Лучший педагог года

Рекомендации педагогам по эффективному взаимодействию с детьми, имеющими нарушения поведения

Светлана Новикова
Рекомендации педагогам по эффективному взаимодействию с детьми, имеющими нарушения поведения

Поведение ребенка обусловлено его личностью, но поведение взрослых может повлиять на поведение детей.

Внимание воспитателя соответственно ситуации может быть положительным (взгляд, похвала, разговор, совместное времяпрепровождение) или отрицательным (ругань, крики, разбирательства).

Если мы обращаем внимание на хорошее поведение ребенка, хвалим его, то ребенок захочет дальше так себя вести. Это хорошо для нас и для ребенка.

Публикация «Рекомендации педагогам по эффективному взаимодействию с детьми, имеющими нарушения поведения» размещена в разделах

Если ребенок хорошо себя ведет, а мы осторожно молчим, думая, что можем нарушить идиллию и оставляем ребенка совершенно без внимания, то такое хорошее поведение может исчезнуть, если его постоянно игнорировать, а само по себе оно не доставляет ребенку удовольствия.

Если ребенок себя ведет капризно, впадает в истерику, и получает порцию внимания в виде замечаний, повышенного тона, то – в следующий раз, когда ребенок захочет внимания, он вспомнит про этот способ поведения.

А вот если проигнорировать капризное поведение ребенка и делать так постоянно, то ребенок не сочтет этот способ поведения пригодным.

Таким образом, наша задача: научиться вниманию к хорошему поведению и игнорированию плохого.

1. Навык Внимание

Внимание воспитателей делает поведение ребенка более частым. Как позитивное внимание, так и негативное. В данном случае задача воспитателя в игровой форме освоить навык позитивного внимания, а затем научиться применять его в жизни к тому поведению, которое они хотят видеть чаще. Игра на отработку навыка внимания называется «Комментатор». Она состоит в том, что во время игры ребенка (рисование, конструктор, лепка; ролевые игры и чтение – не подходят) воспитатель постоянно сопровождает действия ребенка своим описанием этого действия. Во время игры комментировать нужно только хорошее поведение. Если ребенок ведет себя плохо, например, кинул кубик, комментировать это нельзя. Во время комментирования воспитатель не должен задавать вопросы, давать команды, пытаться учить. Комментировать ребенка следует не слишком часто и не слишком редко. Кроме комментирования в игре, можно проявлять внимание к правильному поведению в течение дня («Ты говоришь спокойным голосом», «Ты занят игрой»). Можно давать свои комментарии то чаще, то реже, в зависимости от ситуации и пользоваться этим приемом целый день.

2. Навык Поощрение

Поощрение, как и Внимание – это виды позитивного подкрепления. Поощрение и Внимание должны использоваться сразу после хорошего поведения, чтобы усилить его.

Виды нематериального поощрения:

• Физическое: объятия, поглаживания, подмигивания и т. п.

• Абстрактная похвала: – Здорово! – Ух ты! – Посмотри, как ты здорово умеешь. – Так весело! – Красиво! Замечательно! Отлично! Превосходно!

• Конкретная похвала: вы говорите ребенку, что именно вам понравилось в его поведении. Это помогает ребенку осознать, что значит хорошее поведение.

Таким образом, конкретная похвала должна использоваться много чаще, чем абстрактная:

– Мне нравится, когда ты.

– Я действительно ценю, когда ты делаешь то, что я тебе говорю делать.

– Спасибо тебе за.

– Ты хорошая девочка

– ты сделала.

– Ты действительно молодец – ты.

– Убрала за собой игрушки – очень хорошо.

Важно правильно использовать поощрения. Для этого будьте точны – используйте конкретную похвалу, поощряйте ребенка сразу же – это поможет ему установить связь между хорошим поведением и вашим положительным подкреплением. Акцентируйте внимание на всех положительных изменениях: хвалите каждый шаг на пути к цели («Молодец, ты убрал игрушки», «Молодец, ты слушал внимательно», «Молодец, ты дружно играл с Машей»). Хвалите ребенка всякий раз, когда вы увидели желаемое поведение, пока оно не войдет в привычку. Только после этого можно хвалить ребенка менее интенсивно. Важно не злоупотреблять похвалой, чтобы она не стала разменной монетой и не потеряла свою ценность для ребенка.

3. Навык Игнорирование и избирательное внимание

Игнорирование – это мощный способ сделать определенные виды плохого поведения более редкими. Крайне важно использовать этот прием каждый раз, когда возникает определенное поведение и продолжать игнорировать его, пока оно не закончится. Будьте готовы к тому, что вначале поведение ребенка ухудшится. Ребенок будет проверять границы вашего терпения: станет громче кричать, плакать и т. д. Если на этом этапе вы дрогнете и обратите внимание на ребенка, то его капризное поведение только усилится. Если вы выдержите игнорирование, то плохое поведение ребенка драматически сойдет на «нет». Игнорировать стоит капризное поведение ребенка, когда он ищет внимания, например, нытье, скуление, приступы гнева, «мелкие пакости». Нельзя игнорировать поведение, которое может нанести вред имуществу, ребенку или другим людям. Игнорирование – это активная деятельность. Есть важные вещи, которые вы должны делать, когда игнорируете ребенка.

• Никакого визуального контакта и сигналов. Повернитесь спиной к ребенку или хотя бы на 90 градусов, чтобы ребенок не мог увидеть вас (даже мимолетный взгляд или нахмуренные брови).

• Не говорите ни слова, если вы начали игнорировать ребенка. Своими словами (вниманием) вы подкрепите плохое поведение ребенка.

• Никакого физического контакта.

• Начинать игнорировать выбранное поведение нужно сразу, как только плохое поведение началось.

• Прекращайте игнорировать через 10–15 секунд после того, как плохое поведение закончилось. И поблагодарите ребенка за его хорошее поведение.

Избирательное внимание – это использование комментирования и похвалы в сочетании с игнорированием с целью учащения хорошего поведения. Комментируете и хвалите, когда видите то поведение ребенка, которое хотите сделать более регулярным, и игнорируете такое поведение, которое хотите сделать более редким. Игнорирование не дает представления ребенку о том, чем заняться. Поэтому игнорирование всегда должно сочетаться с комментированием и похвалой правильного поведения. Такая комбинация приемов может очень сильно изменить поведение ребенка!

4. Навык Ясные указания

Ясные указания включают три шага, которые помогут ребенку понять, чего вы от него хотите, а значит, сделают более вероятным послушание.

1. Установите контакт. Для этого нужно подойти близко (хотя бы на расстоянии нескольких шагов, произнести имя ребенка (максимум два раза) и установить визуальный контакт.

2. Правильно дайте указание: твердый, но не злой голос, немного громче, чем обычно, разрешающие инструкции вместо запрещающих («Пожалуйста, собери карандаши в коробку» вместо «Прекрати рисовать»). Используйте простой язык, показывайте, если надо (укажите на туалетную комнату, если говорите ребенку умыться, объяснения перед тем, как дать указание («Скоро пойдем на прогулку. В группе должен быть порядок. Пожалуйста, прибери игрушки»).

3. Подождите 5 секунд, пока ребенок начнет выполнять задание, считайте про себя, не говорите ничего в это время.

Основные ошибки формулировок:

• Вопросительные ясные указания: Когда ты, наконец, приберёшь в комнате?

• Цепочка указаний: Прибери кровать, надень тапочки, выходи из спальни, оденься и садись за стол.

• Мы-указания: Давай приберем игрушки. При том, что присоединение воспитателя на самом деле не предполагается.

• Пояснение после указания: Подойди ко мне, хочу поправить твою кофточку. Пояснение должно идти перед самим указанием. Пояснение в конце может спровоцировать множество лишних вопросов.

• Абстрактное: Будь хорошим мальчиком. А что это значит?

