.

4. Фомичёва М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»,М. : «Институт практической психологии», 1997.

Публикации по теме:

Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрениемИгры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением Основной формой обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ, в наших группах компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, являются дидактические.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Игры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализуИгры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализу У меня уже была публикация «Игрушки-шнуровки своими руками». Детям нравится заниматься с яркими, приятными на ощупь шнуровками. Малыши.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.

Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией»Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией» Цель: познакомить педагогов с понятием «фонематические процессы» у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Педагогов, родителей.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР»Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения»Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения» Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет через дидактические игры и упражнения» Вид проекта: краткосрочный Тип проекта:.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Весёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессовВесёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессов Нарушения в формировании фонетико-фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняют овладение программой по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевые упражнения для развитие фонетико-фонематических процессов у детей с дизартрией
Опубликовано: 9 декабря 2021 в 17:29
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевые упражнения для развитие фонетико-фонематических процессов у детей с дизартрией» (включая файлы) размещена пользователем Елена Барсукова (УИ 938807) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД