Ирина Сафронова
Региональный компонент в работе инструктора по физической культуре в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Введение регионального компонента в содержание дошкольного образования позволяет организовать в детском саду систематическую и целенаправленную работу по ознакомлению дошкольников с основами краеведения, культурой и историей родного края, на уровне доступном пониманию дошкольников. Необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь
Одним из направлений данной работы является введение регионального содержания в раздел по физическому развитию детей.
Цель
Публикация «Региональный компонент в работе инструктора по физической культуре в ДОУ» размещена в разделах
физкультурного образования в рамках регионального компонента с помощью средств национальной культуры приобщать детей к физической культуре, к ценностям культуры здоровья как части этнической культуры жителей нашего края, способствовать развитию чувства принадлежности к своей родине, своему народу, чувства общности и гордости за свою культуру.
Задачи
Оздоровительные – сохранять и укреплять здоровье детей и формировать у них привычку к здоровому образу жизни.
Образовательные - формирование жизненно важных двигательных умений и навыков с учетом специфики и региона; расширение двигательного опыта посредством усложнения раннее освоенных движений и овладение новыми.
Воспитательные – воспитание у детей приверженности к материальным и духовным ценностям народов Севера, изучение и внедрение утраченных элементов традиционной физической культуры; воспитание физических, нравственных; воспитание силы, воли, выдержки, самостоятельности, проявление инициативы, находчивости.
Подвижные карельские игры в детском саду являются одним из главных средств решения целого комплекса связанных между собой задач воспитания личности дошкольника. Игры направлены на развития у детей творческого мышления, воображения, внимания, воспитание морально-волевых качеств, инициативности, самостоятельности
Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического, физического воспитания дошкольников. В народе особенно ценилось смелость и решительность, физическая сила, выносливость, ловкость. Все игры связаны с прыжками, метанием, бегом, способствуют упражнению детей в основных видах движения, формированию быстроты реакции, выносливости. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, у них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств к Малой Родине, знание национальных корней
Внедрение регионального компонента через подвижные игры решает нужные задачи в области воспитания и формирования духовно-нравственного отношения к культуре родного края, чувства сопричастности к наследию своего народа.
Участие спортивно массовых мероприятиях, фестивалей («Карельские игрища» «Нас игра обединяет»)
Дети нашего сада систематически участвкют в традиционных мероприятиях проводимых садами города, где совместно с педагогами представляют свои опыт игры.
и проведение игровых фестивалей.
На базе нашего сада проходили такие мероприятия как «Маленький хоровод», «Карельские игрища» В них участвовали ребята и педагоги из различных садов города. Гости побывали в гостях у хозяйки Карельской избы, познакомились с героями карельских сказок, путешествовали по весеннему лесу, пели песни, водили хороводы, танцевали и играли в игры. Воспитанники и педагоги детских садов представляли организовывали со всеми участниками одну из карельских подвижных или музыкальных игр.
Проведился семинар -практику для педагогов с целью совершенствования работы в доу по физическому развитию, и расширению компетенции педагогов.
Педагоги познакомились с народными играми, получили рекомендации по организации и проведении игр с детьми. Народные игры могут быть не только важным средством повышения двигательной активности детей, но и средством воспитания и приобщения детей r культуре родного края
Мною разработан ы занятия по физической культуре с учетом нашего региона., такие как («По лесным Тропинкам», «В краю озер», «Путешествие с дедушкой Йоником») Все занятия построены на закреплении знаний детей об особенностях родного края, животного мира, героев сказок
Организация весёлых развлечений, шумных праздников и досугов проводится систематически. Досуги позволяют стимулировать двигательную активность ребёнка, а развлечения вызывают огромный интерес к двигательному материалу. Так же эти мероприятия хороши тем, что создают отличные условия для эмоционального, психологического благополучия ребёнка, нравственного, патриотического воспитания дошкольника : День России, День ВМФ, 9 мая, день защиты детей, Праздник знаний, Масленица
В процессе спортивных досугов и праздников дети в ненавязчивой форме знакомятся с народными промыслами; традициям карельского народа; детским фольклором : Расширяется представление о традициях и обычаях народов, проживающих в республике.
Одним из видов организации таких досугов является квест. Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность. Традиционно проводятся квесты «Подарок от Талви Укко», «В поиках Карельских сказок», Зарница
Туристская деятельность дошкольников является одним из эффективных средств всестороннего развития личности ребенка и. Она включает в себя знакомство с окружающим миром, расширяет кругозор детей. Но главной ее целью и задачей является оздоровление детей, т. к. от обычной познавательной экскурсии, за пределы участка детского сада, туристскую прогулку отличает насыщенная двигательная деятельность детей: 80% времени составляют циклические движения: ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде. В таких походах дети приобретают не только элементарных туристических знаний и умений, но и закрепляют знания о природе Карелии. В походе дети собирают природный материал, который затем используется в сюжетных физкультурных занятиях, особенно при организации работы с детьми по профилактике плоскостопия. (собирают пальцами ног палочки, захватывают листья деревьев пальцами ног, шишки используются в качестве массажера)
Провожу тематической утренней зарядки. Они способствуют закреплению знаний детей о промыслах, природе и животных края. Составлены комплексы утренних гимнастих с учетом особенностей края «В краю озер», «В зимнем (осеннем, летнем, весеннем) лесу», «Лесные звери» «Мы- спортсмены», «Путешествие по городу».
На занятиях по физической культуре с детьми я использую деткую йогу. Асаны (упражнения) я подбираюс учетом особенностей региона. На занятии дети изображают представителей животного и растительного мира родного края. (фото)
Вся работа проходит в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников. Они не только участвуют совместно с детьми в мероприятиях, проводимых в детском саду, но и активно посещают традиционные спортивно массовые мероприятия города, исполняют роли в сюжетных занятиях и прздниках.
Коллектив нашего детского сада совместно с детьми и родителями активно участвует в спортивно- массовых мероприятиях города. Это не только способствует формированию ЗОЖ детей и взрослых, но и способствует развитию чувства патриотизма на основе чувства гордости за свою семью, группу, детский сад, республику, страну.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, у них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
Регионального компонента помогает расширить и разнообразить кругозор ребенка, наиболее эффективно укреплять здоровье. Обогащает двигательные опыт, помогает адаптироваться в суровых климатических условиях