Использовать именно ясные указания нужно далеко не всегда. Часто лучше попросить ребенка, оставив ему возможность выбора. Ясные указания хорошо подходят, когда вам важно, чтобы ребенок сделал что-то прямо сейчас, когда вы не хотите дать ребенку право выбора – делать или не делать, когда ребенок делает что-то опасное для себя или для других. Важно оценивать каждый раз, не будут ли навыки первой части тренинга здесь более эффективны? Особенно если поведение ребенка неопасное, надоедливое, раздражительное или ищущее внимания.

Путь А подразумевает, что ребенок слушается после указания и родитель отмечает его послушание комментированием или похвалой.

5. Навык Тайм-аут

Мы рассмотрели самый благополучный вариант, когда ребенок послушался сразу после ясного указания (путь А). В жизни не всегда бывает так.

Путь В предполагает, что ребенок послушался после предупреждения:

1. Ясное указание («Убери игрушки в ящик»).

2. Через 5 секунд ребенок не слушается.

3. Предупреждение («Если ты сейчас не уберешь игрушки в ящик, то отправишься на «скучный стул» на три минуты»).

4. Ребенок слушается в течение 5 секунд.

5. Поощрение («Отлично, что начал собирать игрушки»).

Путь С еще сложнее: ребенок не слушается даже после предупреждения. Первые три пункта пути С такие же, как в В. Далее

4. Через 5 секунд ребенок не слушается.

5. Наказание («Ты не начал складывать игрушки, поэтому отправляешься на три минуты на стул»).

6. Исходное ясное указание, т. е. далее начинается новый цикл – путь А, В или С.

В классическом случае наказанием является тайм-аут (ТА). Чтобы провести ТА, воспитатель отводит ребенка к стулу в заранее выбранном, скучном месте, и ребенок минимум три минуты проводит без всякого позитивного подкрепления. Это процедура наказания, при которой воспитатель лишает ребенка всех источников положительной поддержки. По сути, это крайняя форма игнорирования. Ребенок во время ТА сидит на «скучном стуле» в течение трех минут. Лучшее место для ТА – это скучное место, там, где нет игрушек. Определиться с местом нужно до того, как использовать ТА. Проводя ТА, нужно сохранять спокойствие. Нельзя ругать, поучать, спорить с ребенком, когда вы его отводите в ТА и он/ она там находится. Говорить следует строго и сухо, чтобы ребенок понял, что вы недовольны его поведением. Можно использовать таймер (будильник, так, чтобы ребенок видел, сколько прошло времени. Если ребенок шумит и плохо себя ведет на исходе трех минут, продолжите ТА. Иначе ребенок подумает, что его протестное поведение привело к освобождению. Скажите ребенку: «Тебе придется остаться тут, пока ты не успокоишься». После того, как ребенок ведет себя спокойно хотя бы 15 секунд, его можно отпускать. После тайм-аута начинайте заново с ясного указания. Если ребенок послушается, воздержитесь от того, чтобы критиковать его за предшествующее непослушание. Дать потом исходное указание очень важно, чтобы ребенок не использовал ТА как способ избежать дела. Ребенок должен понять, что если вы даете ясное указание, то послушание все равно неизбежно до ТА или после. В первые разы, возможно, для этого придется повторить путь С два или даже три раза. Поняв систему, ребенок начнет слушаться в большинстве случаев сразу после ясного указания или после предупреждения. Важно никогда не давать ребенку ясного указания, если вы не готовы пройти до конца алгоритм ясных указаний. Если дело не кажется вам важным, оставьте его без указания, но, например, попросите ребенка, оставив ему возможность отказаться, отложить дело и т. п. Во время ТА дети часто ведут себя плохо: кричат, протестуют. Это несправедливо, я ненавижу тебя, так не честно и т. п. Воспитатель должен игнорировать подобное поведение. Не следует игнорировать лишь вставание со стула. В этом случае нужно усадить ребенка обратно (придерживая за плечо или бедро) и предупредить: «Женя, если ты еще раз встанешь со стула, тебя ждет три дополнительных минуты в ТА».

6. Правила в группе

Правило – это ясное указание, которое должно работать всегда. Например, никогда не кричать в группе, никогда не драться. Как только правило введено, оно должно всегда соблюдаться. Если ребенок нарушает правило, то ТА начинается немедленно, без предупреждения. Правила группы – по сути это предложение «Если., то тебе придется отправиться в ТА». В правилах должно запрещаться поведение, опасное для ребенка, других людей или имущества.

Правила должны висеть на видном месте, быть нарисованы. Важно: не забывайте регулярно хвалить ребенка за то, что он соблюдает правила: «Ты так хорошо себя ведешь, играя тихо». Особенно первое время после введения правила. Если ребенок нарушил правило: «Так как ты ударил девочку, ты должен отправиться в ТА». Отправьте ребенка в ТА. Необходимо время от времени напоминать ребенку о правиле и не забывать позитивно реагировать на выполнение правила (комментирование/похвала). По окончании ТА повторите с ребенком правило, задавая вопросы: Почему тебе пришлось отправиться в ТА? Что плохого в том, что ты вел себя так-то? Что произойдет, если ты опять забудешь о правиле? Что ты можешь делать вместо этого? Если ребенок отвечает неправильно или не отвечает, вы спокойно даете правильные ответы. Вовлеките ребенка в какую-нибудь деятельность, чтобы можно было его похвалить за правильное поведение.

Основные правила, помогающие управлять поведением ребенка

1. Предъявите четкие требования и подождите 5 секунд.

2. Если ребенок подчиняется – немедленно похвалите его.

3. Если ребенок не слушается, сделайте одно предупреждение.

4. Если ребенок по-прежнему не слушается – сделайте TIME-OUT. Посадите ребенка на «Скучный стульчик»

5. Пяти минут достаточно для наказания, но настаивайте на том, чтоб ребенок вел себя тихо в это время.

6. Когда TIME-OUT закончен, повторите свое первоначальное требование.

7. Если ребенок слушается – похвалите его, если нет – повторите предупреждение и полную последовательность ваших действий.

Публикации по теме:

Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми, имеющими нарушения зрения Мои занятия посещают дети с нарушениями зрения в возрасте от 4-7 лет Занятия проходят как в групповой, так и в индивидуальной форме. В число.

Использование ТСО и ИКТ в работе с детьми, имеющими нарушения речи ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕНТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ» Кафедра специального.

Изучение правил дорожного движения посредством динамических пауз с детьми, имеющими речевые нарушения В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на.

Видео «Логопедическая работа с детьми, имеющими нарушения произношения звука [Р]»Видео «Логопедическая работа с детьми, имеющими нарушения произношения звука [Р]» Примерное планирование НОД - подготовительного этапа по постановке звука [ Р ]. 1. Формирование слухового внимания Игры: " Эхо", "Лови.

Особенности коррекционной логопедической работы с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи Особенности коррекционной логопедической работы с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи «Правильное произношение каждого звука.

Особенности воспитательного процесса с детьми, имеющими речевые нарушения К этой категории дошкольников относятся дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интелекте. У детей с нарушением.

Рекомендации для педагогов по эффективному взаимодействию с сотрудниками ДОО Воспитатель ДОУ должен четко знать концептуальные основы организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, основные.

Рекомендации педагогам по коррекции поведения детей «Ребёнок дерётся, что делать?» Рекомендации педагогам по коррекции поведения детей Ребенок дерется? Что делать? Самым важным условием коррекции поведения является спокойный.

Рекомендации родителям по взаимодействию с детьми Радуйтесь вашему сыну или дочке. Разговаривайте с ребёнком заботливым, ободряющим тоном. Когда ребёнок.

Специфика логопедической работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата Работа логопеда с детьми, имеющими как нарушения речи, так и проблемы здоровья, связанные с опорно-двигательным аппаратом (нарушение осанки,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации педагогам по эффективному взаимодействию с детьми, имеющими нарушения поведения
Опубликовано: 8 февраля 2019 в 10:37
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД