Лучший педагог года

Рекомендации для воспитателей детских садов по формированию коммуникативных компетенций старших дошкольников

Валентина Сысоева
Рекомендации для воспитателей детских садов по формированию коммуникативных компетенций старших дошкольников

Данные методические рекомендации были разработаны на основе экспериментального исследования на тему: «Русская народная сказка в формировании коммуникативных компетенций старших дошкольников».

На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную её адаптацию в современном обществе. Дошкольнику, чтобы стать образованным, легко адаптирующемся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией.

Публикация «Рекомендации для воспитателей детских садов по формированию коммуникативных компетенций старших дошкольников» размещена в разделах

Исследования педагогов показывают, что одним из наиболее эффективных средств формирования коммуникативных компетенций у старших дошкольников является русская народная сказка. Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего детства и остаётся с ним на всю жизнь, в ней черпаются первые представления о доброжелательных отношениях. Русская народная сказка является важным воспитательным средством, она активно воздействует на чувства и разум дошкольника, развивает его восприимчивость, эмоциональность. Её влияние объясняется психологическими особенностями дошкольного возраста.

Вся система работы по формированию коммуникативных компетенций должна быть организована с учётом возрастных особенностей старших дошкольников и опираться на основные принципы детской психологии и педагогики. Поэтому в начале работы необходимо изучить особенности развития общения детей и отношения ребёнка к сверстнику, исследуя работы известного психолога, доктора психологических наук Д. Б. Эльконина, а также работы доктора психологических наук Е. О. Смирновой, кандидата психологических наук В. М. Холмогоровой. [1, 19]

На контрольном этапе работы очень важно провести исследование в рамках собственной группы с целью изучения уровня сформированности коммуникативных компетенций. Подобное исследование целесообразно проводить с помощью диагностических заданий, представленных в пособии доктора педагогических наук О. В. Дыбиной, так как данная диагностика в полной мере измеряет такие характеристики коммуникативной компетенции как : умение получать информацию в общении, умение выслушать другого человека, умение вести простой диалог и др.

Диагностическое исследование проводится два раза в год – в начале и в конце учебного года, для того, чтобы проследить изменения в уровнях инициативности, чувствительности и эмоционального фона по отношению к сверстникам.

Любая воспитательная работа имеет положительный результат, если она запланирована и проводится систематически. Целесообразно проводить специально организованные занятия с детьми во второй половине дня, продолжительность занятий для детей старшей группы – 25 минут, для детей подготовительной группы – не более 30 минут.

Следующим направлением работы по формированию коммуникативных компетенций старших дошкольников является разработка перспективного плана занятий с детьми. Он должен быть конкретен и реален. То есть, создан с учётом той материальной среды, которая существует в детском саду.

Для успешного осуществления работы по формированию коммуникативных компетенций старших дошкольников посредством русской народной сказки необходимо создать в группе детского сада соответствующую развивающую среду:

«Уголок сказки» – в нём необходимо разместить книги с русскими народными сказками, имеющими красочные и яркие иллюстрации, книжки-самоделки, сделанные детьми по мотивам русских сказок. Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать следующие сказки, направленные на формирование доброжелательных взаимоотношений, сочувствия, отзывчивости, дружеских взаимоотношений: «Иван-царевич и серый волк», Крылатый, мохнатый да масляный», «Хаврошечка», «Снегурочка», «Морозко», «Сивка-бурка», «Царевна-лягушка» и др.

«Театральный уголок» – необходимо поместить настольный, теневой, пальчиковый театр, театр картинок, маски к сказкам, костюмы для создания театрального обыгрывания, а также музыкальные альбомы и диски с русскими народными сказками.

Самыми эффективными методами и формами по формированию коммуникативных компетенций являются те, которые наряду со знакомством сказки, позволяют вовлекать детей в деятельность.

На формирующем этапе работа со сказкой может иметь различные формы : чтение, пересказ, беседа по содержанию, проведение конкурсов на лучшего знатока сказок, театрализованное исполнение, выставки рисунков.

Сказки, которые невелики по объёму, можно рассказывать детям наизусть, так как при этом достигается наилучший контакт с детьми, главное в передаче рассказчика – выразительность, которая направлена на представление детьми живого образа.

Беседы с детьми нужно строить таким образом, чтобы нравственное представление приобрело яркое, живое содержание. Именно поэтому необходимы с детьми разговоры о состояниях, переживаниях героев, о характере их поступков, о совести, о сложности различных ситуаций.

В беседах по содержанию должны преобладать вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок: «А как бы вы поступили?» В процессе проведения бесед осуществляется формирование личностного общения детей, их коммуникативных компетенций (ориентировка в ситуации общения, реализация речевого действия, подбор вербальных и невербальных средств общения).

