Гречухина Светлана
Рекомендации для родителей по автоматизации звуков в пословицах и поговорках
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители, слетите за произношением поставленных звуков у детей. Исправляйте ошибки в произношении, потому что недостаточно автоматизированные звуки могут нарушиться. Работу по постановке звуков придется начинать заново. Обогащайте словарный запас ребенка новыми словами с автоматизируемыми звуками: подбирайте родственные слова, изменяйте форму слова, составляйте предложения с автоматизируемыми звуками, сочиняйте сказки, рассказы о природных явлениях, растениях, животных, летнем отдыхе. Обращайте внимание на грамматическое оформление предложений: исправляете ошибки в употреблении предлогов, суффиксов, приставок, окончаний. Что бы процесс работы с ребенком был ему интересен, играйте с ним, придумывайте короткие стихи и чистоговорки с автоматизируемым звуком.
Публикация «Рекомендации для родителей по автоматизации звуков в пословицах и поговорках» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Консультации для родителей
- Пословицы и поговорки в развитии детей. Консультации
- Пословицы и поговорки для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Предлагаю вам учить с ребенком приведенные ниже чистоговорки на автоматизируемые звуки.
Б
Баран буян залез в бурьян. Батон, буханку, баранку пекарь испёк спозаранку.
Бежит лиса по шесточку: — Лизни, лиса, песочку!
Берёзка коренистенькая,по корню — криволистенькая,
По серёдке — суковатенькая,по вершинке — высококудреватенькая.
Борона боронила неборонованное поле.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа.
Был баран белорыл, всех баранов перебелорылил.
В
В бору сухо — будет погрибоягодуха.
В поле полет Фрося просо,сорняки выносит Фрося.
В печурке — три чурки, три гуся, три утки.
В семеро саней по семеро в сани уселись сами.
Валин валенок провалился в прогалинок.
Варвара караулила цыплят, а ворона воровала.
Веселей, Савелий, сено пошевеливай.
Вожжи из кожи в хомут вхожи.
Возьми у белобородого мужика полкрынки кислого молока.
Д
Дал Макар Роману карамель, а Роман Макару карандаш.
Дали Глаше простокваши, а у Глаши — каша.
Дуб дубовыстый, широкозеленолистный.
Добры бобры идут в боры.
Е, З, И
Ест Федька кисель с редькой,
Ест Федька с киселём редьку.
Зимой поле белое, промерзло-заледенелое.
Идут бобры
В сыры боры;
Идут бобры
В дворы стары.
Из-под кислого молока,
Из-под простокваши.
У Маши сыворотка в каше
К
Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки:
Раз Егорка,два Егорка,три Егорка.
(И так до тридцати трёх Егорок.)
Карась, в лаз не лазь. Застрял в лазе карась.
Кричал Архип. Архип охрип. Не надо Архипу кричать до хрипу.
Купили Валерику и Вареньке варежки и валенки.
Курочка-ряба — пестра, с носа востра.
Уточка-белогрудочка с носка плоска.
Л
Летела гагара над амбаром, а в амбаре сидела другая гагара.
Летят три пичужки через три пустых избушки.
Лошадь с седоком,да без седла и узды, без подпруги и удил.
М, Н, С
Маланья-болтунья
Молоко болтала,
Болтала, болтала,
Выбалтывала, выбалтывала,
Да не выболтала.
На возу лоза, у воза коза.
На дуб не дуй губ.
Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
Л
Наменял старик мочал,а лапти не вылапотничал.
Наш Полкан попал в капкан.
У ежа и ёлки иголки колки.
Неделю Емеле прясть короб кудели,
А Емелиной дочке — прясть одну ночку.
Ни седла, ни узды,ни той вещицы —на что положить уздицу.
Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.
Около кола — колокола, и на колах — колокола.
О
Огурцы-молодцы зеленобелогубы.
Оса боса и без пояса.
Осип осип, Архип охрип.
П
Перепел перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят.
Пётр Петру пёк пироги.
Пилил Филипп полено из лип, притупил пилу Филипп.
Под матицей, под потолком висит полколпака гороху
Без червячка, без червоточинки.
У Антипа росла одна липа, а Филипп посадил семь лип.
Под плетень, в тень, топор в пень — дзень!
Поля пошла полоть петрушку в поле.
Проворонила ворона воронёнка.
Нашего пономаря никто не перепономарит,
А наш пономарь всех перепономарит.
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
Р
Раз дрова, два дрова, три дрова!
Росла за горой, за пригорочком сосенка с подприсосёночком.
Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.
У тридцати трёх полосатых поросят тридцать три хвостика висят.
Надо дрова выдворить,на дровяной двор выставить.
С
Свинья тупорыла весь двор перерыла. Вырыла полрыла, до норы не дорыла.
Сел сокол на гол ствол. Соломы воз возница вёз.
Стоит копна с подприкопеночком.
Стоит, стоит у ворот бык ТУПОГУБОШИРОКОРОТ.
Сух сук нёс барсук. У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб.
Съел Валерик вареник, а Валюшка — ватрушку.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, и все со сметаной и с творогом.
Съел Слава сало, да сала было мало.
У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.
Т
Течёт речка, печёт печка.
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки
Ткёт ткач ткани на платье Тане.
Три сороки тараторки тараторили на горке.
От топота копыт пыль по полю летит.
Щ, Ф, Ч
У гусыни усов ищи не ищи — не сыщешь.
У осы не усы, не усищи, а усики.
У Феофана Митрофаныча
Три сына Феофаныча.
У четырёх черепашек по четыре черепашонка.
Сыпь песочек в желтенький черепочек.
Х, Ш, Щ
Ходит квочка около дворочка,
Водит деток — около клеток.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:
Ха! ха! ха! ха! ха!
Шёл Егор через двор,
Нёс топор чинить забор.
Шесть мышат в камыше шуршат.
Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте Щетинка у чушки, чешуйка у щучки,
Щели-щёлочки и щёчки.
Тощ хвощ из рощ.
Положи овощ в борщ.
Словесная игра «Насос»
Цель игры: Автоматизация изолированного звука [С].
Описание игры: Детям предлагалось сесть на стульчики, образовав полукруг. Ход игры: Сегодня мы отправимся в путешествие на велосипедах. Только нужно проверить, хорошо ли накачаны шины. Ай- ай- ай, пока наши велосипеды стояли, шины спустились. Давайте возьмем насосы и будем их накачивать так: С-С-С… При этом педагог показывает правильную артикуляцию звука и длительно произносила его, выполняя движения, имитирующие работу насоса. Затем дети по очереди встают со стульчиков и произносят изолированный звук, подражая движениям. Если кто-то из детей произносит звук неправильно, обыгрываем ситуацию. «Ой, а у Алеши насос сломался, нужен ремонт». При этом уточнялась правильная артикуляция звука, и ребенок, обнаружив свою ошибку, повторял все еще раз.
Словесная игра «Доскажи словечко»
Цель: автоматизация звука [З ] в слогах и словах.
Описание игры : Произнесите фразу, не договаривая слог в последнем слове.
Тот из ребят, кто первым правильно произносил недостающий слог,
получает фишку. Выигрывает игрок, набравший наибольшее количество фишек.
На дворе стоит ко (за) хмурит серые гла (за).
У нашей Ли (зы) сплошные капри (зы).
Настали моро (зы, стоят голые берё(зы).
Словесная игра «Доскажи словечко»
Цель: автоматизация звука [Ж] :
Описание игры : Произнесите фразу, не договаривая слог в последнем слове.
Тот из ребят, кто первым правильно произносил недостающий слог,
получает фишку. Выигрывает игрок, набравший наибольшее количество фишек.
Через поле шла ме (жа) там мы встретили е (жа,
Мы смотрели на е (жа,не крича и не виз (жа).
Мы смотрели на е (жа, рты закрытыми дер (жа).
Мы смотрели на е (жа, он от нас и убе (жал).
Словесная игра «Зина и изюм»
Цель игры: автоматизация звука [З’] в предложениях.
Оборудование: большая кукла.
Описание игры: Детям показываюит куклу: «Это кукла Зина.
Её купили в магазине. Она сделана из резины. Щёчки резиновые,
носик резиновый, ручки, ножки резиновые». Затем спрашиваем детей:
- Как зовут куклу?
-Где её купили?
-Какие у нее щёчки? и т. д.
-Наша Зина ужасная сладкоежка, она очень любит изюм. Давайте
будем по очереди угощать Зину изюмом. Дети угощают куклу.
Словесная игра «Тише, тише: Маша пишет!»
Цель: автоматизация звука- Ш- в предложениях.
Описание игры: дети, взявшись за руки, ходят по кругу и тихо говорят:
«Тише, тише: Маша пишет!»
«Наша Маша долго пишет».
«А кто Маше помешает, того Маша догоняет».
После этих слов дети бегут в домики (на стульчики, а тот, кого
Маша запятнала, должен придумать предложение со звуком -Ш-.
Словесная игра-диалог «Шутка»
Цель: автоматизация звука [Ш] в тексте диалога.
Оборудование: корзиночки, платок для бабушки.
Бабушка: -Куда идёте, детушки? Дети: - По ягоды, бабушка.
Бабушка: -Где же ягоды, детушки? Дети: -Над землицей, бабушка.
Бабушка: -Уж не клюква ли, детушки? Дети: -Нет, повыше, бабушка.
Бабушка: -Не калина ли, детушки? Дети: -Конечно, бабушка!