Также при работе со сказкой необходимо вовлекать детей в художественную деятельность – рисование, лепка, аппликация, которая позволяет детям выразить своё отношение к героям сказки, воплотить свои переживания к судьбе и поступкам героев сказки.

Инсценировка сказки необходима для привлечения детей к участию в игровой деятельности, воспроизводящей взаимоотношения между сказочными героями и помогают ребёнку войти в мир общения. По предложению педагога дети могут вставить в сказку пословицы, загадки, что формирует умение пользоваться малыми формами фольклора в общении.

Также театрализация способствует совершенствованию монологической и диалогической формы речи, так как новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребёнка перед необходимостью чётко, ясно изъясняться, дошкольник начинает активно пользоваться словарём, что, в свою очередь, является важным условием формирования коммуникативной компетенции старшего дошкольника.

Для успешного осуществления формирования коммуникативных компетенций у старших дошкольников воспитателю необходимо привлекать к сотрудничеству родителей, так как работа, проводимая в дошкольном образовательном учреждении результативна только тогда, когда находит продолжение в семье.

Использовать при этом можно такие активные формы работы :

консультации для родителей ««Помогите ребёнку научиться дружить», «Народная сказка как источник нравственного воспитания детей дошкольного возраста»;

– выставки творческих работ детей «Зимние сказки», «Цветные сказки», «Добрые сказки»;

– также необходимо подключать родителей к разучивание с детьми ролей к театрализации, создание костюмов для разыгрывания спектаклей, с целью взаимопомощи и взаимоподдержки в развитии коммуникативной компетентности дошкольника.

Таким образом, исходя из нашего опыта, полученного в ходе исследовательской работы, мы выявили, что для успешного процесса формирования коммуникативных компетенций у старших дошкольников, необходимо:

1. Максимально использовать со старшими дошкольниками различные мероприятия с включением народных сказок.

2. Использовать приёмы, направленные на анализ народных сказок и умение инсценировать их.

3. Привлекать родителей к проведению различных мероприятий с включением народных сказок.

На контрольном этапе работы с русской народной сказкой необходимо провести повторное диагностическое исследование. Анализируя в сравнении полученные результаты исследований в конце работы, можно получить возможность наблюдать положительные сдвиги в индивидуальном развитии каждого ребёнка и группы в целом. Сравнительные гистограммы исследований дают возможность наглядно увидеть динамику результатов: проследить изменения в уровнях инициативности, чувствительности и эмоционального фона по отношению к сверстникам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Смирнова, Е. О. Конфликтные дети [Текст] / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М. : Эксмо, 2010. – 170с.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Районное методическое объединение воспитателей и заведующих детских садов»Фотоотчёт «Районное методическое объединение воспитателей и заведующих детских садов» Добрый день,уважаемые коллеги!14 октября в нашем детском саду прошло районное,методическое объединение и вот сегодня я предоставила.

Интеллектуальная игра «Аукцион вопросов о природе» среди команд дошкольников из разных детских садовИнтеллектуальная игра «Аукцион вопросов о природе» среди команд дошкольников из разных детских садов Цель: формирование эмоционально-ценностного отношения к сверстникам, развитие коммуникативных способностей детей. Задачи: 1. Воспитывать.

Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников «Лесной гость» Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с использованием приёмов СГЛПТ.

Методические рекомендации для воспитателей и родителей, по формированию основ культуры безопасности по ПДД НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ в соответствии с ФГОС ДО. Формирование навыков осознанного безопасного поведения на улице в специально организованной.

Консультация для воспитателей «Методические рекомендации по работе в средней и старших группах» Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего.

Оформление детских садовОформление детских садов Дорогие коллеги, предлагаю вашему вниманию фотографии оформления групп коридора В коридоре мы оформили стену в виде деревенского домика.

Педагогическая диагностика социально-коммуникативного развития (развития жизненных компетенций) у старших дошкольников с ОВЗ Критерии составлены на основании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и программы Е. А. Екжановой.

Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных способностей дошкольников» Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий.

Сценарий проведения творческой мастерской для воспитателей детских садов «Вот они какие, яйца расписные!» 1 слайд Конспект проведения мастер-класса «Вот они какие, яйца расписные!» Пояснительная записка: Данная методическая разработка предназначена.

Система игр, направленных на формирование коммуникативных умений у старших дошкольников 1. «Царевна Несмеяна» Цель: создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации для воспитателей детских садов по формированию коммуникативных компетенций старших дошкольников
Опубликовано: 7 ноября 2015 в 14:15
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД